Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НАСТРОЕНИЯХ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ, АСТАНЕ И ШЫМКЕНТЕ

Авторы:
Город:
Шымкент
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Аннотация: целью статьи является выяснение влияния особенностей регионального расселения на социальное самочувствие русского населения Казахстана через их восприятие некоторых аспектов социально- политической среды вокруг. Замечено, что это влияние сильнее в сфере повседневного взаимодействия, но менее выражено в общественно-политической сфере.

Ключевые слова: русские Казахстана, региональные факторы социального самочувствия, социологический опрос, языковые предпочтения,

Abstract: the aim of article is the clarification of influence regional affiliation on the social attitudes of Russians

citizens of Petropavlovsk, Astana and Shymkent. These factors were analysed through the expressions by Russians several spheres of social and political situation around them. This influence more evident in day-to-day practice, but not so evident in political sphere.

Keywords: Russian population of Kazakhstan, regional factor of social fillings, survey, language situation

Кем видят себя русские Казахстана в современных политических реалиях? Как они соотносят себя с русскими России? Вопрос для республики не праздный. Но до сих пор специальные исследования на эту тему мало распространены [1,2,4].

Между тем осенью 2012 года Научный Центр «История и этнология» Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова участвовал в социологическом опросе Института истории им. Ш.Марджани АН Республики Татарстан среди русского населения трех казахстанских городов. Самого южного и самого северного областных центров Шымкента и Петропавловска и столицы Астаны, географически расположенной в центре страны. При небольшом объеме выборки (всего около 500 человек) его данные чрезвычайно интересны уже потому, что другие попросту редко встречаются, а опоздание с публикацией объясняется длительным периодом обработки данных, которые стали доступны только в 2015 году.

Региональные различия.

Следует обратить внимание и на то, что в трех городах, где производился опрос ситуация, в которой живет русское население различна и с географической и с исторической, и с демографической точек зрения.

В Северо-Казахстанской области проживает 288 тыс. русских, которые составляют большинство населения региона (общее количество жителей области 576 тыс. человек). Эта приграничная с Россией область никак не отделена от нее географически. А первые русские поселения появились здесь 300 лет назад.

В столице страны Астане при общем населении города более 800 тыс. человек, русских насчитывается 132 тыс. Географически Астана ближе к Омску, чем к Алматы или Шымкенту. Первые русские поселились здесь с образованием города в 30-х годах 19 века.

Южно-Казахстанская область центром, которой является Шымкент, самая густонаселенная в стране (2,7 млн. чел.). Русских здесь столько же сколько в Астане и проживают они на 95% в областном центре. Географически русские юга страны отрезаны от России. А первые русские поселения появились в регионе лишь в 60-х годах 19 века.

Каковы же настроения русских в столь разных регионах страны? Отношение к эмиграции.

На вопрос, хотели бы они сменить место жительства, ответили положительно 57% чимкентцев, 50%жит елей Петропавловска и как ни странно 43% астанчан. И это на фоне того как в Казахстане наблюдается устойчивый приток жителей регионов в столицу, которая дает больше возможностей для роста. Реально собираются менять место жительства значительно меньшее количество опрошенных 28% чимкентцев, 22% астанчан и 18% петропавловцев. При этом северяне в подавляющем большинстве хотят переехать в Россию, а среди южан 25% хотели бы уехать куда-то «вне России».

Главной побудительной причиной к переезду является, по мнению опрошенных, «национальная и языковая политика РК». Но здесь есть региональные нюансы. Среди южан эту причину назвали 52%, что вполне естественно поскольку именно этот регион стремительно теряет русскоязычное пространство. 24% южан отметили также «ухудшение межэтнических отношений.» В Петропавловске и Астане такая проблема не стоит. Но и здесь «национальную и языковую политику» как побудительную причину к отъезду назвали 32 и 29% соответственно. Северо-Казахстанская область один из регионов с наиболее низкой средней заработной платой в стране, поэтому здесь 23% опрошенных хотели бы уехать «по причине неустойчивого экономического положения, в том числе и угрозы безработицы». В двух других регионах этот фактор не существенен.

При этом большинство жителей всех регионов объединяет уверенность, что Россия не создает достаточно комфортных условий для переезда.

Языки и браки.

Подавляющее большинство опрошенных состоят в браке с русскими. Но не видят проблемы в том, что их дети могут жениться или выйти замуж за человека другой национальности. Категорически не одобрили бы это в Петропавловске лишь 6%, в Чимкенте 16% и в Астане 24%. Возможно это связано с тем, что в Петропавловске и в Чимкенте люди имеют дело с более стабильной ситуацией в плане брачного рынка: на севере он еще не изменился, тогда как на юге изменился давно и к этому уже привыкли. А вот в Астане серьезные социально- демогафические изменения происходят стремительно в последние 20 лет, что и отразилось в мнениях респондентов. Большинство опрошенных не считают, что межнациональные браки «размывают» народ. Таким образом, опрос показал достаточно высокий уровень межэтнической толерантности.

Очень интересные моменты выявил опрос в части касающейся языковых проблем. Свободно владеют казахским языком лишь 2% опрошенных чимкентцев и 1% астанчан. В Петропавловске таких нет. При этом частично понимают казахский 66% южан, 42% астанчан и 33% северян. Что логически вытекает из демографической ситуации в этих регионах.

Незнание государственного языка заставляет русских испытывать дискомфорт. Прежде всего, это конечно относится к чимкентцам (81% респондентов). Сфера применения русского языка на юге страны в последние годы резко сузилась. Среди жителей столицы таких как ни странно еще больше - 85%. И это при том, что в Астане языковое законодательство соблюдается достаточно строго. В Петропавловске таких 62% и это в самом русскоязычном регионе страны.

Но вот парадокс, отвечая на вопрос о том какими языками должны в первую очередь владеть их дети более 80% респондентов во всех трех городах назвали европейские языки прежде всего английский. Казахский в качестве приоритетного в Петропавловске выбрали лишь 30%, в Астане 31% и только в Чимкенте таких более половины 53%. Так что, несмотря на весь дискомфорт от незнания государственного языка большинство казахстанских русских не считают его изучение средством изменения ситуации для себя в положительную сторону.

Русские и русскость.

Относительно русских в Казахстане существуют два мнения. Одни уверены, что они те же, что и русские России. Другие считают, что казахстанских русских можно выделить в особый субэтнос как поморов или казаков.

Истина, вероятно, как всегда, - посередине. И хотя прямого ответа на этот вопрос в данных опроса не найти, какие-то отдельные штрихи выделить можно.

Национальная кухня - это один из значимых критериев этничности. Во всех трех городах опрошенные среди любимых национальных блюд назвали борщ и блины. Хотя борщ конечно блюдо скорее украинское. А вот относительно третьего любимого национального блюда мнения разделились: в Чимкенте и Астане это пельмени, а в Петропавловске окрошка.

Относительно любимых блюд казахской кухни все дружно назвали бешбармак. Но если для жителей севера и столицы оно единственное, то чимкентцы прибавили к нему шурпу, каурдак, казы и баурсаки. Южане вообще наиболее тесно срослись с особенностями казахского быта и в большей степени его переняли. Вошли в их рацион и узбекские и корейские блюда. Из которых в других регионах назвали только плов.

Большинство опрошенных отметили, что они соблюдают свои национальные обычаи, обряды и традиции при рождении ребенка на свадьбах и похоронах. К сожалению не ясно, что именно под этим имелось в виду. Среди народных праздников были отмечены прежде всего Пасха и Рождество. Праздники бывшего СССР таковыми считают очень немногие. Еще меньше готовы признать таковым Наурыз. Подавляющее большинство опрошенных заявили, что знают русские народные песни.

О степени религиозности.

Принято считать, что в условиях иноэтничного окружения консолидирующим этнос фактором становится религия. В этом аспекте опрос выявил довольно противоречивую картину. 78% чимкентцев и 72% петропавловцев однозначно считают себя верующими людьми. В столице этот показатель оказался неожиданно низким 49%. Возможно это связано с тем, что русские астанчане в массе своей потомки комсомольцев целинников, которые верующими, конечно, не были. При этом 70% астанчан заявили, что они посещают церковь. В двух других городах этот показатель еще выше. Но посещения эти в большинстве происходят «от случая к случаю». Что в общем противоречит тенденции религиозной консолидации русских казахстанцев, но характерно для городского населения во большинстве страна мира. Это, скорее, не религия, а определенная атрибутика, ритуал призванный обозначить этническое происхождение человека.

Этничность и Родина.

Каково отношение русских Казахстана к своей этнической принадлежности. Здесь опрос показал несколько парадоксальные данные.  В Петропавловске  где  русские  составляют большинство  населения 47% опрошенных заявили, что их национальность и национальность окружающих значения для них не имеют и в тоже время 53% никогда не забывают, что они представители своего народа. В Астане где русские в явном меньшинстве, эти цифры составили соответственно 70 и 30%. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Для Чимкента таких данных нет. Таким образом, русские оказываясь в меньшинстве не изолируют себя от общества в своих внутриэтнических переживаниях.

Примерно половина опрошенных во всех трех городах вообще заявила, что «современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какой-то национальности.» Но другая половина уверена в обратном: «частью свое национальной группы ощущать себя необходимо.»

Своей родиной считают именно Казахстан 49% опрошенных астанчан, 39% - чимкентцев и лишь 19% - петропавловцев. Если учесть, что в просе было предложено 11 вариантов ответа, то это высокий показатель. Только у жителей СКО есть вариант более популярный: 23% указали, что родиной считают именно Петропавловск.

О равенстве и братстве.

В советское время Казахстан называли лабораторией дружбы народов. Сейчас официальная пропаганда внушает гражданам, что именно в Казахстане созданы наиболее гармоничные межэтнические отношения, и именно в Казахстан многие мультиэтничные страны берут в качестве примера. Подтверждает ли это опрос? Подавляющее большинство респондентов во всех городов выразили уверенность, что в Казахстане национальность человека влияет «на его возможностиустроиться на самую лучшую работу». Как ни странно более других уверены в этом петропавловцы – 75%.

Приходилось сталкиваться с ущемлением своих прав или возможностей из-за национальной принадлежности 76% опрошенных в Чимкенте, 66% в Петропавловске и 51% в Астане. Такие ответы конечно не радуют. Но в чем это проявлялось конкретно. На первое место опрошенные чимкентцы (34%) ставят госучреждения. Это, судя по всему, связано с тотальным переводом их работы на юге на казахский язык и игнорированием чиновниками соответствующей статьи конституции. Этот показатель высок и для Астаны – 31%. А петропавловцам больше дискомфортно на работе - 28%.

С открытым нежеланием общаться с русскими сталкивались немногие от 8% в Петропавловске до 17% в Астане. Оскорбления и угрозы по национальному признаку тоже слышали относительно немногие от 10% в

Астане до 18% в Чимкенте. Зато советовали «уехать к себе на историческую Родину, если что-то не устраивает» 40% русских чимкентцев, 35% астанчан и 26% петропавловцев.

Гораздо хуже другое: «чувствуют негативное отношение» 45% опрошенных в Чимкенте, 37% в Петропавловске и 51% - В Астане. Распространенность этого мнения можно списать как на ограниченную выборку, так и на свойство людей весьма избирательно трактовать свои негативные ощущения, «нагружая» их подсказанными самим опросом аргументами. Боле важно, то, что примерно треть респондентов во всех трех городах заявили о том, что для них «есть ограничения в получении желаемой работы». Это тревожный признак [3].

* *

Конечно, материалы подобных опросов еще ждут своих более глубоких интерпретаций и сопоставлений с результатами сопоставимых исследований в других странах. Но самые первые выводы можно сделать уже сейчас. Во-первых, заметно, что разница географических и социально-культурных условий проживания разных сообществ русских в Казахстане в наибольшей степени сказалась на тех сферах их жизни, которые связаны с непосредственным взаимодействием разных категорий жителей страны: отношение, к национальным бракам, реальное демографическое поведение, культурная адаптация, пищевые предпочтения и т.д. Тогда как языковая, сфера, пространство взаимоотношений с политическими институтами, социальное самочувствие и т.д. предстают в высказываниях респондентов риз разных городов более выровненной, если не сказать равноудаленной. Здесь они чувствуют себя наиболее похожими друг на друга и наименее уверенными. В то же время, во-вторых, эта неуверенность и неудовлетворенность не перешла пока в стремление к самоизоляции или массовой эмиграции, что заставляет рассчитывать на еще нереализованные возможности интеграции русских в казахстанский социум 21 века.

 

Список литературы

1.      Бейсембаев С.Н. Межэтническое согласие в Казахстане: миф или реальность? Доклад на XII международном семинаре «Этничность и власть: коллективная память и технологии конструирования идентичности», 20-25 мая 2013 года, г.Ялта, Украина// Центр политических и социальных исследований «Стратегия», 2013. Электр. ресурс. http://www.ofstrategy.kz/images/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80.pdf (Дата обращения 10.06.2015).

2.      Королев А. Индикатор этнического самочувствия// Газета «Литер» 4 октября 2014. Электр. Ресурс. http://www.nomad.su/?a=3-201410060020 (Дата обращения 13.07.2015).

3.      Савин И.С. Русские в Казахстане: Кто мы сейчас? // Русские: этносоциологические исследования под ред. Ю.В. Арутюняна. М.: Академиздат, 2011. - С. 158-191

4.      Савин И.С. Этническая идентификация городского населения республики Казахстан 1992-2005 (на примере казахов и русских Южно-Казахстанской области)// Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Центр по изучению и урегулированию конфликтов Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. РАН. –М., 2006.-33 с.