Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АВТОТРАНСПОРТИРОВКА СПОРТИВНЫХ ЛОШАДЕЙ В ЯКУТИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
27 марта 2016г.

Ипподромные испытания, проведение различных соревнований, покупка и обмен лошадей в отдаленных регионах привели к резкому увеличению объема перевозок спортивных лошадей.

Республика Саха (Якутия) в этом плане также не является исключением- расстояния от улусных (районных) центров до г.Якутска, где расположен республиканский ипподром, составляют от 400 км до 1400км [1].

В условиях нашей республики для транспортировки лошадей используют чаще автомобильный, по необходимости водный (паромы), реже железнодорожный и авиатранспорт.

Во всем мире коневозки разделяют на два типа: прицепы и трейлеры (в т.ч. спецавтобусы). В Якутии повсеместно используют одно-двухместные коневозки, прицепы и грузовые машины (Рисунки 1,2,3), только в одном хозяйстве СПОК «Манчаары» имеется автомашина «Volvo FL6», cо специализированным изотермическим фургоном для перевозки лошадей (Рисунок 4).

Автомашины КАМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ и их прицепы не приспособлены для перевозки животных, поэтому для транспортировки лошадей, по рекомендации по подготовке лошадей к скачкам в условиях Республики Саха (Якутия), с помощью специальных съемных деревянных щитов наращивают передние и боковые бока машины на 2,2-2,5 метров (рис. 2,3). На расстоянии 50-70 см от переднего борта на высоте 1,2-1,3м укрепляют поперечный брус. Лошадей, заведенных в грузовик, разделяют продольной перекладиной [1].


Транспортное средство должно отвечать зоогигиеническим требованиям.

По рекомендациям А.А. Ласкова, С.А. Пушкаревой (1985) в салоне автомашины необходимо поддерживать определенный микроклимат, тем более в Якутии соревнования проводятся и в переходном периоде при отрицательных температурах атмосферного воздуха.

Особенно опасны сквозняки, поэтому при перевозке следует тщательно оберегать лошадей от них. Нужно всячески избегать попадания прямой струи воздуха из открытых дверей, окон, форточек на животное. В то же время перегревание и духота могут послужить причиной заболевания лошадей транспортной лихорадкой. При перевозке лошадей в салоне машины должно быть следующие параметры микроклимата: температура воздуха – 15-20ºС, относительная влажность 60-80%, скорость движения воздуха 0,1-0,3 м/с, допустимая концентрация вредных газов согласно зоогигиеническим нормативам, оптимальная вентиляция – 25м3. Если температура в коневозке ниже 14ºС, то лошадей следует перевозить в попонах [2].

По нашим исследованиям, местные автосредства для перевозки лошадей имеют следующие характеристики:



 Таблица 1

Анализ автосредств на соответствие требованиям перевозки лошадей


 

 

 

Требования

 

 

Volvo FL6

КАМАЗ, Зил, Урал

Все прицепы

Тентовым покрытием

 

Без тента

Тентовым покрытием

 

Без тента

1.  Наличие окон-люков и кондиционера для обеспечения

постоянства температуры и чистоты воздуха;

 

Имеются окна

 

 

отсутствует

 

 

отсутствует

 

 

отсутствует

 

 

отсутствует

2.  Пониженный уровень вибрации и шума

Рессоры, глушитель

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

 

3.  Покрытие пола не скользкое

Прорезинен ный пол

 

Скользкое

 

Скользкое

 

Скользкое

 

Скользкое

4.  Пол и стены легко поддающееся очистке и

дезинфекции

 

Имеются

Отсутствую т

Отсутствую т

 

Отсутствуют

Отсутствую т

5.  Наличие свободного пространства перед лошадью, достаточного для вытягивания

головы животного вниз и вперед;

 

 

 

Имеется

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

Имеется

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

Имеется

6.  Наличие пассажирского отсека со связью с водителем

для сопровождающего персонала;

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

7.  Наличие грузового отсека для хранения запасов кормов и

подстилки, инвентаря, снаряжения и пр.

 

 

Имеется

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

 

Отсутствует

 

8. Безопасные боксы с надежными креплениями-

замками

Имеются, но сломаны (не ремонтиров аны)

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

Отсутствует

Как видно из Табл.1, ни одно транспортное средство полностью не соответствует требованиям. Данная проблема отражается на формировании оптимального микроклимата комфортного для лошадей во время перевозки.

Параметры микроклимата автотранспорта на большие расстояния должны соответствовать рекомендованным параметрам микроклимата фургона (салона) автотранспорта для перевозки, т.к. лошадь в ней будет  находиться  несколько  часов,  суток  или  недель.  Зоогигиенические  исследования  проводились общепринятыми методиками и приборами на автомашинах хозяйств КХ «Крестях» Сунтарского улуса, ГУП «Сахаплемобъединение», ГУП ОПХ «Красная звезда» и СПОК «Манчаары» Мегино-Кангаласского улуса.

 

Таблица 2 Средние данные зоогигиенических исследований основных параметровмикроклимата автомашин для перевозки лошадей в переходный период

Параметры микроклимата

Нормы для лошади

Volvo FL6

Камаз, ЗИЛ, Урал

Прицепы

тент

Без тента

тент

Без тента

Температура, ºС

6 (4-8) ºС

В переходный период в пределах нормы

-10

Соответ- ствует температуре наружного воздуха

На 1-3 градуса выше, чем температура наружного воздуха

Соответствует температуре наружного воздуха

Относительная влажность, %

70 (60-

80)%

В пределах нормы

До 70

Соответ- ствует влажности наружного воздуха

До 70

Соответствует влажности наружного воздуха

Скорость движения воздуха, м/с:

зимой

0,2-0,3

В пределах нормы

Выше нормы

Выше нормы

Выше нормы

Выше нормы.

весной и осенью

0,4-0,6

В пределах нормы

Верхняя Граница нормы

Выше нормы.

Верхняя граница нормы

Выше нормы

летом

0,8-1

В пределах нормы

В норме

Выше нормы.

В норме

Выше нормы.

Воздухообмен на одну голову, м3:

зимой

30-50

Более 6 гол. не соответ- ствует норме

Более 6 голов не соответ- ствует норме

-

При плотно закрытых более 3 лошадей. не соответствует норме, зависит от площади

прицепа, а также зависит от сезона года

-

весной и осенью

50-70

Более 6 гол. не соответ- ствует норме

Более 6 голов не соответ- ствует норме

-

-

-летом

70-100

Более 6 голов не соответ- ствует норме

Более 6 голов не соответствуе т норме

-

-

Содержание вредных газов:

Диоксид углерода, %

0,2-0,25

0

0

0

0

Аммиак, мг/м3

20

0

0

0

0

Естественная освещенность, КЕО

0,5-1

Естественное и

искусствен- ное освещение

0

Зависит от погоды

Зависит от погоды

Зависит от погоды

Отношение площади окон к полу

1:10

Меньше нормы

0

0

0

0

Искусственная

освещенность, лк

50-100

В пределах нормы

0

0

0

0











 

Таким образом, из всех исследованных автомашин наиболее оптимальные зоогигиенические условия для автотранспортировки лошадей имеет автомашина «Volvo FL6», cо специализированным изотермическим фургоном, но не решена проблема вентиляции (влажность выше нормы) и автоподогрева в холодный период (Рисунок 4).

 

Список литературы

1.     Владимиров, Л.Н. Рекомендации по подготовке лошадей к скачкам в условиях Республики Саха (Якутия) / Л. Н. Владимиров, И.Н. Винокуров, С. С. Сергиенко, Г.Ф. Сергиенко / ВНИИ коневодства. – Рязань - Дивово, 2005. – 40с.

2.     Ласков А.А. Перевозка племенных и спортивных лошадей специализированным автотранспортом / А.А. Ласков, С.А. Пушкарева // ВНИИК, Дивово, 1985. – 21 с.