Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

     Важным составляющим деятельности органов публичной власти, в том числе и представительных органов, является контроль.

     Контроль в публичной сфере — это организационно-правовая деятельность уполномоченного контролирующего субъекта, назначением которой является своевременное выявление отклонений в деятельности контролируемых органов и должностных лиц от принятых норм и неэффективного расходования ими ресурсов с целью принятия корректирующих мер для привлечения виновных к ответственности.

     Одна из центральных проблем регулирования государственного контроля состоит в определении задач, объема и характера контрольно-надзорной функции государства, устранению неоправданного, избыточного вмешательства в экономику и другие сферы жизнедеятельности населения. В то же время многие органы власти и должностные лица остаются вне контроля вышестоящих органов, общества, граждан. В истории можно обнаружить многочисленные свидетельства того, как при деспотических формах организации и функционирования политической власти «контрольная», «следящая» или «карательная» функции приобретают самостоятельный характер. Развитие правового начала государственности лишает эти функции самостоятельного значения, вводит их в строгие рамки правовой законности, ограничивает, сводя их к элементам исполнительной власти.

     Контрольная функция по своему содержанию включает в себя три элемента: получение необходимой информации, ее анализ и оценка. В общую систему контролирующих органов и организаций включаются: государственные органы федерального значения, государственные органы регионального значения, негосударственные контролирующие организации и международные контролирующие организации.

     В настоящее время в Российской Федерации пока не сформирована скоординированная, эффективно функционирующая система государственного контроля и надзора. Контрольные органы зачастую действуют разобщено и нуждаются в более детальной регламентации компетенции некоторых из них.

     Выделение в механизме государства специальных органов, осуществляющих контрольно -надзорные функции, затруднено тем, что контроль как одну из функций государства осуществляют практически все государственные органы. Так, парламент контролирует работу правительства, министерства и ведомства одновременно с основными функциями осуществляют контроль за действиями соответствующих нижестоящих органов, Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, глава государства имеет полномочия по контролю за актами правительства, при Президенте существует также Главное контрольное управление, суды кассационной   инстанции   обладают правом отмены решений   судов первойинстанции и могут направить дело на новое рассмотрение. В приведенных примерах контрольные функции занимают важное место в деятельности органов государственной власти, однако не являются основными для этих органов.

     Рассмотрим законодательную ветвь власти в Российской Федерации.

     Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, думы, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

     На федеральном уровне органом, осуществляющий бюджетный контроль по линии законодательной власти, является Счетная палата Российской Федерации. Это постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

     Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведение контрольно-аналитических мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных рас ходов.

     Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности. При исполнении своих задач Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

     Проблема контроля законодательных (представительных) органов субъектов РФ за органами исполнительной власти, занимает одно из центральных мест в построении правовой государственности в России. Трудности становления парламентского контроля в субъектах РФ известны. Не последнее место среди них занимают и причины концептуального характера, выражающиеся в противоречивом понимании ряда основных положений парламентского контроля представителями законодательной и исполнительной власти, а также их теоретическом обосновании в российской конституционной доктрине.

     Для субъектов РФ проблема правового регулирования парламентского контроля представляет повышенную актуальность. Принятый в 1999 году Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", не только закрепил возможность осуществления контроля органами законодательной власти субъектов РФ, но и значительно конкретизировал полномочия региональных Парламентов в этой области, что в свою очередь не могло не отразиться на регламентации контрольной функции законодательных (представительных) органов в законодательстве субъектов РФ.

     Данный Закон указывает на наличие у законодательных органов субъектов РФ контрольной функции и определяет предметы парламентского контроля субъектов РФ (т.е. сферы контрольной деятельности), но не устанавливает при этом исчерпывающий перечень форм контроля. Его нормами регулируются только отдельные, наиболее важные формы парламентского контроля (выражение недоверия главе исполнительной власти субъекта РФ, назначение, согласование на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта РФ и др.), напрямую связанные с реализацией принципа разделения властей в субъектах РФ.

     Формы контроля исполнения и соблюдения законодательства могут быть самые различные: депутатский запрос, парламентские слушания, заслушивание докладов и отчетов, создание следственных комиссий и др.

   Кроме этого, Федеральным законом устанавливаются такие контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ, как участие в формировании органов исполнительной власти, выражение недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ – руководителю высшего органа исполнительной власти, а также выражение недоверия отдельным должностным лицам высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

     Контрольная функция парламента по значимости следует за законодательной и обеспечивает действенность системы «сдержек и противовесов». Однако парламентский контроль может стать эффективным лишь тогда, когда контрольным полномочиям парламента соответствуют надлежащие механизмы их реализации.

     На настоящий момент можно констатировать достаточно обширные контрольные полномочия законодательных органов государственной власти РФ как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако реализацию контрольной функции этих органов сложно назвать эффективной. Причиной этого является отсутствие либо недостаточная детализация законодательно закрепленных механизмов реализации контрольных функций указанных органов, а также внутренняя противоречивость законодательных актов, закрепляющих их контрольные полномочия, в результате которой соответствующее полномочие закрепляется одной нормой, а другая фактически его нивелирует.

     Таким образом, законодательные органы РФ, с одной стороны, обязываются принимать названные законы, с другой стороны, правомочны осуществлять контроль за исполнением всех принятых ими законодательных актов органами исполнительной власти. Пределы полномочий по осуществлению такого контроля могут быть различны, но не должны противоречить принципу разделения властей и затрагивать оперативную исполнительно -распорядительную (управленческую) деятельность исполнительных органов и их структурных подразделений.

Список литературы

1.           Федеральный   закон   "Об   общих принципах организации   законодательных (представительных)   и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"

2.           Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия / Под ред. А.П.Гуляева. - М., 2011

3.           Контрольная функция органов   законодательной власти   Российской Федерации   /А.Б.   Яблонская, "Гражданин и право", N 2, февраль 2010 г.

4.           http://www.garant.ru