Москва
02 декабря 2016г.
По данным Министерства финансов Канады, доходы федерального бюджета за период с апреля по декабрь 2015 года составили 212,1 млрд. кан. долл., превысив на 15,6 млрд. долл. (7 %) соответствующий показатель аналогичного периода прошлого года, что, прежде всего, говорит о значительном росте налоговой нагрузки на экономику Канады в условиях рецессии и обвала ценовых котировок на мировых сырьевых рынках.
Таблица 1 Изменение структуры доходов федерального бюджета Канады млрд. кан. долл.
Наименование показателя
|
Период
|
апрель-
декарь 2014 г.
|
доля
статьи в структуре доходов,
%
|
апрель-
декарь 2015 г.
|
доля
статьи в структур е доходов,
%
|
Темп
прироста (2015 г. к
2014 г.,
%)
|
Налоговые доходы
|
182,884
|
81,9
|
196,622
|
82,4
|
7,5
|
поступления по налогам на доходы, в
т.ч.
|
142,821
|
64,0
|
153,692
|
64,3
|
7,6
|
налог на доходы физических
|
110,659
|
49,6
|
116,843
|
48,9
|
5,6
|
лиц
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль корпораций
|
26,949
|
12,1
|
31,330
|
13,1
|
16,3
|
налог на доходы нерезидентов
|
5,213
|
2,3
|
5,519
|
2,3
|
5,9
|
акцизные сборы и пошлины, в т.ч.
|
40,063
|
17,9
|
42,930
|
18,0
|
7,2
|
налог на товары и услуги
|
26,743
|
12,0
|
28,654
|
12,0
|
7,1
|
налоги на энергоносители
|
4,610
|
2,1
|
4,756
|
2,0
|
3,2
|
ввозные таможенные пошлины
|
3,775
|
1,7
|
4,447
|
1,9
|
17,8
|
прочие акцизные сборы и
пошлины
|
4,935
|
2,2
|
5,073
|
2,1
|
2,8
|
Премии по договорам обязательного
страхования занятости
|
17,220
|
7,7
|
17,772
|
7,4
|
3,2
|
Прочие доходы
|
23,178
|
10,4
|
24,445
|
10,2
|
5,5
|
ИТОГО ДОХОДЫ
|
223,282
|
100,0
|
238,839
|
100,0
|
7,0
|
Источник: Министерство финансов Канады
Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета (82,4 % или 196,6 млрд. долл. в абсолютном выражении) принадлежит налоговым доходам. В свою очередь, на премии по договорам обязательного страхования занятости и прочие доходы приходится 17,8 млрд. долл. (7,4 %) и 24,5 млрд. долл. (10,2 %), соответственно.
Ключевыми отдельными статьями доходов федерального бюджета явились поступления по налогу на доходы физических лиц (48,9 % или 116,8 млрд. долл.), по налогу на прибыль корпораций (13,1 % или 31,3 млрд. долл.), и налогу на товары и услуги (12,0 % или 28,7 млрд. долл.).
Наиболее высокими темпами возросли поступления в федеральный бюджет платежей по ввозным таможенным пошлинам (на 17,8 % или 0,7 млрд. долл.) и поступления по налогу на прибыль корпораций (на 16,3 % или 4,4 млрд. долл.).
По итогам 2015 года средняя величина ставки по налогу на прибыль корпораций составила 26,5 %. По данному показателю Канада занимает шестое место среди стран G7. Наибольшая величина ставки установлена в США (38,5 %) и Франции (37,5 %), наименьшая – в Великобритании (20 %).
Расходы федерального бюджета Канады за рассматриваемый период составили 234,6 млрд. кан. долл. (прирост составил 5,7 % или 13 млрд. кан. долл.).
Наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по итогам апреля-декабря 2015 года занимают непосредственные программные расходы (38 % или 89,3 млрд. долл.), которые связаны с обеспечением деятельности федеральных министерств, ведомств, государственных корпораций и финансовой поддержкой курируемых ими отраслей экономики и социальной сферы. Причем финансирование государственного аппарата (и государственных корпораций) в отчетном периоде составило 63,6 млрд. долл. (71,2 % от непосредственных программных расходов).
Таблица 2 Изменение структуры расходов федерального бюджета Канады млрд. долл.
Наименование показателя
|
Период
|
апрель-
|
доля
|
апрель-
|
доля
|
Темп
|
декарь
|
статьи в
|
декарь
|
статьи в
|
прироста
|
2014 г.
|
структуре
|
2015 г.
|
структуре
|
(2015 г.
|
расходов,
|
расходов,
|
к 2014 г.,
|
%
|
%
|
%)
|
Основные трансферты населению
|
61,618
|
27,8
|
68,600
|
29,2
|
11,3
|
выплаты по достижению пенсионного
возраста
|
36,232
|
16,3
|
37,706
|
16,1
|
4,1
|
выплаты по договорам обязательного
страхования занятости
|
14,565
|
6,6
|
15,980
|
6,8
|
9,7
|
выплаты на содержание детей
|
10,821
|
4,9
|
14,914
|
6,4
|
37,8
|
Основные трансферты в бюджеты других
уровней бюджетной системы
|
52,498
|
23,7
|
54,915
|
23,4
|
4,6
|
поддержка здравоохранения и
финансирование других отраслей социальной сферы
|
37,247
|
16,8
|
39,153
|
16,7
|
5,1
|
трансферты на развитие
здравоохранения Канады
|
26,762
|
12,1
|
28,354
|
12,1
|
5,9
|
трансферты на развитие социальной
сферы Канады
|
10,485
|
4,7
|
10,799
|
4,6
|
3,0
|
фискальные механизмы и другие
трансферты
|
17,077
|
7,7
|
17,562
|
7,5
|
2,8
|
поддержка крупных городов и местных
сообществ
|
1,932
|
0,9
|
1,910
|
0,8
|
-1,1
|
расходы, связанные со снижением
налоговой нагрузки на граждан провинции Квебек
|
-3,758
|
|
-3,710
|
|
-1,3
|
Непосредственные программные расходы
|
84,943
|
38,3
|
89,251
|
38,0
|
6,9
|
трансферты, в том числе по следующим
отраслям и сферам:
|
25,916
|
11,7
|
25,698
|
11,0
|
-0,8
|
коренное население и развитие
Севера
|
4,966
|
2,2
|
5,922
|
2,5
|
19,3
|
агропромышленный комплекс
|
0,764
|
0,3
|
0,962
|
0,4
|
25,9
|
занятость и социальное обеспечение
|
4,758
|
2,1
|
4,858
|
2,1
|
2,1
|
международное сотрудничество,
торговля и развитие
|
1,966
|
0,9
|
2,402
|
1,0
|
22,2
|
здравоохранение
|
2,530
|
1,1
|
2,553
|
1,1
|
0,9
|
промышленность
|
1,815
|
0,8
|
0,753
|
0,3
|
-58,5
|
прочие
|
9,114
|
4,1
|
8,248
|
3,5
|
-9,5
|
прочие непосредственные программные
расходы, в том числе
|
59,027
|
26,6
|
63,553
|
27,1
|
7,7
|
поддержка государственных
|
6,113
|
2,8
|
7,013
|
3,0
|
14,7
|
корпораций
|
|
|
|
|
|
обеспечение национальной обороны
|
16,626
|
7,5
|
18,711
|
8,0
|
12,5
|
содержание прочих ведомств
|
36,288
|
16,3
|
37,829
|
16,1
|
4,2
|
Выплаты по государственному долгу
|
22,914
|
10,3
|
21,805
|
9,3
|
-4,8
|
ИТОГО РАСХОДЫ
|
221,973
|
100,0
|
234,571
|
100,0
|
5,7
|
Источник: Министерство финансов Канады
Реализация же федеральных программ и проектов поддержки отраслей национальной экономики и социальной сферы потребовала финансирования 25,7 млрд. долл. (28,2 % от непосредственных программных расходов). Такое непропорциональное соотношение отражает достаточную громоздкость государственного аппарата, относящегося к федеральному уровню публичной власти.
Размер межбюджетных трансфертов федерального бюджета Канады в другие уровни бюджетной системы страны за рассматриваемый период составил 54,9 млрд. долл. или 23,4 % от общего объема расходов федерального бюджета. При этом рост показателя в сравнении с аналогичным периодом 2014 года составил 4,6 %. Наибольшие объемы финансирования (39,2 млрд. долл. или 71,0 % от общего размера межбюджетных трансфертов) были направлены на поддержку деятельности правительств провинций и северных территорий страны по обеспечению стабильного функционирования отраслей социальной сферы.
Доля основных трансфертов населению в расходах федерального бюджета превысила 29 % (или 68,6 млрд. долл.). Наибольшую долю (55 %) занимают выплаты по достижению пенсионного возраста (37,7 млрд. долл.). Доля этой статьи в структуре расходов бюджета также весьма значительна – 16,1 %. При этом за год произошло увеличение размера указанных выплат на 1,5 млрд. долл. (на 4,1 %).
В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что в 2015 году впервые в современной истории страны численность граждан старше 65 лет (около 6 млн. чел.) превысила численность лиц моложе 15 лет. Кроме того, эксперты прогнозируют увеличение этого разрыва. Так, к 2025 году ожидается, что число пенсионеров достигнет 8 млн. чел., превысив на 2 млн. численность молодежи в возрасте до 15 лет.
Серьезной проблемой в финансовой сфере Канады остается существенная величина госдолга. Бюджет на 2015-16 финансовый год был сверстан в условиях соотношения госдолга и ВВП страны, равном 31,2 %. Бюджет на очередной финансовый год предполагает рост данного показателя до 32,5 %. Вместе с тем, разработчики проекта бюджета отметили, что Канада имеет минимальное значение указанного соотношения среди стран G7. Кроме того, за последние двадцать лет произошло постепенное снижение соотношения госдолга к ВВП страны более чем в два раза (в 1994-95 финансовом году соотношение составило 66 %).
Новое либеральное Правительство Канады во главе с Премьер-министром Дж. Трюдо, пришедшее к власти в октябре 2015 года в результате парламентских выборов, придало огласке планы по формированию федерального бюджета страны на предстоящий пятилетний период (табл. 3).
В соответствии с намерениями либералов бюджет страны будет формироваться со значительным дефицитом, пиковое значение которого запланировано на 2016-17 финансовый год. При этом к концу пятилетнего периода планируется постепенное снижение размера дефицита.
Таблица 3 Прогноз основных параметров федерального бюджета Канады млрд. долл.
Показатель
|
Финансовый год
|
2015-16
|
2016-17
|
2017-18
|
2018-19
|
2019-20
|
2020-21
|
Дефицит
|
5,4
|
29,4
|
29,0
|
22,8
|
17,7
|
14,3
|
Федеральный
государственный долг
|
619,3
|
648,7
|
677,7
|
700,5
|
678,2
|
732,5
|
Отношение
федерального госдолга к ВВП Канады, %
|
31,2
|
32,5
|
32,4
|
32,1
|
31,6
|
30,9
|
Источник: Министерство финансов Канады, 2016 г.
Нельзя не отметить, что до 2021 года заметного снижения величины федерального государственного долга не произойдет. Однако, как планирует Правительство Канады, соотношение госдолга к валовому внутреннему продукту страны будет постепенно сокращаться (с 32,5 % в 2016 г. до 30,9 % в 2020 г.).
|