10 января 2016г.
В настоящее время риски неизбежны практически в любом бизнесе, они приводят к снижению рентабельности сельскохозяйственных предприятий. С точки зрения современного бизнеса риск представляет собой потенциально существующую вероятность потери ресурсов или неполучения доходов [3].
При этом, как указано в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [6], для обеспечения устойчивого развития отрасли повышение рентабельности является одним из ключевых условий. Устойчивость развития предполагает, что рост рентабельности должен сопровождаться одновременным снижением уровня риска. Это определяет необходимость формирования новых подходов к управлению рисками сельскохозяйственных предприятий.
Под риском понимается: «неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени» [1], «возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия» [5], «опасность потери запланированной доходности проекта как за счет увеличения затрат, так и за счет нереализации на практике прогноза получения выручки» [4].
Агропромышленные предприятия подвержены множеству рисков в большей степени, так как используют природные ресурсы и напрямую зависят от метеорологических условий. Поэтому для владельцев такого типа бизнеса крайне важно обратить внимание на то, как в их компаниях определяют, оценивают и управляют рисками.
Риск-менеджмент – система принятия и выполнения управленческих решений, направленных на уменьшение влияния последствий реализации рисков на деятельность организации [2]. Так же это выбор наилучшей альтернативы, которая позволит снизить негативные финансовые последствия плохой погоды, низкой урожайности, колебания цен и других факторов. Существует два основных направления риск-менеджмента:
¾ превентивная работа (определить возможные негативные события и обезопасить предприятия от их наступления);
¾ работа пост-фактум (принятие мер, которые уменьшат негативные последствия уже наступившего неблагоприятного события).
Чтобы эффективно управлять рисками, сначала их нужно классифицировать:
¾ Производственные риски – производство и переработка сырья, дистрибуция;
¾ Маркетинговые риски – цены, потребности и желания потребителей;
¾ Финансовые риски – рентабельность производства, стоимость финансовых ресурсов, девальвация, инфляция;
¾ Юридические и инфраструктурные риски - юридические, рабочая сила, внешняя среда, общественная политика.
Производственные риски. В агрокомпаниях такой тип риска практически непредсказуем, поскольку связан с изменением погодных условий, болезнью растений и скота, нападением вредителей. Заранее предсказать его невозможно, а в случае наступления убытки для компании могут быть колоссальными – бывали случаи, когда из- за ранних заморозков, посевы полностью не всходили. Применяемые новые и прогрессивные технологии не исключают риски, а меняют природу рисков, они требуют больше специальных знаний, больших финансовых ресурсов и тщательного управления предприятием.
Рыночные и ценовые риски – это риски, характерные для большинства компаний, и агробизнес не исключение. Сюда входят риски получения убытков или недополучения прибыли, связанные с изменением цен на продукцию, сырье, топливо, комплектующие машин, а также падение стоимости активов.
Финансовые риски возникают, если компания занимает деньги и обязуется погасить долг. А повышение процентных ставок является источником такого риска. Так, например, бывают случаи, когда сельхозпредприятия живут от кредита до кредита (например, кредит на закупку семян, топлива берется в счет будущего урожая), возникновение этого типа риска весьма вероятно.
Налоговые риски. Ежедневно существует вероятность финансовых потерь в результате изменения налоговой политики государства.
Наконец, всегда присутствует человеческий фактор. Особое внимание стоит уделить рискам хищения торгово-материальных ценностей, незаконного списания продукции, махинаций с замерами и взвешиванием.
Когда компания определилась с перечнем рисков, необходимо, чтобы специально созданная группа экспертов (представители компании или приглашенные консультанты) определила:
¾ какой возможный ущерб может быть нанесен компании от каждого риска;
¾ какова вероятность того, что это событие произойдет.
Есть риски, последствия которых могут быть катастрофическими (например, смена власти в стране или землетрясение). Однако такие риски маловероятны, их можно опустить. Из всех остальных необходимо выбрать наиболее вероятные риски, и уже с ними работать более тщательно.
Для управления рисками в агробизнесе, субъекты могут в зависимости от целей и условий применения использовать различные типы инструментов: управленческие решения, услуги/инструменты частного сектора и государственные программы. Эти инструменты могут использоваться как отдельно, так и в комбинации друг с другом. К примеру, для оказания помощи по управлению производственными рисками, перерабатывающие предприятия могут создавать агрономические службы и предоставлять консультации производителям сельскохозяйственной продукции.
Управленческие решения. Сельскохозяйственные предприятия могут управлять некоторыми рисками самостоятельно, принимая управленческие решения, при этом улучшить эффективность работы своего предприятия. Основными видами управленческих решений можно выделить:
¾ анализ затрат и доходов, оценка рисков;
¾ производственно-маркетинговые стратегии (специализация, диверсификация, интеграция, управление запасами, заключение производственных и маркетинговых контрактов, развитие инфраструктуры, управление качеством/безопасностью продукции, выполнение норм законодательства);
¾ участие в агробизнес структурах, управление степенью интеграции (инвестиции, слияния, объединения).
Фермерам и руководителям сельскохозяйственных предприятий может понадобиться специфическая консультация или услуга, в этом случае на помощь может прийти частный сектор.
Услуги частного сектора. На сегодняшний день агробизнес компаниям доступны следующие услуги частного сектора:
¾ финансовые услуги (банки, страховые компании);
¾ маркетинговые услуги (биржи);
¾ консультанты/контрактные агенты (информационные услуги);
¾ посреднические услуги.
Посредники могут выполнять функции по предоставлению кредита, формированию товарных партий, заключению контрактов с новыми партнерами и предоставлению транспортных услуг, то есть услуг по управлению маркетинговыми и финансовыми рисками.
Государственные программы. Государственные интервенционные мероприятия по стабилизации цен на агробизнес продукты, доходов производителей и обеспечения продовольственной безопасности могут проводиться разными способами, поэтому государственные программы можно разделить на следующие виды:
¾ субсидирование программ страхования урожая и кредитования производителей;
¾ перестраховочные фонды, фонды для покрытия убытков вследствие катастрофических событий;
¾ инспекционные услуги по обеспечению должного качества и безопасности продукции;
¾ программы по стимулированию спроса (закупки в резервные фонды, экспортные кредиты, развитие рынков);
¾ программы по развитию транспортной инфраструктуры;
¾ исследовательская деятельность, информационные и консультационные услуги.
Неопределенность, недоработанность или половинчатость регуляторных мер и законодательных актов ухудшают положение агробизнес партнеров и добавляют другие риски, с которыми частные компании вынуждены считаться де-факто.
Наконец, от специфических производственных рисков агробизнеса принято защищаться методом страхования. Страхование полей сельскохозяйственных культур, например, возможно еще до начала аграрного сезона. А если весной посеянные культуры так и не взошли или были повреждены вредителями, компания вправе рассчитывать на компенсацию ущерба.
Список литературы
1. Абалкина, Л.И. Экономическая энциклопедия / Л.И. Абалкина. - М., 1999. - 688 с.
2. Богоявленский, С.Б. "Управление риском в социально-экономических системах": Учебное пособие / С.Б. Богоявленский - СПб: Изд-во СПБГУЭФ, 2010. - 147 с.
3. Макарова, Н.Н. Риск – менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие / Н.Н. Макарова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 88 с.
4. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева, - М.: ИНФРА-М, 2005. - 457 с.
5. Тэпман, Л.Н. Риски в экономике / Л.Н. Тэпман. - М.: ЮНИТИ, 2002. Электронный ресурс: //www.garant.ru/