Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2017г.
Аннотация:

В статье указаны основные особенности мотивации труда муниципальных служащих, рассмотрены основные проблемы мотивации их деятельности. Сделаны предложения по повышению мотивации труда и производительности, предложены пути решения указанных проблем.

Ключевые слова:

Трудовая деятельность, государственная и муниципальная служба, мотивация, управленческий труд.


Проблемы мотивации работников к трудовой деятельности всегда   были и остаются очень актуальными. Это не зависит от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом. Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, потому что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит как повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), так и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Система управления персоналом на государственной и муниципальной службе в настоящее время переживает состояние поэтапного усложнения и совершенствования, что обусловлено комплексом причин. В первую очередь, это связано с тем, что усложняется управленческий труд на государственной и муниципальной службе. Во-вторых, персонал является наиболее сложным объектом управления в организации. Также, в связи со структурными изменениями в экономике в целом, изменяется и сама система ценностей общества. Данные факторы обуславливают необходимость внедрять новые способы стимулирования труда, искать те из них, которые наиболее полным образом удовлетворили бы потребности служащих, способствуя активизации потенциала каждого управляющего. [8, с.1221-1225,10 ]

Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ «Поощрения за труд», работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии) [1]. При этом упоминается, что за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Следовательно, исходя из анализа данной нормы, можно сделать вывод о том, что поощрения включают в себя и награды (судя по названию самой статьи).

Ст. 26 Федерального закона № 25-ФЗ [3] не содержит упоминания о награждениях и закрепляет, что виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. Действующим федеральным законодательством не ограничивается перечень поощрений, они могут быть предусмотрены муниципальными правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство  также  дает  основания  полагать,  что  понятие  «поощрение»  охватывает  собой  и «награждение».

В то же время Федеральный закон 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [2], регламентирующий служебные отношения государственных гражданских служащих, в ст. 55 содержит перечень поощрений и награждений. При этом законодатель использует соединительный союз «и», то есть государственные гражданские служащие могут быть и поощрены, и награждены. Следовательно, законодатель в этом случае эти понятия разграничивает.

В целом анализ положений законов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что в них предусматриваются различные основания для применения поощрительных мер, а конкретный порядок их применения и вовсе зачастую отсутствует. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в федеральном законодательстве вопросы поощрений не урегулированы на должном уровне, ввиду чего субъекты Российской Федерации толкуют их вольно. Кроме того, это создает условия для злоупотребления своими правами представителя нанимателя, который может по своему усмотрению применять поощрительные меры к муниципальным служащим. Вместе с тем поощрительная политика государства должна быть прозрачной, и служащий вправе знать, за что его могут поощрить, а за что наградить, и что для этого нужно сделать.

Таким образом, проблема определения мотивации и проблема выбора эффективных методов стимулирования в современных условиях занимает одно из ведущих мест в теории управления персоналом.

Существующая система мотивации труда муниципальных служащих в России имеет множество недостатков. Но, в то же время у нее есть и большое количество неиспользованных преимуществ: огромный арсенал материально обеспеченных мотивационных механизмов предоставил законодатель. Проблема лишь в том, чтобы научиться их правильно использовать.

Анализ хода и результатов аттестации, кадровые изменения по ее итогам выявили несколько ожидаемых, но тем не менее серьезных и принципиальных проблем, которые есть и в отношении государственных служащих в округе, и, имеются по всей стране: отсутствуют четкие критерии оценки труда государственных служащих; необходимы параметры расчета и прогнозирования потребности в кадрах соответствующей квалификации; необходим регулярный пересмотр организационной структуры органов власти; нуждается в совершенствовании система стимулирования и мотивации труда государственных служащих. [8 с. 1221-1225., 9 с. 82 - 87, 10]

Порядок построения эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включает в себя следующие этапы: осуществляется анализ мнения муниципальных служащих об уровне удовлетворенности своей профессиональной служебной деятельностью; определяются на основании социологического исследования приоритеты эффективности деятельности муниципальных служащих; разрабатываются и внедряются меры, направленные на создание эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих; корректируется и актуализируется система мотивации деятельности муниципальных служащих. [5, 6, 7]

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации о муниципальной службе показал, что нормы, посвященные поощрениям и награждениям муниципальных служащих, как правило, дублируются и практически не отличаются друг друга. Назрела необходимость комплексно подойти к решению вопроса о стимулировании муниципальных служащих и повышению авторитета органов местного самоуправления.

В этой связи необходимо совершенствовать законодательство субъектов Российской Федерации, которое должно ориентировать и направлять органы местного самоуправления в вопросах правового регулирования поощрений и награждений муниципальных служащих на уровне муниципальных правовых актов, повышать активность наградной политики органов местного самоуправления. Необходимо установить четкую и понятную процедуру поощрений и награждений муниципальных служащих, в которой закрепить всю последовательность действий представителя нанимателя, определить компетентных лиц, подающих представление на муниципального служащего, основания и заслуги служащего, подготовку документации.

Анализ региональных и муниципальных актов в сфере стимулирования муниципальных служащих показал, что на уровне местного самоуправления принимается большее количество правовых актов. Однако значимость данной сферы необходимо усиливать принятием актов органов государственной власти.

Кроме того, представляется важным изменять культуру взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, развивать формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления в целях повышения мотивации муниципальных служащих и престижа муниципальной службы в целом, привлекать органы местного самоуправления к разработке программ развития муниципальной службы, внедрять кадровые технологии и повышать информационную открытость органов местного самоуправления.

В качестве мер материального стимулирования, направленных на создание эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих могут применяться: выплата ежеквартальных премий по результатам труда на основе оценки показателей эффективности (результативности) профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; выплата единовременного денежного вознаграждения по результатам эффективного выполнения разовых и иных поручений муниципальными служащими; объявление благодарности, награждение почетной грамотой органа местного самоуправления за добросовестное выполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, с выплатой единовременного денежного вознаграждения; предоставление муниципальному служащему дополнительных гарантий.

В качестве мер морального стимулирования, направленных на создание эффективной системы мотивации деятельности муниципальных служащих, могут применяться: проведение ежегодного конкурса на звание «Лучший муниципальный служащий», проведение ежегодных соревнований между структурными подразделениями; проведение тимбилдинга (реализация мероприятий, направленных на сплочение коллектива) и т.д.

Все выше изложенные меры мотивации помогут создать очень надежный, крепкий, сплоченный профессиональный коллектив, а это в свою очередь поможет решить руководителю проблему текучки кадров.

Список литературы

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

4. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26.04.1995 № 4-оз (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26.04.1995) (ред. от 30.01.2016).

5. Закон ХМАО — Югры от 31.12.2004 № 97-оз (ред. от 31.03.2016) «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 25.12.2004).

6. Постановление Губернатора ХМАО — Югры от 30.11.2005 № 147 (ред. от 23.03.2013) «Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти, государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, рабочим государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

7. Закон ХМАО — Югры от 20.07.2007 № 113-оз (ред. от 31.03.2016) «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (принят Думой Ханты- Мансийского автономного округа — Югры 12.07.2007).

8. Гусельникова О. Ю. Методы стимулирования в современных условиях на примере организации работы государственных и муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1221-1225.

9. Олейник Л. В., Утарбаева Г. К. Проблемы формирования эффективной государственной службы // Экономика и политика. № 1 (4). 2015. С. 82–87

10.Сметанина Г. А. Мотивация деятельности муниципальных служащих. Сборник работ победителей ежегодного конкурса «Лучший муниципальный служащий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» — г. Ханты-Мансийск: Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа, 2015. 306 с.

© Зеленцова С.Ю., Захарова Н.Н., 2017