01 января 2016г.
С августа 2012г. Российская Федерация является членом ВТО. Россия получила обширные возможности для коммерческой деятельности в зарубежных странах, включая вы хо д на правовое пространство и международно-правовую защиту, обеспеченную законодательными актами ВТО.В тоже время членство в ВТО не только расширяет возможности для внешнеэкономических отношений, но и накладывает обязательства в области внутренней и внешней экономической политики, которые оказывают совокупное влияние как на общий характер социально-экономического развития страны в целом, так и на отдельные области коммерческой деятельности. Ратификация Россией обязательств по функционированию национального законодательства и экономической практики в соответствии с нормами и правилами ВТО, а также согласование своих индивидуальных обязательств по предоставлению выхода на рынок товаров и услуг, влекут за собой ряд издержек и негативных последствий для экономики и населения. Возможно ослабление государственного контроля над отраслями экономики в процессе объединения международного и национального рынков. Обострение конкуренции, усиление давления со стороны мировых производителей на отечественные компании, экспансирование отечественного рынка более конкурентными зарубежными товарами ведет к негативным социальным последствия в обществе (например, рост безработицы, уровня бедности и ухудшение качества жизни и др.)
Изучение процесса и анализ первых результатов вступления России в ВТО отражены в работах следующих российских авторов (Давлетшин А.Н.[3], Самоделкин А.Г.[6], Фокина Д.А.[7], Чистяков Ю.Ф. [8] и др.), высокий научный интерес к этой проблеме связан с поиском путей повышения конкурентоспособности отечественных регионов в сложившихся условиях.
Свободный доступ на национальный продовольственный рынок товаропроизводителей из стран участников ВТО простимулированный снижением размера таможенных пошлин (особенно на мясную и молочную продукцию), принес пользу отечественному потребителю за счѐт обилия и дешевизны импортных товаров. Но в силу недостаточного уровня конкурентоспособности отечественного продовольствия к товарам зарубежных производителей возникает риск парализации национальной агропродовольственной системы и дезорганизации системы межрегионального продовольственного обмена. Складывающаяся ситуация требует от регионов не только роста бюджетного финансирования аграрной сферы, но и предоставления целевых субсидий сельскохозяйственной отрасли в областях.
Рассмотрим, как обстоит дело в одном из типичных представителей ЦФО – Владимирской области. На основе действующей Стратегии социально-экономического развития региона до 2027 года, Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 -2020 годы, Стратегии Центрального федерального округа до 2020 года и с учетом требований Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-602 и 606 в регионе разработана «Концепция экономической политики Владимирской области, ориентированной на повышение конкурентных преимуществ производимых товаров, работ и услуг»[4]. В данном документе определены центральные направления развития агропромышленного комплекса области и возможные пути поддержки сельскохозяйственного производства со стороны указанного федерального субъекта.
На сегодняшний день политика администрации Владимирской области направлена на решение существующих проблем и развитие агропромышленной отрасли с применением всех доступных ресурсов: увеличение объемов производства высококачественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции; еѐ реализация, как на местном, так и на межрегиональном уровне. Исходя из принятых в области программ, из регионального бюджета предприятия отрасли растениеводства и животноводства получают субсидии на компенсацию части затрат по окультуриванию неиспользуемой пашни, кредиты на приобретение минеральных удобрений и элитных семян, закупку кормов, на развитие племенного скота, строительство современных овощных хранилищ, животноводческих помещений. За январь-декабрь 2013 года сельхозпроизводителям области выплачено 1175,1 млн руб. субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам[5].
Исполняя обязательства, принятые РФ при вступлении в ВТО, администрации Владимирской области пришлось пересмотреть ранее используемые способы финансовой поддержки АПК региона. В рамках этих условий в области была утверждена «дорожная карта» для поддержки сельскохозяйственного производства: выделение субсидий на возмещение затрат крестьянских (фермерских) хозяйств; предоставление грантов; возмещение части затрат на строительство и модернизацию производственных помещений, инженерной инфраструктуры, приобретение сельхозтехники и оборудования; оказание консультационной помощи по вопросам ведения предпринимательской деятельности; финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; строительство и реконструкция автомобильных дорог в сельских территориях, перевод угольных котельных на газ; развитие объектов социальной инфраструктуры и др. [1].
Как уже говорилось, одной из приоритетных задач для развития региона на сегодняшней день является рост реализации сельскохозяйственной продукции областного производителя на региональном и межрегиональном уровне. В области внедрена программа «Покупай Владимирское - покупай российское» сроком на 3 года. В рамках, которой ведется работа по приведению продукции местных производителей к требованиям ВТО по ее переработке, хранению перевозки безопасности. Обеспеченность региона овощами собственного производства уже сейчас достигает 96%. Картофелем область может обеспечить своих потребителей на 200%. В регионе ожидается увеличение объемов производства тепличных овощей. [2].
Проанализировав мероприятия Администрации Владимирской области направленные на развитие агропромышленного комплекса после вступления России в ВТО, можно с уверенностью говорить, что вхождение большинства сельскохозяйственных предприятий региона в сферу действия ВТО, происходит сравнительно успешно. Для повышения конкурентоспособности региональной сельхозпродукции, со хранения социальной стабильности и нивелирования локальных рисков в аграрной сфере кроме принимаемых мер, с учетом системы работы, в данной области проводимой в других регионах ЦФО, можно рекомендовать следующие направления:
1. Привлечение государственные инвестиции для обеспечения сохранности природных ресурсов и окружающей среды, применение энергосберегающие технологий.
2. Создание программы подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на работу в региональной агропромышленной сфере с учетом специфики области.
3. Активизация введения в сельскохозяйственный оборот земель, которые не используются или имеют не целевое применение для увеличения площадей под пашни и пастбища.
4. Формирование программы грантов, направленных на поддержку научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и разработку новых технологий в АПК, за счет которых снизятся издержки и повысится конкурентоспособность отрасли.
5. Привлечение иностранных инвестиции в региональный агропромышленный комплекс.
6. Подготовка программ, нацеленных на модернизацию пахотных земель под зерновые культуры, экспортируемые РФ.
7. Усиление контроля со стороны санитарных и фитосанитарных служб в целях независимой оценки качества импортной сельскохозяйственной продукции для защиты регионального рынка.
8. Снижение закредитованности предприятий агропромышленного комплекса путем сохранения кредитных ставок и увеличения сроков выплат по уже полученным кредитам.
9. Обучение специалистов АПК, направленное на: результативное участие в программах развития сельскохозяйственной отраслей экономики, программе развития внешнеэкономической деятельности; грамотное применение нормативно-правовых актов и программ (планы) по защите интересов региональных сельскохозяйственных производителей.
Список литературы
1. Во Владимирской области утверждена « дорожная карта» развития сельских территорий [Электронный ресурс]. www. specagro.ru/news/dorognya_karta_novost_2?region=5&r10_page=4.
2. Владимирская область сможет увеличить объемы выпуска продуктов питания для импортозамещения [Электронный ресурс]. www. specagro.ru/news/vladimir_obl_novost3?region=5&r10_page=3.
3. Давлетшин А.Н. Направления государственной поддержки развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО // Российское предпринимательство. — 2013. — № 16 (238). — c. 140-144.
4. Концепция экономической политики Владимирской области, ориентированно на повышение конкурентных преимуществ производимых товаров и услуг [Электронный ресурс]. www.avo.ru.
5. Официальный сайт департамента сельского хозяйства Владимирской области [Электронный ресурс]. www.ds x.avo.ru
6. Самоделкин А. Г. Региональная адаптация аграрного сектора к вступлению России в ВТО // Вестник НГИЭИ . 2011. №2 (3).
7. Чистяков Ю.Ф. Мега тенденции взаимодействия экономики России и мирового продовольственного рынка и вступление страны в ВТО // Российское предпринимательство. — 2013. — № 21 (243). — c. 11-21.
8. Фокина Д.А. Адаптация мер стимулирования экспортно-ориентированного машиностроения нормам ВТО // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.