11 ноября 2018г.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость разработки организацией стратегии устойчивого развития в режиме регулярного стратегического управления, в основе которой реализация трех ключевых направлений обеспечения долгосрочной устойчивости бизнеса: экономического, социального и экологического. Исследование основывается на систематизации авторами опыта отечественных организаций, осуществляющих деятельность в области устойчивого развития. Его результаты способствуют расширению прогностического инструментария при определении перспектив социально-экономического развития, а также могут быть использованы при разработке стратегии устойчивого развития менеджментом развивающегося бизнеса.
Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия устойчивого развития, отчетность в области устойчивого развития.
Получившая всемирное признание концепция устойчивого развития связывает перспективы выживания бизнеса в стране с созданием условий для взаимоувязанного решения экономических, социальных и экологических проблем, решение которых может быть обеспечено лишь многочисленными хозяйствующими субъектами, выполняющими соответствующие функции. Для этого им целесообразно осуществлять разработку и реализацию стратегии устойчивого развития, так как ответственное ведение бизнеса предполагает необходимость отчитываться перед обществом за оказываемое на него экономическое, социальное и экологическое воздействие.
Стратегия устойчивого развития – это долгосрочное, качественно определенное направление развития бизнеса, выбранное посредством целенаправленного изменения входных управляющих параметров и оценки при этом значений выходных показателей, результатом которого является качественно новое его состояние, заключающееся в создании и усилении существующих компетенций бизнеса, необходимых для формирования и защиты конкурентных преимуществ и премиального использования ключевых факторов успеха в отрасли, а, следовательно, способности поддержания равновесия между такими составляющими результатов деятельности как экономическая, социальная и экологическая.
Стратегические решения должны приниматься с учетом не только их экономической выгоды, но и социальных, и экологических последствий для бизнеса и общества в целом. При таком подходе стратегия устойчивого развития превращается в мощный фактор укрепления деловой репутации, достижения стратегической конкурентоспособности и роста рыночной капитализации бизнеса.
Стратегия устойчивого развития влияет на инвестиционную привлекательность бизнеса, так как инвестор оценивает весь спектр рисков, включая нефинансовые. Бизнес может быть привлекателен с точки зрения текущей доходности, но крайне социально и/или экологически неустойчив. Поэтому для инвестора стоимость бизнеса напрямую связана с его социальными и экологическими рисками. Это находит отражение в процедуре выявления и характеристики рисков и обязательств, связанных с вопросами охраны окружающей среды, здоровья и безопасности, а также репутации бизнеса и анализе их влияния на цену приобретения и связанную с этим потребность в источниках финансирования.
Разработка и реализация стратегии устойчивого развития важны не только для публичных хозяйствующих субъектов. Социальная ответственность и то, насколько бизнес заботится об окружающей среде, становится в настоящее время одним из важнейших критериев для оценки его рисков. Бизнес, который поддерживает прозрачность в этом отношении, вызывает большее доверие заинтересованных сторон.
Выстраивая отношения с партнерами необходимо учитывать их информационную открытость и самим претендовать на выгодные условия взаимодействия, если имеется стратегия устойчивого развития, о чем необходимо информировать друг друга.
Стратегические решения, связанные с обеспечением устойчивого развития бизнеса [2]:
1) носят комплексный, противоречивый характер, включая конфликты интересов заинтересованных сторон и целей;
2) затрагивают взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон, влияние которых на долгосрочную устойчивость может быть существенным;
3) принимаются в условиях неопределенности, которую формируют экономические, социальные и экологические факторы.
Наряду с необходимостью формирования и поддержания имиджа надежного бизнеса, существуют и другие причины того, чтобы хозяйствующий субъект осуществлял разработку и реализацию стратегии устойчивого развития [1]:
1) чем раньше бизнес примет принципы устойчивости, тем больше его шансы получить конкурентные преимущества на рынке и максимально использовать ключевые факторы успеха в отрасли;
2) чем более экономично бизнес распоряжается ресурсами, тем в меньшей степени зависит от перепадов цен;
3) чем больше различного рода согласований и взаимодействий с партнерами, тем крепче связи и больше преимуществ в сфере коммуникации.
Таким образом, устойчивое развитие – это непрерывное экономическое развитие без ущерба для
природных ресурсов и окружающей среды. Поэтому стратегические решения и их последствия должны рассматриваться с трех позиций: экономической, социальной и экологической, а стратегия устойчивого развития ориентировать бизнес не только на обеспечение текущей эффективности, но и создание благоприятных условий развития в будущем, достигаемое оценкой данных аспектов стратегических решений.
Реализация стратегии устойчивого развития бизнеса предполагает учет интересов и требований широкого круга заинтересованных сторон. При этом проблема устойчивого развития не может быть решена без соответствующего информационно-аналитического обеспечения, позволяющего, с одной стороны, самой организации оценивать степень достижения стратегических целей и, с другой, всем заинтересованным пользователям оценить намерения и успешность усилий бизнеса по обеспечению его долгосрочной устойчивости.
Реализуя меры по удовлетворению интересов и требований заинтересованных сторон, бизнес обязан информировать их об этом. Для этого все более необходимым признается открытое представление отчетности об устойчивом развитии организации.
По состоянию на 10 октября 2018 г. в Национальный регистр нефинансовых отчетов внесены 173 организации, зарегистрировано отчетов – 901, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе [4]:
1) экологические отчеты – 82;
2) социальные отчеты – 323;
3) отчеты в области устойчивого развития – 298;
4) интегрированные отчеты – 173;
5) отраслевые отчеты – 26.
Опыт изучения практики составления отчетов в области устойчивого развития российских организаций, представленных в Национальном регистре нефинансовых отчетов показывает, что основная задача построения отчета для внешних пользователей связана с осуществлением эффективного информационного диалога по поводу стратегии устойчивого развития и сравнения результатов деятельности в экономической, социальной и экологических областях с результатами других организаций. При этом:
1) большинство организаций разрабатывают и реализуют Политику в области устойчивого развития;
2) небольшое количество организаций имеет перечень нефинансовых KPI, направленных на мониторинг результативности внедрения стратегических инициатив в области устойчивого развития;
3) большинство организаций имеет перечень целевых показателей, представленных в динамике и разработанных на основе показателей GRI, ориентированных на принцип «триединого итога»: экономика организации – социальная политика – экология производства;
4) некоторые организации включают риски в области устойчивого развития в общий перечень рисков и проводят их оценку на основе общего подхода риск-менеджмента;
5) лидеры в области устойчивого развития: ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» (ОАО «Сибнефть»), ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «РАО Энергетические системы Востока», ПАО «Нижнекамскнефтехим», объединенная компания «Российский алюминий», пивоваренная компания «Балтика», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и др. При этом выбор показателей отчетности в области устойчивого развития и методики их расчета учитывают цели и стратегию конкретной организации.
Рекомендуемое содержание отчетности в области устойчивого развития и ее структура представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Рекомендуемое содержание отчетности в области устойчивого развития и ее структура
№ п/п
|
Наименование разделов и их содержание
|
1
|
Видение и миссия организации
|
2
|
Стратегические целевые приоритеты развития организации
|
3
|
Операционные и финансовые цели организации
|
4
|
Приоритетные сегменты бизнеса организации и их характеристика
|
5
|
Исследования и разработки, бренды организации
|
6
|
Наиболее значимые проекты и контракты организации
|
7
|
Ключевые компетенции организации
|
8
|
Ключевые факторы успеха организации в отрасли
|
9
|
Конкурентные преимущества организации
|
10
|
Продукция организации и обзор рынка
|
11
|
Перспективы развития организации отрасли
|
12
|
Прогноз деятельности организации в отрасли
|
13
|
Собственные и привлеченные источники финансирования организации
|
14
|
Стратегическая позиция организации, меры по оптимизации бизнеса
|
15
|
KPI деятельности организации
|
KPI должны быть сгруппированы в три раздела, соответствующие экономическому, социальному и экологическому направлениям обеспечения устойчивого развития организации (рисунок 1).
Стратегия устойчивого развития организации может использовать показатели одного из трех направлений, чаще всего экономического, в качестве основы для определения показателей других направлений, выстраивая, своего рода, BSC, обеспечивающую адекватную оценку эффективности ее реализации. Также принципиальным является то, что движение в направлении устойчивого развития требует скоординированных усилий, затрагивающих всю систему показателей, а не просто улучшений отдельных характеристик.
Таким образом, стратегия устойчивого развития – это новая управленческая концепция, предполагающая,
что любое управленческое решений принимается с учетом и экономического, и социального, и экологического эффектов. Для ее реализации организации необходим стратегический подход к управлению экономической, социальной и экологической устойчивостью,
который позволит выявить направления обеспечения долгосрочной устойчивости бизнеса.
Отчетность в области устойчивого развития приобретает все большее репутационное значение, характеризуя уровень корпоративной культуры организации, ее социальную ответственность и общественную значимость, адекватность системы управления требованиям времени. Объективность, полнота и прозрачность такой отчетности существенно повышают степень инвестиционной привлекательности организации, лояльность ее персонала и доверие к ней в деловом сообществе. Отчетность в области устойчивого развития необходимо использовать для налаживания диалога организации с различными заинтересованными сторонами, а ее показатели служат важным ориентиром для оценки эффективности корпоративного управления, обоснования мер по корректировке стратегии развития.
В заключении хотелось бы отметить, что организация, принимающая стратегию устойчивого развития, определяет свои перспективы, которые будут согласовываться с ключевыми направлениями обеспечения долгосрочной устойчивости: экономическим, социальным и экологическим, - что способствует снижению ее стратегических рисков.
Список литературы и источников
1.
Бариленко, В.И. Бизнес-анализ как инструмент обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов / В.И. Бариленко // Учет. Анализ. Аудит. – 2014. - № 1. – С. 25-31.
2.
Бариленко, В.И. Основы бизнес-анализа: учебное пособие /
В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Р.П.
Булыга
[и др.]; под ред.
В.И.
Бариленко. – М.: КНОРУС, 2014 – 272 с.
3.
Клау Т. Реализация стратегии устойчивого развития: вызовы и возможности / Т. Клау, В. Смирнова. – Режим доступа: http://www.pwc.ru. – 2018. – октябрь.
4.
Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов.
– Режим доступа: http://рспп.рф. –2018. – октябрь.