Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВЕТАХ ДИРЕКТОРОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

Аннотация.

В статье содержится анализ законодательства Российской Федерации на предмет возможности участия

федеральных государственных гражданских служащих в органах управления акционерных обществ, находящихся в собственности Российской Федерации. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность служащих в органах управления,  сделаны выводы о том, в каких случаях участие служащих необходимо.

Ключевые слова.

Государственный служащий, представители интересов, совет директоров, конфликт интересов, акционерное общество.


PARTICIPATION OF CIVIL SERVANTS IN THE BOARDS OF DIRECTORS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN TERMS OF LEGISLATION

 

Annotation.

The article provides an analysis of the legislation of the Russian Federation of the possibility of participation of federal civil servants in the management bodies of joint stock companies, owned by the Russian Federation. The basic regulations governing the activities of employees in government are considered, conclusions about the cases in which employee involvement is necessary are made.

Keywords.

Government officials, representatives of interest, the board of directors, conflict of interest, Joint Stock Company,

   В настоящее время в условиях модернизации российской экономики достаточно активно развивается институт корпоративного управления государственной собственностью, находящейся у различного рода государственных образований, в частности открытых акционерных обществ, с преобладающим государственным участием.

   В связи с завершением этапа массовой приватизации 1990-х годов, особенно актуальными стали именно правовые проблемы эффективного управления принадлежащими государственным и муниципальным образованиям пакетами акций, осуществления ими прав акционера через институт представителей государства в органах управления и контроля акционерного общества и доверительных управляющих, использования "золотой акции" .

   В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», регулирующей особенности правового положения открытых акционерных обществ, в  отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции») установлено, что Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

   Представителем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие представители Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738.

    Так, пункт 16 положения предусматривает, что лица, избранные в установленном порядке в совет директоров из числа кандидатов, выдвинутых Российской Федерацией, являются представителями интересов Российской Федерации, которые осуществляют свою деятельность в совете директоров в порядке, установленном положением, за исключением лиц, кандидатуры которых были предложены Российской Федерацией как акционером, для избрания в совет директоров в качестве независимых директоров.

   Аналогично статье 38 федерального закона о приватизации, такими представителями могут быть, в том числе, лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы.

   Формы отчета представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.04.2011 № 164.

   Вместе с тем Правительством Российской Федерации дано поручение Минэкономразвития России, Росимуществу и отраслевым федеральным органам исполнительной власти о принятии дополнительных мер по выполнению в полном объеме подпункта «д» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 27.04.2012 № Пр-1092 об обеспечении поэтапной замены до 1 сентября 2015 года государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Российской Федерации, профессиональными директорами.

   В настоящее время статус государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 07.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79- ФЗ).

   В статье 17 Закона № 79-ФЗ устанавливаются запреты, связанные с гражданской службой. Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности  органа  управления  коммерческой  организации,  за  исключением  случаев,  установленных федеральным законом.

   Статьей 14 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

   Согласно части 1 статьи 19 Закона № 79-ФЗ конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

   При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

   Письмом Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» определены ключевые «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, одним из которых является выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

   Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под «функцией государственного, муниципального (административного) управления организацией» понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. К таким функциям можно отнести функции по: разработке и принятию нормативных правовых актов, разработке соответствующих государственных программ, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов); осуществлению государственного надзора и контроля; подготовке и принятию решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.).

   Следует отметить, что в п. 1, 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены более жесткие ограничения для муниципальных служащих, предусматривающие запрет состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или, если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

   Участие государственных служащих в совете директоров обосновывается, в основном, безвозмездным исполнением ими соответствующих функций, а также необходимостью осуществления дополнительного контроля над реализацией проектов, имеющих важное значение для определенной отрасли, осуществляемых единственным исполнителем в рамках заключенного с ним государственного контракта

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на участие федеральных государственных служащих в органах управления коммерческих организаций на безвозмездной основе. Данный вопрос действующим законодательством не урегулирован. Следует учитывать, что в случае участия государственных служащих в органах управления коммерческих организаций возможно возникновение конфликта интересов.

   По мнению автора, при принятии решения о назначении государственного служащего в органы управления акционерного общества, руководитель органа власти должен исходить из того, что представление кандидатуры государственных служащих для участия в советах директоров акционерных обществ должно осуществляться с учетом положений статей 14 и 17 Закона № 79-ФЗ, быть исключением и производиться только при наличии соответствующего обоснования (в целях обеспечения безопасности и обороноспособности государства с учетом особенностей сферы деятельности акционерных обществ и т.д.).

 

Список литературы

1.      О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79- ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2004.- N 31 (2 авг.).- ст. 3215.

2.      О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2007.-N 10 (5 март.).- ст. 1152.

3.      О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 N 178- ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 4 (28 янв.).- ст. 251.

4.      О противодействии коррупции :Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 52 (ч. 1, 29 дек.).- ст. 6228.

5.      Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования : Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

6.      Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции"): Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 // Собрание законодательства РФ.- 2004.-N 50 (13 дек.).- ст. 5073.

7.      Об утверждении формы отчета представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и методических указаний по ее заполнению: Приказ Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N 164// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".-2011-N 30 (25 июл.).