Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОБЛЕМАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

     Бюджет необходим государству для выполнения его политических, экономических и социальных задач. Бюджетная система РФ функционирует  на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ [1] функционирование местного самоуправления гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов РФ. В бюджетной системе страны местные бюджеты самые многочисленные, они и составляют основу финансовых ресурсов муниципальных образований и бюджетной системы в целом.

      Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов. Без должного финансирования не будет и развития местного самоуправления.

     На сегодняшний день в связи с кризисными явлениями в экономике России, одной из острых проблем муниципальных образований является дефицит бюджета. Так, например, в Республике Бурятия в 2013 году из 23 муниципальных образований дефицит бюджета имели 10 (43,48%), а именно это: Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Кижингинский, Окинский, Северо-Байкальский, Тункинский, Хоринский районы. А в 2014 году данный показатель увеличился на 34,78% и составил 78,26% (18 районов), к вышеперечисленным районам прибавились Баргузинский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Курумканский, Кяхтинский, Муйский, Мухоршибирский, Прибайкальский, Селенгинский и Тарбагатайский районы, а Кижингинский, Северо-Байкальский и Хоринский районы выполнили свои бюджеты с профицитом [2], [3].

     В 2014 году Закаменский, Кабанский и Селенгинский районы имели наибольший дефицит бюджета. Так, в Закаменском районе дефицит составил 245 843 955,77 руб., на 21,52% расходы превысили доходы. В Кабанском районе доходы были меньше расходов на 12,48%, дефицит составил 149 666 211,63 руб. И самый наибольший дефицит имел Селенгинский район - 266 990 978,59 руб., расходы превысили доходы на 33,15%. Таким образом, финансовое состояние местных бюджетов Бурятии остается крайне сложным. Муниципальные образования не способны в полной мере отвечать по своим обязательствам, не имея достаточного количества гарантированно закрепленных финансовых ресурсов. Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования по формированию доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.

      После принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ наряду с ростом доходов консолидированного бюджета России заметно возросли и общие доходы бюджетов местных органов самоуправления. Как отметил В.В. Путин на заседании совета при Президенте по развитию местного самоуправления, основная часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных проектов и федеральных программ [4]. Именно за счет реализации этих программ органы местного самоуправления смогли решить ряд проблем в таких сферах как, здравоохранение, образование, жилищное строительство, дорожное хозяйство, капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство. Так, например, в муниципальном образовании «Город Гусиноозерск» была отремонтирована часть дорог, в данный момент строится новое жилье для сирот. Однако в связи с этим, проблемой практически всех муниципальных образований является высокая финансовая помощь от вышестоящих органов власти, которая составляет более 70% в бюджетах муниципальных образований Бурятии (Табл.1), что значительно снижает их самостоятельность.


Таблица 1 Структура доходов бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2014 год


Муниципальные образования

Доходы, руб.

Доля налоговых и

неналоговых доходов,%

 

Доля безвозмездных поступлений,%

Баргузинский район

592 507 272,05

10,83

89,17

Баунтовский район

371 322 638,87

13,82

86,18

Бичурский район

444 670 091,67

9,32

90,68

Джидинский район

658 134 699,80

21,39

78,61

Еравнинский район

451 538 977,30

27,18

72,82

Заиграевский район

834 446 630,14

31,46

68,54

Закаменский район

1 142 322 961,51

5,14

94,86

Иволгинский район

744 657 952,92

7,10

92,90

Кабанский район

1 198 941 175,36

18,67

81,33

Кижингинский район

370 776 178,30

7,78

92,22

Курумканский район

411 850 597,05

8,26

91,74

Кяхтинский район

631 706 516,91

43,08

56,92

Муйский район

468 547 104,87

43,10

56,90

Мухоршибирский район

548 015 839,22

32,22

67,78

Окинский район

235 272 453,24

51,58

48,42

Прибайкальский район

517 406 816,56

13,76

86,24

Северо-Байкальский район

911 546 700,75

7,37

92,63

Селенгинский район

805 433 757,95

17,29

82,71

Тарбагатайский район

283 632 582,67

30,90

69,10

Тункинский район

801 732 513,57

16,84

83,16

Хоринский район

429 670 442,39

21,11

78,89

г.Северобайкальск

1 237 155 929,25

19,70

80,30

г.Улан-Удэ

6 462 070 159,94

51,63

48,37

 

     По данным Табл.1 можно сделать вывод о том, что все районы зависят от безвозмездных перечислений. Так, в 2014 году в Бичурском, Закаменском, Иволгинском, Кижингинском, Курумканском и Северо-Байкальском районах безвозмездные поступления в бюджет составляли более 90%. Все меньшую долю в структуре доходов местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми органы местного самоуправления могут в полной мере распоряжаться самостоятельно, важное место стали занимать дотации, субсидии и субвенции.

     Таким образом, для того чтобы органы местного самоуправления стали более самостоятельными, а соответственно и независимыми, необходимо увеличивать долю собственных доходов местных бюджетов. При распределении налогов приоритет должен отдаваться местным бюджетам. Только в этом случае у органов местного самоуправления появятся дополнительные экономические стимулы и реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы. Справедливое распределение налоговых доходов является важнейшим условием обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов.

     На сегодняшний день норматив отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местные бюджеты составляет от 5% до 15%. Поскольку налог на доходы физических лиц занимает наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов муниципалитетов, то одним из эффективных способов увеличения собственной доходной  базы  бюджетов органов местного  самоуправления может быть увеличение процента отчисления этого налога в местные бюджеты. Например, Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) предлагает увеличить норматив отчисления налога на доходы физических лиц до 50%, что могло бы существенно улучшить финансовое состояние муниципальных образований. Изменение данного норматива в разы увеличили бы доходную часть местных бюджетов Республики. Но в связи с сегодняшней экономической ситуацией возможность реализации данного предложения крайне сомнительна.



Еще одним повышающим источником доходов может послужить введение прогрессивной шкалы налогообложения. Так, например, в Китае 7-ступенчатая шкала налогообложения. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц там составляет 3%, а максимальная 45%. В РФ последние 2 законопроекта о прогрессивной ставке налогообложения поступили в марте 2015 года, но приняты так и не были.

Как отметил министр финансов А.Г. Силуанов на заседании Правительства РФ от 1 ноября 2012 года, с 1 января 2016 года планируется увеличить нормативы отчислений доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%. По предварительным прогнозам данная мера позволит увеличить доходы местных бюджетов на  3,1 млрд.  руб. ежегодно.  Что касается Бурятии,  отчисления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований то в 2014 году поступили в размере 33 962 734,28 руб., а с учетом увеличения отчислений до 55%, то сумма поступлений увеличилась бы на 12 736 025,36  руб. и  составили бы 46 698 759,64 руб., а от  акциза на нефтепродукты принесло  в местные бюджеты около 42 млрд. руб. в год. Эти изменения значительно подкрепили бы финансовую базу муниципальных образований.

    Проблемы местных бюджетов появились не сегодня и касаются большинства муниципальных образований. Органы местного самоуправления лишены возможности эффективно решать вопросы местного значения из-за несоответствия объема доходных источников объему возложенных на них полномочий. Необходимо обеспечить экономический рост местных  бюджетов. Все мероприятия должны сопровождаться законодательным закреплением прав, полномочий и обязанностей органов местного самоуправления, чтобы они могли в перспективе самостоятельно решать вопросы местного значения, освобождая органы государственной власти от значительного бремени проблем.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон   «Об   общих   принципах организации   местного  самоуправления   в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ

2.      Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2014 год

3.      Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2013 год

4.      http://www.putin-today.ru/archives/3653