Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КАЗАХСТАНСКОЙ ПРАКТИКЕ

Авторы:
Город:
Караганда
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

   Рассматривая проблемы современного менеджмента остановимся на отдельных положениях и проблемах. В период индустриального развития общественного производства, когда жил и работал Ф. Тейлор, главной целью было повышение производительности и эффективности труда на основе интенсификации и рационализации операций в условиях машинного производства. Как ее достичь Тейлор изложил в своем основном труде «Принципы научного менеджмента» [1], основные положения которого прекрасно известны всем, кто интересуется проблемами управления. Вряд ли имеет смысл в очередной раз их пересказывать. Но нелишне подчеркнуть, что данный труд символизирует начало становления менеджмента как профессиональной деятельности и самостоятельной области знаний.

    Эти и многие другие идеи научного подхода к управлению Тейлора не потеряли своего значения и в современных условиях. Более того, по мнению П. Друкера, весь современный менеджмент основан на тех идеях, которые были заложены Ф. Тейлором [2]. Так, например, удивительно современно звучит его заявление, что «принципиальной целью управления должно быть максимальное обеспечение максимального процветания нанимателя  вместе с  максимальным процветанием,  каждого нанятого  работника». При этом  он призвал не упускать «из виду еще и третью великую сторону – всю нацию, потребителей, в конечном счете выплачивающих как заработную плату рабочим, так и прибыль предпринимателям. Права нации поэтому более важны, чем права как предпринимателя, так и рабочих». Эти идеи более чем актуальны для сегодняшней действительности Казахстана. Борьба с внутрифирменным бюрократизмом, подчиняющим развитие производства и управление своим целям рассматривается как серьезная задача, стоящая перед нашей страной.

    Ф. У. Тейлор высказал мысль, что не техника и экономика, а именно управление людьми является основным фактором, влияющим на повышение эффективности. И сегодня современный менеджмент считает, что происходят кардинальные  изменений  роли личности сотрудника, который из  наемного работника, простого исполнителя в большей степени должен становиться партнером, заинтересованным в достижении стратегических целей компании. Только творческий подход к труду заставит руководителей и подчиненных активно выполнять задания, идти на разумный риск и предприимчивость. Сегодня важно преодолеть инертность и консерватизм персонала, необходима активизация экономического мышления людей, выращивание компетентных и современно мыслящих менеджеров и специалистов. Если менеджеры всех уровней управления научатся использовать преданность людей делу и их способность, учиться быстрее своих конкурентов, то это станет надежным конкурентным преимуществом в современных условиях [3].

   Менеджмент как фактор эффективности. П. Друкер высказывался в том смысле, что исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Общеизвестны выводы исследования, проведенного Институтом Мак Кинзи в 1999 г. по заказу Правительства России: два обстоятельства препятствуют экономическому росту – неравные условия конкуренции для разных предприятий и неэффективный менеджмент. Сегодня никто не оспаривает мнение, что кризис в любой организации связан прежде всего с кризисом управления.  Эффективный менеджмент по существу признан ключевым звеном при решении многих проблем, с которыми сталкивается та или иная стран.

   Поэтому условием успеха менеджмента в развитии страны является трансформация сложившейся культуры управленческой деятельности и корпоративной этики на уровень современных достижений в области менеджмента. Рост интеллектуального потенциала управления способен придать ускоренный темп развитию страны и наоборот. Поэтому необходимость становления и развития эффективного менеджмента на всех уровнях управления экономикой становится перманентной задачей каждой страны.

   В Казахстане, как и в других странах СНГ, продолжается адаптация отечественной теории и практики управления к рыночным условиям, в известной мере происходит ее интеграция с зарубежным менеджментом. При этом совершенно очевидно несоответствие реалий общественного производства в Республике Казахстан мировым тенденциям формирования механизма эффективного управления.

   Между тем залогом длительного успеха и одним из главных объектов конкурентной борьбы становятся не товары или услуги, а управленческие инновации, сегодня организации нуждаются в управленческих инновациях больше, чем когда-либо. В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности организации к постоянным изменениям внешней среды. Речь идет, прежде все, о необходимости технологических нововведений, замене организационных структур, пропаганде новых ценностей компании и использовании обновленного управленческого инструментария.

    Как известно, основными системообразующими факторами традиционной организации являются цели и структура. В новых условиях организация как средство достижения предпринимательских целей исчерпывает свои возможности, новым системообразующим фактором выступает, прежде всего, организационная культура.

   Структура также теряет свою актуальность, т.к. перестает быть основным атрибутом организации как системы. Традиционный менеджмент предполагает жесткую организационную структуру, иерархические и бюрократические формы организации и управления. В современных условиях они становятся сдерживающим инструментом, не дающим возможности работнику организации полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои способности к быстрым изменениям обучению и модернизации. Поэтому компании чаще всего экспериментируют в области развития своих структур и процессов: осуществляют переход от иерархических, вертикальных структур к горизонтальным, вместо организации используют новый инструмент, который чаще называют бизнес-системой.

   Горизонтальная структура предполагает организацию деятельности по бизнес-процессам, выполняемые компанией в целях удовлетворения запроса клиентов. Процессная организация дела позволяет повернуть сотрудников лицом  к клиент преодолеть  противоречия между отдельными подразделениями,  резко  снизить уровень бюрократизма. Известно, что все концепции и школы менеджмента были ориентированы на поиск различных способов воздействия субъекта на объект управления, преимущественно по схеме «сверху-вниз». Теперь эта концепция уступает место концепции самоорганизации: организации должны сами меняться, быстро реагируя на запросы рынка и извлекая полезные знания из собственного опыта.

   Взаимоотношения ученых и практиков менеджмента.

   Управленцы-практики во многом справедливо указывают на неоднозначность и одновременно тривиальность многих практических рекомендаций, «описательно-обсуждающий» характер даже базовой учебной и научной литературы. Также трудно однозначно судить о практических результатах применения менеджмента. Практическая управленческая деятельность лишь частично опирается на научные разработки в сфере менеджмента. В большей мере она базируется на эмпирическом опыте конкретных управленцев, сложившейся практике, обобщении позитивного опыта.

    Такой разрыв и недопонимание между практиками и учеными обусловлен рядом причин, среди которых отметим следующее:

-    некорректное представление о менеджменте как об универсальном средстве решения проблем управления с гарантированной эффективностью;

-    объем и сложность теоретической подготовки управленцев находится на недостаточном уровне. Литература по менеджменту в большинстве своем носит вербально-описательный характер. Отсюда сложилось ошибочное мнение о простоте и легкости получения управленческого образования;

-    управленческая наука отражает изменения практики post factum, описывает ситуацию на практике «как она есть». Безусловно, эмпирический материал всегда оказывается первичным по отношению к теоретическим тезисам. Но это не отвергает задачи современного менеджмента в формировании практической деятельности управленцев на научной основе;

-        в современном менеджменте значительная часть научных положений и выводов пока не доведена до формальных математических моделей и не всегда поддается эмпирической проверке [4].

    Система подготовки управленческих кадров должна постоянно наполняться современными идеями и подходами. Для того чтобы существенно повысить качественный уровень управленческого потенциала страны целесообразно создать Академию менеджмента Казахстана (или Ассоциацию менеджеров РК) на общественных началах, которая внесла бы организующие начала в проведение научных исследований, подготовку и повышение квалификации менеджеров, выявлении и обобщении положительного опыта управления в нашей стране.

 

Список литературы

1.      Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991.

2.      Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.

3.        Классики менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.

4.      Каренов Р. С. Фредерик Уинслоу Тейлор и научный менеджмент // Перспективы и приоритеты развития менеджмента в ХХІ столетии: на пути к новому качеству: Материалы Международной научно- практической конферен-ции, посвященной 20-летию Независимости Республики  Казахстан. І часть. – Караганда: Издательство Гласир, 2011, С. 11-22.