Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ И ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

   В последние годы в российском обществе всё более активно разрастается дискуссия вокруг государственно-частного партнёрства (ГЧП). Эта тематика привлекает все большее внимание, как со стороны органов власти, так и со стороны делового сообщества. Повышенный интерес к такому роду разновидности взаимодействия бизнеса и государства как ГЧП не удивителен – во многих странах оно позволяет эффективно решать множество социальных и экономических вопросов путѐм объединения ресурсов частного и государственного сектора.

     Партнёрство бизнеса и власти делает возможным реализацию проектов, которые не могли быть реализованы каждой из сторон в отдельности, что способствует в конечном итоге общему развитию и процветанию. Важно отметить, что в настоящее время развитие ГЧП сдерживается административными барьерами, отсутствием высококвалифицированных кадров, слабо способствует финансированию стратегических социальных программ и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций.

     Изложенными обстоятельствами и обусловлена актуальность выбор рассматриваемой темы, которая в настоящее время характеризуется недостаточной научной разработанностью. Посвящённые данной сфере исследования не имеют системного характера и освещают лишь отдельные формы ГЧП. Отсутствуют работы, рассматривающие ГЧП в мегаполисе.

     Исследование показало, что начиная с 90 -х гг. XX века в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах было создано более 2700 ГЧП. Говоря о вкладе частного сектора в развитие ГЧП, В. Рощупкин особо подчёркивает, что частный бизнес принесѐт, в первую очередь, предпринимательскую инициативу, кадровый потенциал, наработанные за последние годы управленческие технологии и, наконец, собственные финансовые ресурсы. При этом создаваемое ГЧП, обеспеченное ресурсной базой и вовлечённое в сбытовые программы федерального и регионального уровней, станет привлекательным заѐмщиком для ведущих отечественных и зарубежных банков. В настоящее время, отметил В. Рощункин, интерес к реализации такого проекта уже подтвердили ряд крупных банков и лесопромышленных структур [4, с.10-15].

       Следует отметить, что постепенное укрупнение городов и рождение мегаполисов такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности и средств связи, появление транснациональных корпораций (ТНК) и т.д. Мегаполис всегда был центром образовательной, культурной деятельности, источником инноваций.

     Можно выделить следующие особенности мегаполисов: сосредоточение транспортной и деловой инфраструктуры, что ставит специфические задачи перед индустрией транспорта, связи, гостеприимства и туризма, перед маркетингом соответствующих услуг; высокая плотность населения; размещение, как местных, так и вышестоящих органов власти, что ведѐт мегаполисы к совмещению собственно муниципальных и столичных функций, усиливает «знаковость», символьный характер и значимость имиджевых проблем городского маркетинга; множественность СМИ и насыщенность информационной и образовательной среды мегаполиса, что предоставляет особые возможности маркетинговым коммуникациям, научным разработкам; концентрированная обеспеченность современными городскими удобствами, коммунальными благами, что предоставляет возможности маркетинга жилищно-коммунальных услуг, а также недвижимости; напряжённое состояние экологии большинства мегаполисов [6, с.6].

   Маркетинг территорий занимает всё больше места в деятельности сотрудников государственных и региональных министерств, ведомств и обществ содействия хозяйственному развитию. Цель этих организаций состоит, с одной стороны, привлечь инвесторов и создать в мегаполисе дополнительные рабочие места, а с другой —прочнее привязать к данной территории уже имеющиеся предприятия. Их деятельность осуществляется на фоне всё более возрастающей конкуренции территорий. Маркетинг с его ориентацией на потребителя доказал свою эффективность. Методы и инструменты маркетинга могут быть с успехом применены и при коммерциализации потенциала территорий, чтобы их профилировать и сделать конкурентоспособными.

     Маркетинг инфраструктуры – степень цивилизованности рыночных отношений на данной территории. На территории должно быть удобно, жить, работать и развиваться, а   для этого необходимо развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон и в целом рыночную инфраструктуру [3, с.10].Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы различных мер обеспечивающих: формирование и улучшение имиджа территории, еѐ престижа, деловой и социальной конкурентоспособности. Однако, управлять мегаполисом, осуществлять инфраструктурные проекты довольно сложно и государству, и частному бизнесу в одиночку. Поэтому для того, чтобы эффективнее делать бизнес, организовывать производство, торговлю и др., необ хо димо объединить усилия, как государству, так и частному бизнесу [8].Так, представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем развития мегаполиса. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество необхо димо, поскольку, ни государство, ни бизнес, ни граждане не смогут, действуя по отдельности, преодолеть социальную несправедливость, конфликты, коррупцию и другие негативные явления, снижающие конкурентоспособность мегаполиса и препятствующие достижению высокого качества жизни на еѐ территории [5, с.20].

     В связи с этим, использование территориального маркетинга означает превращение территориальных органов власти в особого рода партнёра для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально -экономическому развитию территории, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и др. В этом смысле территориальный маркетинг можно представить как совместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах современного социально ориентированного маркетинга[8].

     Как известно, ГЧП является одной из форм коммерческого сотрудничества публичного (государственного или муниципального) и частного бизнеса в таких сферах, как общественная инфраструктура, дорожное строительство, строительство трубопроводов, аэропорты, объекты здравоохранения и образования, ЖКХ [2, с.51]. Повышенное внимание в обществе к этому инструменту связано с его прикладным характером и инновационным подходом к взаимодействию бизнеса и власти [7].

     Очевидно, что только ГЧП даст мощный импульс для развития региональной экономики, повышения её конкурентоспособности, развития инноваций, будет способствовать формированию механизмов координации между региональными и федеральными органами государственной власти при реализации приоритетных инвестиционных проектов, повысит эффективность управления инфраструктурой, эффективность реализации социальных программ[1, с.19-27]. Проекты смогут обеспечить реальную пользу и улучшать жизнь людей, в первую очередь относящихся к социально и экономически ущемлённым группам.

     Помимо этого, механизм ГЧП позволяет преодолеть ограниченные возможности государства и муниципальных органов по финансированию социальных и инфраструктурных проектов, перенести часть рисков на частный сектор, а также использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг. Так, выбор стратегии и планирование развития мегаполиса могут проходить таким образом, чтобы можно было согласовывать интересы различных групп населения, предпринимателей, органов управления [4, с.45-47].

     Таким образом, привлечение частнопредпринимательского сектора к решению социальных и экономических задач может сделать государство более эффективным.

     На сегодняшний день можно констатировать высокую заинтересованность представителей власти и бизнеса в реализации совместных проектов ГЧП. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Отметим, что ГЧП можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов достижения поступательного экономического развития страны

Список литературы

1.           Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнёрство в реализации национальных проектов и программ //Проблемы теории и практики управления. 2006. №9. – С.19 – 27.

2.           Кузнецов К.М. Государственные и рыночные механизмы регулирования инновационного предпринимательства //Государственность и государственная служба в России: пути развития. РАГС – СЗАГС. СПб., 2004. Вып. 4. С. 51

3.           Панкрухин А.П. Маркетинг территорий // Рекламодатель: теория и практика. 2002. № .С.10.

4.           Савинов Г.Г. Стратегическое маркетинговое планирование //Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах: М., 2004. №5. С. 45 – 47.

5.           Chaussade J.-L. L'acces a l'eau pour tons//Defense nationalc.2006.A. 62.No 11.P. 82

6.           MantaevaElza, KhodykovaNogan. The Importance of Corporate to Regional Economic Development in Russia:The Case of Kalmykia/The Canada-Russia Corporate Governance Program, 2000 – 2006: history, papers, cases and prospects

7.           http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-04/partnerstvo.htm   (12.10.2014).

8.           http://dis.ru/library/ market/archive/2002/ 4/223.html(10.09.2014).