Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
27 декабря 2015г.

    Инновации в практике современного хозяйствования являются не самоцелью, а средством повышения конкурентоспособности бизнеса. В эпо ху экономики знаний  главными факторами стратегического роста компаний становятся инновации. Компании, использующие неэффективно свои инновационные позиции, уступают место  на рынке более передовым организациям.

    Ключевые слова: инновация, инновационная позиция, инновационный климат, инновационный потенциал. Инновация   является  конечным  результатом  деятельности  по  проведению  нововведений, получивший воплощение  в  виде  нового   или  усовершенствованного   продукта,  внедренного   на  рынке,  нового   или усовершенствованного  процесса, используемого  в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам [2, с. 10].

Необходимость повышения конкурентоспособности в существующих экономических условиях закономерно обуславливает реализацию инноваций на предприятиях. При этом для пере хо да на инновационный путь развития предприятию требуется оценить готовность и возможности дальнейшего  внедрения инновационных разработок. Данная оценка должна  определить наличие достаточной ресурсной базы  для реализации инновационного процесса и ключевые факторы внешней среды, сопутствующие или препятствующие внедрению инноваций. Достоверность определения степени готовности предприятия к реализации инноваций является одним из основных залогов успешной их коммерциализации.

    Инновация позиция организации определяется  при совместном рассмотрении внутренней и  внешней среды, то есть инновационного потенциала инновационного климата организации.

    На основе инновационного потенциала базируется как развитие всей организации, так и ее отдельных подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.

     Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели [1, с. 292].

    Будучи открытой системой, организация неизбежно поддерживает связи с окружающим миром, и сама оказывает на него влияние. Существует понятие PEST - факторов - политическое, экономическое, социальное и технологическое влияние, оказываемое на организацию внешней средой[3, с. 29].

     Рассмотрим подробнее PEST-факторы, так как они принципиально одинаковы для большинства организаций.

    Политическая среда - основные политические факторы, влияющие на организацию. Сюда можно отнести глобальный политический климат, внешне - и внутриполитическую обстановку в государстве. Кроме того, большое влияние на деятельность организации оказывают позиция и политика государства: налоговая политика (позволяют ли взимаемые налоги нормально развиваться  организациям); протекционизм или  запретительство и другие меры по отношению к организованной деятельности.

     Экономическая среда - общая экономическая ситуация в стране. Сюда  относится, прежде всего, уровень жизни населения, который влияет на нужды и запросы потребителя. Уровень жизни влияет на изменение ожиданий относительно  качества  жизни, например, отношение  к личным  сбережениям, к покупке вещей длительного пользования, к возможностям отдыха и т.д.

    Социальная ситуация - воздействуют на организацию напрямую через изменение структуры населения и размещение промышленности. Косвенно - через изменение ожиданий потребителей, а также их поведение и взаимоотношения. Сюда можно отнести демографические изменения - изменения в возрастной структуре непосредственно сказываются на социальных организациях: пенсионных фондах, организациях социального страхования, здравоохранения, образования, культуры и т.д. средой. Изменения в этнической структуре порождают проблемы в политике занятости, жилищном строительстве, поднимают вопросы об одинаковом подхо де к национальным меньшинствам.

Те хнологичес кие изменения- факторы, влияющие на содержание и хара ктер работы многих организаций. Рост производительности труда может иметь конечным результатом повышение уровня жизни. Это порождает существенные изменения в общем характере работы: более позднее начало трудовой деятельности, более ранний вы ход на пенсию, рост занятости неполную неделю, рост работы по договорам.

   Все PEST - факторы в реальной жизни тесно переплетены и взаимодействуют между собой, зачастую необходимо проведение специального исследования, чтобы выделить наиболее значимый фактор. Пример PEST– факторов приведен на Рисунке 1.


    Инновационный климат организации – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал [1, с. 296].

     Оценка    инновационной    позиции    происходит    с    помощью    различных    методов.    Наибольшее распространение получил метод SWOT-анализа (или оперативный диагностический анализ среды организации). SWOT расшифровывается следующим образом: S – сила, W – слабость, O – возможность, T – угроза.

Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.

     Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: горизонтальная ось (состояние внешней среды) и вертикальная ось (потенциала организации). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, которые ис ходят от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении получаются 4 поля: «сила-возможности», «сила-угрозы», «слабость-угрозы» и «слабость-возможности». Пример SWOT-анализа приведен на Рисунке 2.



Рис.2. Пример SWOT-анализа

    Инновационный потенциал можно представить как способность системы к трансформации. Если инновационный потенциал используется эффективно, то происходит переход от одного состояния к другому (от скрытой возможности к явной реальности). Это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу. При этом инновационный потенциал характеризуется не наличием новшеств, а способностью их использования. Кроме того, от состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии.

Список  литературы

1.           Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

2.           Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. – 189 с.

3.           Макарова  Н.Н.  Теория  организации.  Конспект  лекций  с  практическими  заданиями  для  студентов специальности «Менеджмент организации. Управление конкурентноспособным предприятием». - Томск: ТПУ, 2007.- 53 с.