Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
28 декабря 2015г.

    Значительные социально-экономические и политические последствия мирового экономического кризиса, обуславливают необходимость выявления новых резервов роста, выработки методически эффективных и практически реализуемых подходов к модернизации экономики России.

     В настоящее время региональная политика РФ состоит в исправлении отрицательных последствий для отдельных регионов, модернизации  общегосударственной  социально -экономической  политики, обосновываемой на федеральном уровне и зачастую не учитывающей специфику конкретных регионов. Задачи собственно региональной политики – повышение уровня жизни населения и уменьшение территориальной дифференциации социально-экономического развития отодвигаются при этом на второй план [5].

    Недостаточный и несистемный учет пространственного фактора в социально-экономическом развитии является причиной многих проблем в реформировании экономики России и слабой эффективности предпринимаемых в этом направлении усилий [4].

    В этих условиях вопросы пространственного развития приобрели особое значение:

    Во-первых, в условиях постиндустриального общества ведущую роль стали  играть наука и  образование, а пространство стало информационным, с единой мировой системой коммуникаций.

    Во-вторых, идет общемировой процесс глобализации. И Россия является одной из самых значительных частей мирового пространства – и географически, и политически, и экономически.

    В-третьих, стоящие   перед  нашей    страной    задачи    социально-экономического   развития   на   основе модернизации  заставляют  уделять   особое   внимание   проблемам   пространственного   развития,  выработке стратегического курса на поиск и учет преимуществ разнообразных территорий России.

    Теория и практика пространственного развития имеет длительную историю. До 1990 -х годов эта проблематика выражалась в отдельных проектах регионального масштаба и только в конце ХХ века пространственное развитие превратилось в «норму жизни», которая вышла далеко за пределы Европы и США.

    В РФ одна из первостепенных ролей в исследованиях пространственного развития, межрегионального экономического взаимодействия принадлежит академику Александру Григорьевичу Гранбергу, который определяет экономическое пространство как насыщенную территорию, вмещающую множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т. д. [2].

    Другой исследователь, Б. X. Краснопольский, считает, что пространственное экономическое развитие связано, прежде всего, с действием законов рационального разделения труда, размещения природных ресурсов, формирования эффективных (как в корпоративных, так и общественных интереса х) пропорций хозяйственного взаимодействия различных экономических субъектов [3].

     Так, наиболее часто под экономическим пространством подразумеваются некие географические рамки, простирающиеся у разных авторов от муниципальных образований, союзов отдельных государств домирового экономического пространства. Региональный же аспект экономического пространства у большинства авторов заканчивается границами региона.

    В нашей стране исследования в области пространственного развития находятся пока только на начальной стадии развития, среди исследователей отсутствует единство по определению ключевых понятий, не выработаны фундаментальные принципы, цели, методы, система управления пространственным развитием и изменением.

   В условиях поиска оптимальных вариантов развития локальных территориальных экономических систем становится   необходимой   более   углубленная  разработка   концептуальных   подходов   к   региональному пространственному развитию.

    Суть региональной политики государства, лежащей в основе всех новейших экономических и политических преобразований в субъектах Федерации, ориентирована на перенос основных экономических реформ на региональный уровень. Здесь следует отметить, что реформы должны проходить с учетом специфики того или иного региона, это будет способствовать формированию и укреплению экономической основы для самодостаточного социально-экономического развития региона.

     РФ имеет следующие особенности  конфигурации экономического пространства [1]:

· высокую неравномерность, что выступает следствием разных скоростей протекания экономических процессов в региона х;

· сильную разреженность – следствие слабой освоенности территории страны, низкой плотности расселения;

· пикообразность – следствие значительной концентрации экономического пространства исключительно вокруг крупных городов.

    Оценка региональных различий хо да экономической реформы, выявление регионов, объективно нуждающихся в особой «модели реформ», в значительной степени зависят  от правильного выбора системы экономических индикаторов, адекватно отражающих реакцию региональных процессов на проводимую федеральным центром региональную политику.

     Поэтому, для устойчивого, сбалансированного и комплексного территориального социально - экономического развития, а также более полного использования природных ресурсов для нужд регионального развития необходима соответствующая   государственная экономическая политика. Этот подход  ведет  к необходимости всестороннего пересмотра государственного управления территориями, в первую очередь его принципов, целей, задач, функций и процессов.

     Разработка политики   устойчивого пространственного развития должна основываться   на следующих подхо дах регионального социально-экономического развития [6]:

· повышение изученности природных ресурсов;

· освоение новых сырьевых баз, повышение уровня обеспеченности  территории ресурсами;

· развитие безопасной добычи и использование природных ресурсов;

· обеспечение территориального единства посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;

· формирование новых промышленных очагов;

· формирование сбалансированной межрегиональной инфраструктурной системы (транспорт, связь, энергомагистрали);

· предотвращение (ограничение) различных видов ущерба, наносимого хозяйс твенным развитием окружающей среде;

· поощрение высококачественного отечественного и международного устойчивого туризма в рамках безопасности экосистемы территорий и т.д.

     Перечисленные подходы не  охватывают все направления пространственного развития. Тем не  менее, из них вытекает, что при развитии инновационных и инвестиционных процессов следует использовать полицентрическую модель развития.

    Для  выполнения  данных  задач  региональные  и  местные  власти  должны  стремиться  к  успешной реализации стратегических комплексных программ пространственного развития, что, в свою очередь, требует легитимных территориальных органов власти, высокого профессионализма управленцев, а также активного участия предпринимателей  в планировании  и осуществлении  пространственного развития.

     В конечном итоге, модернизация социально-экономической системы страны с позиции пространственной структуры позволит:

- системе государственного управления: по-новому оценить потенциал и привлекательность пространства страны, выделить новые пространственно-экономические пропорции, выработать новые комплексные принципы и подходы в планировании, прогнозировании, управлении;

-    экономическим субъектам: более системно подходить к построению бизнеса, оценивать результаты инвестиций и хозяйственной деятельности.

 

Список  литературы

1.           Гранберг А., Зайцева О. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики– 2002. – № 9.

2.           Гранберг А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3.           Краснопольский     Б.  X.  Мифы  и  реальности  экономического  районирования   //  Пространственная экономика. – 2011. – № 2.

4.           Оптимизация территориальных систем / Под.ред. док-раэкон. наук С. А. Суспицина. – Новосибирск, 2010.

5.           Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион: экономика и социология. – 2003. – № 2.

6.           Электронный образовательный ресурс «e-Regional Policy» по курсу «Региональная политика»: http://course-info.narod.ru/ menu.htm