Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Проблема конкурентоспособности является ключевой для каждой экономики, и Россия не может быть в этом отношении исключением. В нашей стране она проявляет себя в весьма значительной степени, что подтверждается данными международных рейтингов.

   Так, в сентябре 2011 года экспертами Всемирного экономического форума (WEF) был представлен очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности стран «The Global Competitiveness Report 2011-2012». В нём Россия опустилась ещё на 3 позиции и заняла 66-е место из 142 стран мира, ниже Вьетнама и Уругвая [12].

   Всемирный банк проводит ежегодный рейтинг стран по благоприятности условий для ведения бизнеса «Doing Business-2012». В этом рейтинге Россия в 2011-м году заняла 120-е место из 183-х стран и находится между Кабо-Верде и Коста-Рикой [8].

   Самое сложное место в строительной сфере – административное оформление разрешений на строительство. По этому показателю Россия в рейтинге Всемирного банка занимает 182-е место из 183-х лишь потому, что в последней стране – Эритрее в Африке – получение подобных документов в принципе невозможно.

   Отечественная экономика пока остается слабо конкурентоспособной – подтверждают руководители нашей страны на самом высоком уровне. На заседании правительства, состоявшегося 25 июля 2013 года, премьер- министр Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что причинами такого положения дел являются неэффективная инвестиционная политика, слабый технологический уровень развития предприятий и завышенные цены на российских рынках. Все это в значительной степени вызвано административными и финансовыми барьерами в экономике, ограниченным доступом хозяйствующих субъектов к транспортной инфраструктуре и долгими процедурами получения лицензий. Премьер-министр призвал анализировать наилучшие региональные практики и стараться внедрять их в жизнь [4].

   Согласно «Доклада о конкурентоспособности России 2012: Регионы на пути повышения производительности» (далее – Доклад), который был подготовлен Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) в сотрудничестве со Сбербанком России и компанией Strategy Partners Group (Стратеджи Партнерс Групп) [3], в данном деле есть регионы, добившиеся вполне определенных успехов, в том числе с учетом международных сопоставлений. Данный Доклад является логическим продолжением Доклада о конкурентоспособности России 2011, выпущенного ранее Евразийским институтом конкурентоспособности совместно с Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и при поддержке Strategy Partners Group и Сбербанка России, однако основным объектом его изучения на этот раз являются 30 наиболее развитых регионов России с учетом их международной конкурентоспособности. Целью подготовки Доклада служит выделение наилучших региональных практик в сфере повышения конкурентоспособности.

   По его данным Новосибирская область лидирует в рейтинге 30 российских регионов по уровню международной конкурентоспособности. Область смогла обеспечить на своей территории наиболее благоприятный бизнес-климат среди всех участников рейтинга. Второе место заняла Свердловская область, при этом ей удалось  наиболее существенно поднять свои позиции в рейтинге по сравнению с  остальными его участниками за последние пять лет. Третье место заняла Москва. Несмотря на некоторый рост конкурентоспособности, за прошедшие пять лет Москва потеряла лидерство в рейтинге. Четвёртое место занял Краснодарский край, пятое и шестое места поделили Челябинская и Самарская области.

   В Докладе впервые публикуются оценки международной конкурентоспособности российских регионов: методология рейтинга позволяет сравнить российские регионы более чем со ста странами мира. В «глобальном» рейтинге Новосибирская и Свердловская области могли бы занять 32-33-е места, опередив все страны Восточной Европы. Москва заняла бы 38-39-ю позиции – на уровне Чехии и Польши, а Краснодарский край мог бы располагаться чуть ниже – на 39-40-м местах. Челябинская и Самарская области в рейтинге стран заняли бы 43- 44-е места, уступив Чехии и Польше, но опередив многие другие восточноевропейские страны. Перечисленные шесть из 30 регионов рейтинга по уровню конкурентоспособности опережают в среднем страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также в целом страны БРИК. Они также с большим отрывом опережают основную массу российских регионов. Следующие 18 регионов уступают в рейтинге среднему по странам ЦВЕ, их позиции в рейтинге близки к общей позиции России. Наконец, шестёрка регионов, замыкающих рейтинг, по своему положению тяготеет к таким странам, как Украина и Румыния.

   В Докладе в качестве ключевых факторов повышения конкурентоспособности регионов определены:

1.      Активация кластеров.

2.      Состояние производственной инфраструктуры.

3.      Активизация прямых иностранных инвестиций.

4.      Проведение эффективной политики занятости.

5.      Повышение рыночной адаптации предприятий.

6.      Переподготовка и профессиональное образование населения.

7.      Развитие предпринимательство и малого и среднего бизнеса.

8.      Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры.

9.      Проведение политики технического обновления и инноваций.

10.   Обеспечение доступа к необходимым финансовым ресурсам.

   Данная статья посвящено анализу указанных факторов в регионе-лидере и, соответственно, причин достигнутого успеха.

   Активация кластеров

    В Новосибирской области проводится активная кластерная политика – в регионе принята концепция кластерного развития [2].  Как результат,  объединенная программа  развития двух  наиболее подготовленных кластеров - информационных и телекоммуникационных технологий и биофармацевтики – вошла в 2012 году в 13-ть первых в перечне пилотных программ министерства экономического развития РФ [7]. Вся инфраструктура, которая закладывается в проекте, будет работать и на Сибирское отделение РАН, и на высокотехнологичные компании. Комплексный подход к созданию кластера подразумевает развитие технологической инфраструктуры Академпарка Новосибирска, создание IT-городка, а также формирование межвузовского кампуса. Регион рассчитывает на сумму 500 миллионов рублей ежегодно до 2016 года включительно. Аналогичную сумму на условиях софинансирования должны будут совместно вкладывать в развитие кластера областной бюджет и частные инвесторы. К реализации пилотных программ развития территориальных кластеров Минэкономразвития РФ планирует привлечь государственные институты развития, такие как ГК "Внешэкономбанк", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО "Российская венчурная компания", ОАО "Роснано", Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.

    Кроме того в регионе ведется работа по созданию еще нескольких кластеров - автономной энергетики; производства нанокерамики, биокерамики, бронекерамики и других видов этого инновационного материала; силовой электроники и пр. К участию планируется привлечь ряд инновационных предприятий города Новосибирска, банки, институты СО РАН, вузы.

   Производственная инфраструктура

   Прежде всего производственная инфраструктура региона развивается на основе создания и расширения индустриальных и технологических парковых зон. Такие проекты позволяют реализовать принцип одного окна при выделении земельных участков и согласовании технических условий на размещение новых производственных объектов на территории, обеспеченных необходимой инженерной и технологической инфраструктурой, а также привлекать необходимые средства для строительства инфраструктурных объектов.

   В области уже реализуются три парковых проекта: промышленно-логистический парк в районе аэропорта Толмачево, технопарк новосибирского Академгородка и научно-технологический парк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово.

    Промышленно-логистический парк. Самым масштабным инвестиционным проектом в области является проект создания промышленно-логистического парка (ПЛП). С точки зрения складской недвижимости положение Новосибирска является уникальным: город расположен на пересечении крупнейших транспортных путей, связывающих Европу и Азию, запад России с Дальним Востоком, и является распределительным центром для всего региона. Для реализации проекта создания промышленно-логистического парка администрацией области выделен участок площадью 2 тыс. га, на котором планируется создать развитую инфраструктуру с сетью автодорог, многоуровневых развязок с федеральной трассой М-51 «Байкал». Расположение парка в непосредственной близости от Новосибирска, аэропорта Толмачево, Транссиба и автодороги федерального значения привлекательно для размещения на его территории логистических комплексов и производственных предприятий. Для реализации инвестиционных проектов инвесторам на территории парка предлагаются участки земли с подведением основных коммуникаций инфраструктуры до границ участка (электричество, газ, хозяйственно-бытовая канализация, ливневая канализация и пр.).

    В ПЛП уже построены складские комплексы класса «А» общей площадью 145 тыс. кв. м. В 2011 году на территории парка осуществлялась деятельность 5 компаний-резидентов. В 2013 года будут созданы все необходимые условия для реализации еще 8 промышленных и логистических проектов с общим объемом инвестиций около 20 млрд рублей и количеством рабочих мест не менее 5 000. Общий объем инвестиций в строительство инфраструктурных объектов составит около 2 млрд рублей.

   В настоящее время на территории ПЛП уже введены в строй следующие инфраструктурные объекты:

•   железнодорожный путь до станции Чик протяженностью 7 км и соединительный железнодорожный путь протяженностью 1,2 км;

•   газопровод высокого давления длиной 5,2 км;

•   линия электропередач с подстанцией мощностью 6 МВт;

•   очистные сооружения хозяйственно-бытовых и ливневых стоков;

•   автомобильная дорога протяженностью 1,3 км со съездом с трассы М-51 до железнодорожного полотна.

    Технопарк новосибирского Академгородка. Другим парковым проектом федерального масштаба является технопарк новосибирского Академгородка, который должен стать ядром инновационной системы Новосибирской области. В рейтинге, учитывающем основные показатели выполнения федеральной программы, технопарк новосибирского Академгородка занимает второе место. Опередить его смог только ИТ-парк, работающий в Республике Татарстан. Проектом предусмотрено создание технологической инфраструктуры мирового уровня для успешного развития инновационных высокотехнологичных компаний.

    Основные направления специализации технопарка:

•информационные и телекоммуникационные технологии,

•биомедицина и биотехнологии,

•приборостроение и наукоемкое оборудование,

•силовая электроника и электротехника. На территории технопарка создаются:

•    центр технологического обеспечения инновационных разработок, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, в том числе центр прототипирования и создания мелких серий продукции (введен в строй в 2010 г.);

•   бизнес-инкубатор технопарка (начал свою работу в 2011 г.);

•   инженерно-технологический центр наноматериалов (строительство завершено в 2011 году);

•       комплекс лабораторно-производственных зданий для компаний-резидентов технопарка (ведется строительство);

•   комплекс зданий для компаний инфокоммуникационного кластера (ведется строительство).

    В настоящее время резидентами технопарка являются 180 инновационных компаний, в том числе такие крупные компании, как «Центр финансовых технологий» (свыше 40% банков России работают с использованием программных разработок компании; система приема и обработки платежей «Город» успешно запускается по всей России); «ДатаИст» (более 2 500 государственных и коммерческих организаций по всему миру стали покупателями геоинформационных продуктов компании);«СофтЛабНСК» (ведущий российский разработчик тренажеров для космоса, авиации, железной дороги, автомобилей и кораблей; разработчик одной из самых популярных в мире игр-эмуляторов «Дальнобойщики»); «Унискан» (система автоматизированного мониторинга государственной границы «Барьер» стоит на охране государственной границы РФ; разработан мобильный рентгеновский аппарат, предназначенный для всех видов рентгенографических исследований в лечебных учреждениях и нестационарных условиях). Начал работу бизнес-инкубатор технопарка, в котором реализуют свои проекты 34 компании-резиденты бизнес-инкубатора. Выручка резидентов за 2011 год составила 13,125 млрд рублей.

    Биотехнопарк в наукограде Кольцово. Новым парковым проектом, реализация которого началась в 2011 году, стало создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий (биотехнопарка) в наукограде Кольцово. Проект придаст мощный импульс использованию и развитию потенциала Новосибирской области в сфере биотехнологий и биоиндустрии. Проектом предусмотрено строительство и реконструкция объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обустройство инвестиционных площадок, что позволит разместить предприятия по производству вакцин, противовирусных препаратов и антибиотиков, ветеринарных препаратов, продуктов питания и косметики, новых биотехнологий. Первое производство лекарственных препаратов уже открылось в биотехнопарке в 2012 году. Технологическим ядром парка должен стать биотехноцентр коллективного пользования по бактериальному и вирусному направлениям. Кроме того, планируется формирование сервисной инфраструктуры биотехнопарка, включающей в себя целый комплекс бизнес-услуг, а также реализация комплекса мер по привлечению, подготовке и удержанию высококвалифицированных кадров в сфере биотехнологий. Преимущества развития компаний, работающих в сфере биотехнологий, на территории биотехнопарка «Кольцово»:

•           сложившийся биотехнологический кластер, объединяющий научно-исследовательский и производственно-технологический потенциал эффективно функционирующих высокотехнологичных производственных предприятий, центром которого является один из крупнейших научных вирусологических и биотехнологических центров в России «Вектор»;

•   территориальная близость крупнейших научных центров СО РАН, СО РАМН, СО РАХН;

•   наличие предприятий, занятых в сфере научно-технических разработок, держателей или потенциальных создателей инноваций, наличие инновационных проектов и идей, готовых к экспертизе и реализации;

•   активное жилищное строительство в наукограде Кольцово;

•   развитая социальная инфраструктура наукограда Кольцово;

•   благоприятная экологическая обстановка в наукограде Кольцово.

    Объем инвестиций в создание биотехнопарка в рамках долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011–2015годы» составит не менее 1,2 млрд рублей, количество вновь созданных рабочих мест – не менее 2 тыс.

    Активизация прямых иностранных инвестиций

   Новосибирская  область  является  инвестиционно  привлекательным  регионом,  чему  способствуют следующие ее особенности (часть из них уже ранее характеризовалась):

·   географическое положение - пересечение важнейших транспортных коммуникаций;

·   торгово-транспортный потенциал;

·   близость важнейших сырьевых баз Сибири;

·   развитый промышленный комплекс;

·   уникальный научно-технологический потенциал;

·   крупнейший за Уралом многопрофильный образовательный комплекс;

·   наличие    мегаполиса,    административного    центра    Сибири,     обладающего    развитой    финансовой инфраструктурой.

    В последние годы наблюдается активизация градостроительной деятельности на территории областного центра. Инвесторов привлекают значительные материальные ресурсы мегаполиса:

·   развитая городская инфраструктура;

·   промышленные и строительные площадки;

·   телекоммуникационные сети;

·   жилищный фонд;

·   социально-культурные объекты.

    Перспективными направлениями инвестирования являются:

·   наука и высокотехнологичное производство;

·   инфраструктура туризма и отдыха;

·   гостиничный бизнес;

·   жилищное строительство;

·   строительство объектов соцкультбыта.

    Для привлечения иностранных инвестиций в регионе в 2008 году создано Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Агентство регионального маркетинга». Цель его деятельности: формирования образа Новосибирской области, как конкурентоспособного и перспективного бренда, привлекательного не только для инвестиции и международных партнеров, но и для населения самой области, России и мира. Агентство активно участвует в разработке маркетинговой и коммуникативной стратегий Новосибирской области, предлагая различные маркетинговые планы, концепции, проекты, способные позитивно повлиять на развитие региона и его продвижение в общероссийском и мировом контексте. Начиная с 2013 года, область потратит на маркетинг региона 600 млн. руб. в течение последующих 3 лет.

    Инвестиционная привлекательность проявляет себя в росте иностранных инвестиций. В 2012 году в экономику Новосибирской области поступило 768,5 млн. долларов США иностранных инвестиций, что на 44,1% больше, чем в 2011 году [10]. Инвестиции в экономику Новосибирской области осуществлялись из 59 стран мира. Основные страны-инвесторы: Кипр (23,5%), Соединенное Королевство (22,2%), Германия (8,1%), Швейцария (6%), Казахстан и Таджикистан (по 4,6%). Наиболее привлекательными для иностранного капитала были организации транспорта и связи — 39,2%, оптовой и розничной торговли — 26,8%, предприятия обрабатывающих производств — 10,9%. Увеличение поступивших инвестиций сопровождалось позитивными изменениями в их структуре - в 1,9 раза выросли прямые иностранные инвестиции (220,7 млн. долларов США), наиболее эффективные для развития экономики, (доля в общем объеме увеличилась с 14,3% в 2011 году до 28,7% в 2012 году).

   Проведение эффективной политики занятости и переподготовка и профессиональное образование населения

     В деле проведения политики занятости в регионе Управлением занятости населения Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области оказываются следующие стандартные услуги:

•       по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, наиболее соответствующих личностным качествам;

•     по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

•   по содействию самозанятости безработных граждан (осуществление предпринимательской деятельности, создание крестьянского (фермерского) хозяйства) и пр.

     К наиважнейшим направлениям региональной политики, нацеленным на обеспечение достаточного числа рабочих мест, относятся

•     опережающее профессиональное обучение - проводится для работников, находящихся под угрозой увольнения, т.е. при установлении в организации режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы;

•     организация оплачиваемых общественных работ. Данное направление нацелено на сохранение или создание временных рабочих мест для безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения;

•      помощь безработным гражданам, решившим открыть свое дело. Начинающие предприниматели получают субсидии в размере годового пособия по безработице, причитающегося данному человеку на создание собственного бизнеса.

    В регионе действует региональная программа развития профессионального образования на 2014-2020 годы. Ее главными задачами являются модернизация системы профобразования в соответствие с требованиями современной  экономики  региона  и  профессиональная  ориентация  молодежи  на  рынке  труда.  Целью «Региональной программы развития профессионального образования Новосибирской области на 2014-2020 годы» является обеспечение высокого качества образования с учетом перспективных задач социально-экономического развития области и меняющихся запросов населения. В числе основных мероприятий фигурируют модернизация учебно-производственной базы образовательных учреждений, поэтапный рост заработной платы педагогов и мастеров производственного обучения, социальная поддержка обучающихся инвалидов и детей-сирот, выплата дополнительных стипендий отличившимся студентам. Планируется, что в результате реализации программы, в частности, к 2018 году с 3% до 25% увеличится доля учреждений профобразования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [9]. К этому же времени планируется полностью удовлетворить потребность студентов в общежитиях. С 2014 года все учреждения профобразования будут реализовывать с предприятиями реального сектора экономики совместные образовательные проекты, в области будут действовать 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов. Программой также поставлена задача сократить долю безработной молодежи с 2,4% (на начало реализации) до 1,8% в общем количестве молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет в 2020 году.

   Следует подчеркнуть, что модернизация системы профобразования проводится в области уже на протяжении двух с половиной лет. При взаимодействии с руководителями предприятий и организаций обновляются структура и содержание образования в соответствии с потребностями рынка труда. В рамках этой работы трансформируется сеть учреждений профессионального образования: создаются многоуровневые учреждения, ресурсные центры, сокращаются неэффективно используемые мощности. В результате проведенной работы в области сегодня действуют 62 учреждения, из них 24 – начального, 34 – среднего и 2 дополнительного профобразования, а также 2 учреждения дополнительного образования детей. Общий объем финансирования по новой госпрограмме составит порядка 24 млн рублей.

    Указанная Программа признана лучшей в России и победила в 2013 году в конкурсе Министерства образования и науки РФ среди 46 регионов [11]. Конкурс проводился с целью выделения субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку реализации запланированных программных мероприятий.

   Развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса

    Государственные меры поддержки малого бизнеса в Новосибирской области достаточно стандартны и не содержат каких-либо особенностей - оказание финансовой помощи, консультации, использование парковых зон, обучение предпринимателей и пр., в регионе действует государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка в Новосибирской области на 2014-2019 годы». Однако данные стандартные меры реализуются весьма эффективно: Новосибирская область занимает второе место в России по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек, по данным московского Национального института системных исследований проблем предпринимательства [6].

    Согласно соответствующего Доклада «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2012 года», в Сибирском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил 7,3% или 10,3 предприятия на каждые 100 тысяч жителей округа. Новосибирская область удерживает вторую позицию в России по этому показателю после Санкт-Петербурга, где в 2011 году был зафиксирован максимальный показатель малых предприятий на 100 тысяч человек — 430. Причем если в Санкт-Петербурге отмечено сокращение показателя за год (на 55 предприятий), то в Новосибирской области этот показатель незначительно увеличился по сравнению с прошлым годом, достигнув 240, говорится в материалах доклада.

   По другому показателю — численности занятых в малом бизнесе, Новосибирская область также вошла в число лидеров. Доля работающих на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых достигла примерно 19% (по РФ — порядка 16%). Таким образом, регион занимает пятое место в России по данному показателю — после Ивановской, Кировской, Воронежской и Псковской областей.

    В Новосибирской области в настоящее время действует около 76 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, включая микропредприятия. С учетом индивидуальных предпринимателей зарегистрировано около 150 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых заняты 33% от среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области.

   Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры

    Транспортный комплекс области располагает локальными центрами накопления, обработки и распределения грузо - и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, вокзалов, аэропорта «Толмачево», вследствие чего выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла.

    Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирского транспортного узла, в этой ситуации, является важным не только для обеспечения потребностей Новосибирской области, но и соседних регионов. Поэтому транспортно-логистический комплекс Новосибирской области является одним из важнейших элементом инвестиционной привлекательности региона.

   Основной задачей регионального развития в данном отношении на среднесрочную и долгосрочную перспективу является необходимость концентрации крупных транспортно-логистических центров в пригородной зоне Новосибирска, на входах-выходах в город в районе крупных автодорожных и железнодорожных магистралей. Это решает ряд задач: ускоряет транспортировку грузов, следующих транзитом через Новосибирск; разгружает улично-дорожную сеть города Новосибирска; позволяет аккумулировать грузы и производства вне городской черты. В этой связи представляется целесообразным с участием инвесторов обеспечить развитие трех крупных транспортно-логистических зон Новосибирского транспортного узла: Западной, Восточной и в перспективе Южной.

    Наиболее развитая Западная транспортно-логистическая зона включает в себя как уже существующие транспортно-логистические центры, так и формирующиеся, а именно аэропорт «Толмачево», ранее уже упомянутый Промышленно-логистический парк площадью 2000 га, контейнерный терминал «Клещиха», комплекс складов и терминалов.

    Стратегия и генеральный план развития аэропорта «Толмачево» (2006-2025 годы) предполагают реализацию инвестиционного проекта «Развитие транспортно-логистического авиаузла на базе международного аэропорта Толмачёво». Этот проект будут реализован на основе  государственно-частного партнерства. Существующий грузовой интермодальный терминал позволяет обрабатывать все виды авиационных грузов, в том числе требующие особых температурных режимов хранения, опасные и радиоактивные грузы. На сегодняшний день за Уралом нет аналогов этому современному интермодальному логистическому центру.

    Особое значение имеет транспортная логистика переработки на территории Новосибирской области крупнотоннажных контейнеров. На территории региона расположен один из крупнейших в России контейнерных терминалов «Клещиха», находящийся в ведении филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Западно-Сибирской железной дороге, который по объему перерабатываемых контейнеров занимает 4 место по сети железных дорог России. В связи с высокими темпами роста переработки крупнотоннажных контейнеров и особенно 40 футовых, планируется реализация проекта модернизации и развития контейнерного терминала «Клещиха», предусматривающего развитие погрузочно-разгрузочных мощностей и прилегающей к терминалу инженерной инфраструктуры, в том числе автодорожных подходов.

    Важное значение приобретает развитие Восточной транспортно-логистической зоны. Данное направление весьма выгодно для концентрации грузопотоков с Востока: Забайкалье, Китай, Дальний Восток, включая дальневосточные порты. Создание и развитие в данной зоне современных логистических комплексов позволяет более удобно и с меньшими затратами обеспечивать дальнейшее распределение грузов, прибывших железнодорожным транспортом, как в правобережной части города, так и без захода в Новосибирск, получателям, находящимся в соседних регионах. В настоящее время ряд компаний уже реализуют свои логистические проекты в Восточной зоне.

    В связи с развитием технопарка новосибирского Академгородка, биотехнопарка в районе Кольцово, строительства Восточного автодорожного обхода возникает необходимость продолжения формирования Южной транспортно-логистической зоны, проекты развития которой прорабатываются. Среди них - строительство трассы Восточного обхода г. Новосибирска, которая свяжет федеральную дорогу Москва – Омск – Новосибирск – Иркутск с федеральной трассой М-52 «Чуйский тракт» (выход в Казахстан, Монголию и Китай) и обеспечит передвижение транзитного автотранспорта без захода в город Новосибирск.

   Проведение политики технического обновления и инноваций и повышение  рыночной адаптации предприятий

   В генеральной цели Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года обозначена необходимость придания экономике области инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности. Составной частью Стратегии социально- экономического развития региона до 2025 года является Инновационная стратегия развития Новосибирской области. Её цель – превращение области в главный инновационный центр Востока страны.

    Новосибирская область является первым субъектом Российской Федерации, в котором принят закон о научной деятельности (Закон Новосибирской области № 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области»). Также на территории Новосибирской области действует областной закон «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

    В регионе сформирован перечень приоритетных инновационно-инвестиционных программ и проектов, использующих конкурентные преимущества области и служащих основой научно-технической и инновационной политики области. Осуществляется реализация следующих проектов:

1.      Общественно-гуманитарные проблемы человека и социума: образование, культура, нравственность, молодёжная политики, демократические свободы и др.

2.      Силовая электроника Сибири (новые материалы, пластины и структуры, приборы и системы).

3.      Здоровьесберегающие технологии (генотерапия и генодиагностика, биоинженерия и иммунокоррекция, стволовые клетки, фотодинамическая терапия, системы жизнеобеспечения человека, лекарственные средства и др.).

4.      Развитие транспортного комплекса Новосибирска как мультимодального транспортного узла.

5.      Научно-технологическое и экономическое обеспечение агропромышленного комплекса.

6.      Индустрия программных продуктов и информационных систем (моделирование процессов, автоматизация и управление, базы данных, телекоммуникации и сети и т. д.).

7.      Создание методов и средств противодействия терроризму (методы профилактики, обнаружения и идентификации, медико-санитарные средства защиты и др.).

8.      Энергосбережение (новые технологии генерации и снижения потерь, создание приборов и систем, оптимизация энергопотребления, сооружения и коммуникации и др.);

9.      Лазерные и электронно-лучевые технологии.

10.   Каталитические технологии на основе нового поколения катализаторов.

11.   Новые материалы (монокристаллы для электронной и ювелирной промышленности, композиты, наноматериалы, биметаллы и т. д.).

12.   Научно-технологическое обеспечение стройиндустрии, в том числе дорожного строительства (новые материалы на основе местного сырья, методы и приборы диагностики, технологии повышения надёжности и долговечности, архитектурно-технические решения и др.).

   На основе сформированной в регионе нормативной базы осуществляется государственная поддержка предприятий и учреждений в сфере производства, науки, образования и научного обслуживания. В частности, предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, зачисляемым в областной бюджет, выдаются инвестиционные налоговые кредиты, осуществляется субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, предоставляются льготные условия по налогу на землю, предоставляются прямые инвестиции для реализации инновационных проектов, имеющих значительный экономический или социальный эффект и др.

   В рамках проведения региональной инновационной политики осуществляется развитие уже упомянутых технопарка новосибирского Академгородка и биотехнопарка.

   Обеспечение доступа к необходимым финансовым ресурсам

   Новосибирская область является финансовым центром Сибири и обладает одной из наиболее развитых банковских систем среди российских регионов. К началу 2012 года банковский сектор Новосибирской области формировали семь региональных кредитных организаций, 12 отделений Сибирского банка Сбербанка России (СБ СБ РФ) и 59 филиалов 58 «прочих» иногородних банков. По сумме активов банковский сектор Новосибирской области (33% окружных активов) является безоговорочным лидером в Сибирском федеральном округе (СФО), более чем вдвое превосходя банковский сектор Красноярского края и занимая 8-е место в национальном масштабе [5].

   За 2011 год работающие активы банковского сектора Новосибирской области приросли более чем на 134 млрд рублей. По абсолютному приросту работающих активов региональный банковский сектор занял 1-е место в округе и 7-е — в России, пропустив вперед лишь банковские системы Москвы, Воронежской области, Санкт- Петербурга, Самарской и Свердловской областей, а также Хабаровского края. При этом темпы прироста (+31%) оказались выше средних как по банковскому сектору Москвы, так и остальной «региональной» России (по 25%), а также Сибирского федерального округа (+27%).

   Приведенные факты показывают возможности предприятий региона по получению банковского кредитования своего развития.

   При осуществлении инвестиционной деятельности инвестор имеет возможности по получению доступа к системе государственной финансовой поддержки, которая оказывается на основе Закона Новосибирской области от 14.04.2007 №97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».

    Инвестор вправе рассчитывать на государственную поддержку при соблюдении следующих условий:

1.   Инвестиционный проект должен удовлетворять хотя бы одному из следующих критериев:

•   соответствие проекта перспективным направлениям инвестиционной деятельности;

•   реализуемый проект является социально-значимым;

•   реализация проекта в районах инвестиционного стимулирования.

2.   Отсутствие задолженности по заработной плате, страховым взносам и налоговым платежам.

3.   Документальное подтверждение инвестором наличия привлекаемых для реализации проекта средств.

4.   Обеспечение уровня заработной платы не ниже установленных нормативов.

    Приняты следующие меры государственной региональной поддержки инвестиционной деятельности:

•    Субсидирование части затрат по выполнению работ, связанных с подключением к сетям инженерно- технического обеспечения.

•    Предоставление льгот по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области.

•     Субсидирование части затрат на участие в межрегиональных или международных мероприятиях по вопросам осуществления инвестиционной деятельности.

   Таким образом, в итоге можно констатировать, что в Новосибирской области на системной основе формируются условия повышения его международной конкурентоспособности, и его лидерство на национальном уровне в 2012 году – не случайность, а результат планомерной и комплексной работы жителей, предприятий и органов власти в данном отношении, охватывающей практически все вышеуказанные направления соответствующей оценки Евразийского института конкурентоспособности. Среди основных слагаемых, позволивших добиться такого успеха, можно выделить следующие вышеописанные особенности государственной региональной политики:

1.      Упор на создание кластеров.

2.      Широкое применение парковых зон.

3.      Активный маркетинг региона.

4.      Всемерное развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

5.      Эффективная региональная политика в сфере занятости и профессионального образования населения.

6.      Эффективная региональная политика в деле поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

    На наш взгляд, наработанный Новосибирской областью опыт достоин своего изучения и творческого копирования другими регионами - это способствовало бы поднятию позиции России в целом в международных рейтингах (например, использование в целом по стране передового регионального отечественного опыта по улучшению условий предпринимательства может приводить к повышению позиции страны в целом до 30 пунктов в глобальном рейтинге стран по благоприятности условий для ведения бизнеса «Doing Business» Всемирного банка, одном из самых авторитетных в данном отношении [1]). А такое поднятие всегда весьма благотворно сказывается на повышение инвестиционной привлекательности страны в глазах иностранных инвесторов и способствует привлечению капитала.

 

Список литературы

1.      Ведение бизнеса  в России в 2012 году. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing- business-2012

2.      Данилова Ю. Участников кластера в Новосибирской области попросили подписать концепцию не глядя. URL:   http://tayga.info/details/2012/04/17/~107699

3.      Доклад о конкурентоспособности России 2012: Регионы на пути повышения производительности.URL: http://ru.scribd.com/doc/123787195/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-2012-pdf

4.      Медведев              признал             неконкурентоспособность             российской              экономики.              URL: http://www.km.ru/economics/2013/07/25/dmitrii-medvedev/716595-medvedev-priznal-nekonkurentosposobnost- rossiiskoi-ekon

5.      Никифоров С. Сильный банковский сектор слабого региона. URL: http://www.ksonline.ru/nomer/ks/-/jid/577/cat_id/106/id/25925/

6.      Новосибирская область — в числе лидеров по развитию малого бизнеса. URL: http://www.ksonline.ru/news/-/id/11237/

7.      Новосибирский          кластер         вошел          в          число          пилотных          проектов          МЭР.          URL: http://ria.ru/nano_news/20120627/685970934.html#ixzz2a7iwvIy2

8.      Оценка бизнес регулирования – Рейтинг экономик. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings

9.      Правительство       Новосибирской       области      одобрило       проект       развития       образования.       URL: http://ksonline.ru/news/-/id/13482/

10.   Приток       иностранных      инвестиций       в       Новосибирскую       область      вырос       на       44%.       URL: http://www.ksonline.ru/news/-/id/12399/

11.   Программа развития профессионального образования в Новосибирской области признана лучшей в России. URL: http://sibkray.ru/news/6/55678/

12.   The Global Competitiveness Report 2011-2012. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011- 2012