Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ПОЛИТИЗИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВОЙ СРЕДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Текущее состояние сети Интернет характеризуется невероятно сильным распространением современных социально-сетевых веб-сервисов. Аудитория одного из крупнейших подобных ресурсов – Facebook (www.facebook.com) превышает 900 млн пользователей – только Индия и Китай по количеству населения превосходят число пользователей сервиса [8], среди которых преобладает наиболее активная и трудоспособная часть населения в возрасте от 18 до 54 лет (61%) [9]. Менее крупные по размеру пользовательской аудитории платформы, к которым можно отнести публицистический сервис микроблогов Twitter (www.twitter.com) с аудиторией свыше 310 млн пользователей [10], деловая сеть социальных контактов LinkedIn (www.linkedin.com) с аудиторией более 255 млн пользователей [11] или отечественный ресурс «ВКонтакте» (www.vk.com) с аудиторией, составляющей примерно 80 млн пользователей [12] также впечатляют количеством потребителей своих услуг.

Жизненный цикл современных социально-сетевых веб-сервисов основан на использовании социально- сетевых технологий, представляющих собой совокупность программного, технического и алгоритмического обеспечения, реализующая их функционал. Социально-сетевые технологии можно разделить на три взаимосвязанных группы: программные технологии, аппаратные технологии и интеграционные технологии. В целом, ключевой задачей социально-сетевых технологий является реализация и обеспечение функционирования социально-сетевой среды – особого информационного пространства, занимающего значительный сегмент современного Интернета. Обозначенное информационное пространство, в рамках которого протекает разнонаправленный обмен информацией между пользователями – то есть коммуникация, естественным образом приобретающая в данных условиях социально-сетевую сущность, мы будем в дальнейшем именовать именно средой, подчѐркивая высокую степень еѐ интегрированности в повседневную жизнь отдельных индивидов и общества в целом.  

Социально-сетевая среда, реализуя обозначенные М. Кастельсом сетевые структуры [1], является неотъемлемым атрибутом современного глобализированного общества. Представленные ранее количественные характеристики пользовательской аудитории крупнейших социально-сетевых платформ свидетельствуют об их всѐ более нарастающем влиянии на информационную среду и, как следствие, на общественную жизнь.

Так, информационный монополизм традиционных средств массовой информации в современном мире значительно ослабевает, уступая место обширным и разнообразным коммуникационным механизмам социально- сетевой среды, в рамках которой каждый отдельный индивид получает возможность самостоятельного выбора своего персонального информационного окружения, а также определять алгоритмы своего с ним взаимодействия. Социально-сетевая среда отличается общедоступностью и независимостью от географического местоположения своих  пользователей,  в  отличие  от  ограниченного  сектора  покрытия  традиционных  средств  массовой информации. Социально-сетевые технологии отличаются глубочайшей интеграцией с современными мультимедийными технологиями, в рамках которых доступны возможности публикации, просмотра, републикации и редактирования практически любых форматов информационных объектов, чем, безусловно, не могут похвастаться традиционные средства массовой информации. Социально-сетевые веб-сервисы не подвержены типовым ограничениям традиционных средств массовой информации – количеством страниц печатного издания, эфирным временем телевизионного или радиоканала, обладая практически неограниченными объѐмами информационных баз данных. Социально-сетевые коммуникации обладают гораздо более высокой скоростью распространения информации, нежели традиционные средства массовой информации, во-многом, благодаря сетевой коммуникационной модели «многие-ко-многим», а также позволяют получать мгновенную обратную связь в ходе интерактивного диалога, осуществляемого в прямом режиме.

Специфические особенности социально-сетевой среды, в том числе еѐ гибкость, эластичность, ситуативность и мобильность предопределили еѐ властный ресурс в условиях современного общества, что послужило объективной причиной проникновения политической коммуникации в социально-сетевой формат. Сегодня социально-сетевая среда преобразует политическую коммуникацию, придавая ей черты многосубъектности и многообъектности, делая еѐ разнонаправленной и включающей в себя все аспекты общественного информационного взаимодействия, как формального, так и неформального характера, имеющих прямое либо опосредованное, мгновенное или отложенное воздействие на политическую жизнь – будь то коммуникация, направленная на распространение политической информации или коллективная организованная деятельность географически распределѐнных индивидов и групп с целью разработки политического контента, консолидации финансовых, нефинансовых и людских ресурсов.

Говоря об общественной значимости современной социально-сетевой среды, можно согласиться с мнением, в соответствии с которым она обеспечивает эффективное построение и поддержание горизонтальных коммуникаций между различными индивидами и социальными группами, постепенно снижая информационный монополизм вертикальных сетей, что является базисным условием развития гражданского общества [3], помимо повышения образовательного уровня, политической активности населения, а также степени общественной политической рефлексии [5, с.192]. Социально-сетевые веб-сервисы, как компоненты социально-сетевой среды становятся организованными структурами в процессе принятия политических решений, инструментами осуществления целей и намерений политических субъектов [4].

Особенности проявления социально-сетевой среды в общественно-политической жизни в настоящее время становятся объектом исследований для целого ряда научных дисциплин. Вместе с тем, следует отметить, что значимым фактором, зачастую недостаточно внимательно учитываемым многими современными исследователями, являются уже упомянутые ранее интеграционные социально-сетевые технологии, заставляющие по-новому взглянуть на спектр распространения современных социально-сетевых коммуникаций и на масштаб современной социально-сетевой среды в целом.

Интеграционные социально-сетевые технологии унифицируют информационные транзакции между различными программными платформами и обеспечивают таким образом практически полное взаимное проникновение или, другими словами, интеграцию разнообразных и физически разделѐнных социально-сетевых веб-сервисов и Интернет-ресурсов, не относящихся к социально-сетевому кластеру публичных информационных систем на основе консолидации информационных баз данных, содержащих метаданные и данные о пользователях и размещаемых ими информационных сообщениях, данные статистики и прочие информационные массивы. Это привело к тому, что информационное сообщение, размещаемое вне той или иной социально-сетевой площадки, мгновенно ретранслируется в социально-сетевую среду.

Наиболее простым и показательным примером функционирования современных интеграционных социально-сетевых технологий является публично размещаемый скрипт кнопки «нравится» или «поделиться», размещаемый на большинстве современных Интернет-ресурсов в качестве неотъемлемого компонента публикуемой информации. Широко распространѐнная в настоящее время система единой авторизации, благодаря которой пользователи проходят аутентификацию на различных информационных ресурсах по персонифицированному профилю того или иного социально-сетевого веб-сервиса также представляет собой пример эффективного применения интеграционных социально-сетевых технологий. Информирование и сбор денежных средств, осуществляемый в рамках инвестиционной площадки может осуществляться на базе публицистического веб-сервиса или даже примитивного сайта-визитки благодаря интеграционным программным алгоритмам, позволяющим произвести финансовую транзакцию «здесь и сейчас», а информация о производственном проекте или предстоящей публичной акции (шествии, митинге, флеш-мобе) может размещаться на публицистическом или мультимедийном социально-сетевом веб-сервисе.

Важнейшим элементом современных интеграционных социально-сетевых технологий являются так называемые мешап-технологии (от англ. mash-up — «смешивать»). К их основным особенностям относятся: использование ключевых принципов современной концепции Веб 2.0, сервис-ориентированная архитектура, многоформатность, децентрализованность, возможность производства гибридных информационных данных и метаданных.

Мешап-технологии обеспечивают создание качественно новых социально-сетевых веб-сервисов высокой прикладной полезности, обладающих многоуровневой внутренней функциональной вложенностью. Мешап- технологии позволяют нейтрализовать проблему информационной перегрузки, о которой в своѐ время писал Д. Белл. Возможность эффективной консолидации в автоматическом режиме информации по выбранным критериям из различных источников, еѐ эффективной интерпретации и представления снижают стоимость затрат на сбор, обработку и интерпретацию информационного содержания  без потери еѐ итогового качества для  конечных потребителей.

Крайне важным нам видится привести несколько наиболее удачных примеров практической реализации потенциала мешап-технологий. Так, весьма интересен опыт полицейского департамента Чикаго, использовавшего мешап-технологии при создании криминогенной карты города «Chicago Crime» (crime.chicagotribune.com). В рамках данной площадки информация  из базы данных  о преступлениях интегрируется  с картографической информацией из веб-сервиса Google Maps, в результате чего у жителей появилась возможность отслеживать и комментировать динамику преступлений на карте города в прямом режиме. Не менее интересен в данном аспекте ресурс Travature (http://travature.com), консолидирующий разрозненные данные об авиаперелѐтах, советы опытных путешественников и обзоры гостиниц и отелей, а также коллективно управляемый пользовательским сообществом веб-сервис Digg (http://digg.com), агрегирующий материалы различных новостных ресурсов.

Обращаясь к практическим примерам применения интеграционных социально-сетевых технологий в политической сфере, можно упомянуть несколько интересных проектов от компании Google, связанных с прошедшими в 2008 г. президентскими выборами в США. Обозначенные мешап-сервисы компании обеспечивали интерактивное графическое представление распределения политических предпочтений избирателей, основанное на данных экзит-поллов, поисковых запросах пользователей, семантики и тональности сообщений, размещаемых в публицистическом сервисе «Twitter», а также детализированное комплексное информационное сопровождение деятельности кандидатов, включая хронологическую информацию об их перемещении по стране, стенограммы публичных выступлений и соответствующие комментарии пользователей. Все обозначенные данные представлялись на картографической основе, предоставленной сервисом Google Maps (maps.google.com) [6].

Однако наиболее ярким примером использования обширного потенциала современных интеграционных социально-сетевых технологий является избирательная кампания Б. Обамы в 2012 году. Для обеспечения поддержки кампании Обамы была разработана специализированная программная платформа под кодовым названием «Нарвал» (Narwhal), обеспечившая эффективный мониторинг, анализ и интеграцию разрозненных и разноформатных данных о предпочтениях избирателей, их повседневных привычках и мнениях с целью максимальной адаптации коммуникаций кандидата с учѐтом особой специфики того или иного региона страны, а также эффективного прогнозирования и последующей оптимизации предвыборной стратегии [7]. Здесь важно отметить, что основные принципы работы системы предполагают получение релевантных данных об избирателях в том числе и мягким,  опосредованным способом, используя сведения о персональных привычках и предпочтениях пользователей социально-сетевых веб-сервисов в совокупности с общедоступными половозрастными характеристиками. К примеру, женщина 65 лет с высшим образованием, являющаяся постоянным пользователем сети социальных контактов медицинской тематики с высокой вероятностью поддержит политическую программу кандидата в части повышения эффективности системы медицинского страхования, а для избирателя мужского пола средних лет, проживающего на юге страны и состоящего в патриотическом социально-сетевом сообществе следует подчеркнуть необходимость ужесточения миграционной политики.

Использование системы «Нарвал» в совокупности с эффективно построенной коммуникацией в рамках социально-сетевой среды, направленной на информирование аудитории (в том числе в рамках собственной социальной сети my.barackobama.com), сбор денежных средств от частных лиц и мобилизацию сторонников привело Б. Обаму к победе на выборах.

Как мы видим, современная социально-сетевая среда – феномен, который в настоящее время фактически не имеет чѐтко обозначенных границ, что крайне затрудняет соответствующие эмпирические исследования. В то же время, становится очевидным значительное расширение еѐ масштабов, в том числе еѐ политизированного сегмента, основанное на глубокой взаимной интеграции социально-сетевых веб-сервисов и Интернет-ресурсов, не  относящихся  к  социально-сетевому  формату  за  счѐт  повсеместного  использования  современных интеграционных социально-сетевых технологий, что очевидным образом демонстрирует как общемировая, так и отечественная политическая практика [2]. С большой вероятностью можно утверждать, что принятый ранее многочисленными исследователями подход, в соответствии с которым отправной точкой в эмпирических исследованиях политических коммуникаций в социально-сетевом виртуальном пространстве выступала платформа как таковая, теряет свою актуальность. Современные исследования не следует ограничивать узкими рамками наиболее популярных социально-сетевых информационных ресурсов. В условиях, когда физические границы социально-сетевой среды, как объекта исследования практически неуловимы, на первый план в качестве наиболее релевантного прикладного исследовательского базиса выдвигается социально-сетевая коммуникация во всех аспектах еѐ проявления.

 

Список литературы

1.      Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У- Фактория, 2004

2.      Кирка А. В. Социально-сетевые технологии в избирательном процессе на региональном уровне на примере предвыборной кампании А. Навального // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 20. С. 42-46

3.      Кирка А. В. Влияние социальных  сетей  на коммуникационные процессы в гражданском  обществе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 8. С. 20-23

4.      Соколов А. В. «Краудсорсинг: новая технология гражданской кооперации» Социальный компьютинг: Основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14) Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 271-275.

5.      Соловьѐв А. И., Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000

6.      http://techcrunch.com/2008/06/18/google-maps-gets-political

7.      http://www.csc.com/big_data/publications/91710/94409-big_data_meets_presidential_politics

8.      www.un.org

9.      www.facebook.com

10.     http://www.twitter.com

11.     http://www.linkedin.com

12.     http://www.vk.com