27 декабря 2015г.
Инновации в практике современного хозяйствования являются не самоцелью, а средством повышения конкурентоспособности бизнеса. В эпо ху экономики знаний главными факторами стратегического роста компаний становятся инновации. Компании, использующие неэффективно свои инновационные позиции, уступают место на рынке более передовым организациям.
Ключевые слова: инновация, инновационная позиция, инновационный климат, инновационный потенциал. Инновация является конечным результатом деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам [2, с. 10].
Необходимость повышения конкурентоспособности в существующих экономических условиях закономерно обуславливает реализацию инноваций на предприятиях. При этом для пере хо да на инновационный путь развития предприятию требуется оценить готовность и возможности дальнейшего внедрения инновационных разработок. Данная оценка должна определить наличие достаточной ресурсной базы для реализации инновационного процесса и ключевые факторы внешней среды, сопутствующие или препятствующие внедрению инноваций. Достоверность определения степени готовности предприятия к реализации инноваций является одним из основных залогов успешной их коммерциализации.
Инновация позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала инновационного климата организации.
На основе инновационного потенциала базируется как развитие всей организации, так и ее отдельных подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.
Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели [1, с. 292].
Будучи открытой системой, организация неизбежно поддерживает связи с окружающим миром, и сама оказывает на него влияние. Существует понятие PEST - факторов - политическое, экономическое, социальное и технологическое влияние, оказываемое на организацию внешней средой[3, с. 29].
Рассмотрим подробнее PEST-факторы, так как они принципиально одинаковы для большинства организаций.
Политическая среда - основные политические факторы, влияющие на организацию. Сюда можно отнести глобальный политический климат, внешне - и внутриполитическую обстановку в государстве. Кроме того, большое влияние на деятельность организации оказывают позиция и политика государства: налоговая политика (позволяют ли взимаемые налоги нормально развиваться организациям); протекционизм или запретительство и другие меры по отношению к организованной деятельности.
Экономическая среда - общая экономическая ситуация в стране. Сюда относится, прежде всего, уровень жизни населения, который влияет на нужды и запросы потребителя. Уровень жизни влияет на изменение ожиданий относительно качества жизни, например, отношение к личным сбережениям, к покупке вещей длительного пользования, к возможностям отдыха и т.д.
Социальная ситуация - воздействуют на организацию напрямую через изменение структуры населения и размещение промышленности. Косвенно - через изменение ожиданий потребителей, а также их поведение и взаимоотношения. Сюда можно отнести демографические изменения - изменения в возрастной структуре непосредственно сказываются на социальных организациях: пенсионных фондах, организациях социального страхования, здравоохранения, образования, культуры и т.д. средой. Изменения в этнической структуре порождают проблемы в политике занятости, жилищном строительстве, поднимают вопросы об одинаковом подхо де к национальным меньшинствам.
Те хнологичес кие изменения- факторы, влияющие на содержание и хара ктер работы многих организаций. Рост производительности труда может иметь конечным результатом повышение уровня жизни. Это порождает существенные изменения в общем характере работы: более позднее начало трудовой деятельности, более ранний вы ход на пенсию, рост занятости неполную неделю, рост работы по договорам.
Все PEST - факторы в реальной жизни тесно переплетены и взаимодействуют между собой, зачастую необходимо проведение специального исследования, чтобы выделить наиболее значимый фактор. Пример PEST– факторов приведен на Рисунке 1.
Инновационный климат организации – это состояние внешней
среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал [1, с. 296].
Оценка инновационной позиции происходит с
помощью различных методов. Наибольшее распространение получил метод SWOT-анализа
(или оперативный диагностический анализ среды организации). SWOT расшифровывается следующим образом: S – сила,
W
– слабость, O – возможность, T – угроза.
Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.
Матрица SWOT-анализа строится
на двух векторах:
горизонтальная ось (состояние внешней среды) и вертикальная ось (потенциала организации). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы,
которые ис ходят от состояния внешней
среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаются 4 поля: «сила-возможности», «сила-угрозы», «слабость-угрозы»
и «слабость-возможности». Пример SWOT-анализа приведен на Рисунке 2.
Рис.2. Пример SWOT-анализа
Инновационный потенциал
можно представить как способность
системы к трансформации. Если инновационный потенциал используется эффективно, то происходит переход от одного состояния к другому (от скрытой возможности к явной реальности). Это своего
рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу. При этом инновационный потенциал характеризуется не наличием
новшеств, а способностью их использования. Кроме того, от состояния инновационного потенциала
зависит выбор и реализация инновационной стратегии.
Список литературы
1.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник
для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
2.
Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.
Инновационный менеджмент: Учеб.пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. – 189 с.
3.
Макарова Н.Н. Теория организации. Конспект лекций с
практическими заданиями для студентов специальности «Менеджмент организации. Управление
конкурентноспособным предприятием».
-
Томск: ТПУ, 2007.- 53 с.