Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Рассматриваемая нами тема изучена крайне слабо. Что возможно связано с недостатком научного интереса по этой теме. Как правило, в большинстве случаев в работах исследователей изучаются процессы, проходившие среди стран Европы, Америки и Западной Азии. Безусловно, это связано с тем, что история формирования современной модели международных отношений складывалась на базе европейской системы. В истории, которой протекали особые политические процессы отличные от других регионов.

Географически восточно-азиатская модель международных отношений стала формироваться в Восточной Азии и только затем по мере расширения китайской ойкумены распространяется на страны и народы Центральной Азии, материковой части Юго-Восточной Азии, а также на юге Северной Азии. Она исторически складывается на базе представления об международных отношениях в понимании китайской цивилизации. Её формирование проходило под влиянием совершенно других международных процессов, чем те которые имели место в Европе. Так, к примеру, понятие баланса сил, которому придавалось особое значение в европейской модели, не имела никаких аналогий в содержании рассматриваемой нами проблемы.

Хронологически, считается, что она просуществовала до опиумных войн. В последующем политические единицы этой модели переходят к европейскому варианту международных отношений, которая уже после мировых войн становится системой всемирной. Вот почему с этого времени интерес к данному вопросу стал терять свое  значение. Однако согласно мнению некоторых исследователей, восточно-азиатская модель международных отношений постепенно реставрируется. Что в большей степени связано с бурным развитием материкового Китая[3]. В связи с этим свойства и особенности характерные изучаемому вопросу имевшие место в период её существования, вновь обретают интерес.

Начало формирования этой модели международных отношений связано с возникновением первых китайских государств на Великой Китайской равнине, где и складываются основные идеологические аспекты ставших основой её структуры. Идеология также проходит длительный период формирования, который завершается, в период династии Хань в форме реформированного конфуцианства.

Формирование постулата о срединном положении Китая, по которой предки китайцев противопоставляли себя к «варварам», видимо начинается с правления династий Чжоу и периодов Чуньцю и Чжанго. Население делилась на потомков чжоусцев и шанцев. При известной раздробленности, враждующие государства признавали над собой верховную власть Сына Неба (чжоускогована) и считали себя «Срединными царствами» (中国), т.е. мира, которая была сосредоточием «Вселенной». Ядром была распространившаяся в то время концепция Сына Неба связанная с культом Неба, зародившимся вместе с чжоуской государственностью[1].Он служил идее харизмы власти вана и законности господство над Поднебесной династии Чжоу. Хотя восточно-чжоуское государство была сравнительно слабой, но имела силу сакральной власти вана. Эта давало функцию, игравшую большую роль в установлении дипломатических отношений между «срединными царствами».

К контингенту подразделяемых как «варварские» народы включались в то же время и другие китайские царства, а также племенные формирования: ди (северные племена), и (восточные племена), мань (южные племена), жун (западные племена)[1].В восточночжоуской модели ойкумены на первый план выдвигаются культурно-различительные признаки. Идея абсолютного культурного приоритета «людей срединных царств» становится важнейшими компонентами этнического самосознания древних китайцев. С другой стороны заимствование  культурных  достижений  «чужих»  этносов  имело  немаловажное  значение  для  развития «срединных царств».

В период Чуньцю по большей части формируется основные критерии, по которым определялись взаимоотношения со странами: взаимоуважительных – братских, связанных особыми правилами ведения войн, - с одной стороны, и исполненных презрительного отношения к ничтожным варварам – с другой[1].

В этот период идеологическая основа получает философское обоснование в учениях Конфуция и его последователей отразивших её в представлении о мироздании с помощью двух начал: Неба и его воплощения – «Сына Неба», совершенно мудрого императора. «Великое Небо, рождает совершенно мудрого как главного над Небом и Землей, над духами и людьми. Если в его душе гармония, то и субстанция ци гармонична, когда субстанция ци гармонична, тогда Земля и Небо, духи и люди отвечают ей гармонией»[4].

С конца периода «Чуньцю» все более тесными становятся взаимоотношения срединных царств с периферийными Цинь, Яньи Чу. Последние в свою очередь более сильно вовлекаются в сферу их культурного влияния. Впоследствии они постепенно выдвигаются в качестве гегемонов. Борьба между ними за господство в Поднебесной становится определяющим фактором в политической истории древнего Китая и в последующий период под названием «Чжанго» (Эпоха воюющих царств) - V-III вв. до н.э.[1]

В этот период укрепляется культ верховного божества Неба через которого происходит сакрализация института монархии, выражавшаяся в его обоготворении. Кроме того, титул Сына Неба стали присваивать себе и правители других «сильнейших» царств.

Происходит культурное сближение царств, чему способствовало распространение древнекитайской иероглифической письменности.

С возникновением критической философии и теоретической научной мысли начинается острая дискуссия среди философов над вопросом о будущей идеологии и политической системы объединенного Китая. Среди множества учение выдвигается на первую планку легизм, основанное, прежде всего на практической составляющей в основу которого берется приоритет закона над всем. Их постулаты, принятые за государственную основу в царстве Цинь приводят её к объединению Китая в 221 г. до н.э.

На международной арене после объединения, Китай сталкивается с мощной политической силой, образовавшейся на севере от границ империи. Эта был племенной союз хунну (или сюнну) также объединившая множество разнородных племен под главенством Модэ. Степень угрозы со стороны союза хунну китайскими историками придается особое значение. Потому, как в борьбе между объединенным Китаем и союзом хунну решалась судьба самой цивилизации. В столкновении двух наиболее мощных государственных образований в рамках региона должна была выявить победителя, который будет доминировать на международной арене. В долгой войне победителем становится объединенный Китай, которая на долгие годы определила тем самым свое господство в Восточной Азии.

Однако внутриполитические факторы сказывались сильнее, чем внешнеполитические. Идеология легистов как, оказалось, была уже в не состоянии обеспечить политические потребности объединенного Китая. Она перестает быть её господствующей идеологией.

Закат господства Цинь и выдвижение к вершине власти новой политической силы (династии Хань), дает конфуцианству возможность подстроиться под новые политические реалии и получить то, что является целесообразным от легизма для удовлетворения нужд новой империи. Реформированное конфуцианство в максимальной степени аргументирует с четко выработанными фактами центральное положение Китая в качестве цивилизованного мира по отношению ко всему остальному «варварскому».

По мере того, как Китай расширялась территориально, её идеологическая установка обеспечивала мягкое подчинение соседних стран, не только политически, но также и экономически, по религиозным, культурным показателям. Кроме того, согласно её идеологии при  достижении гегемонии Китая достигается гармония в внутриполитической ситуации и в международном климате в регионе в целом. Для того, чтобы включить князей «варварских» государств в китайскую международную систему, учреждается целая иерархия рангов по которым определялась их роль в международной арене.

Поочередная смена династий у власти в Китае трактовалась философами конфуцианства как доктрина «уступки трона». Этим самым одновременно должна была по преемству перейти и функция установления гармонии «Срединной земле».

Таким образом, Китай на протяжении нескольких веков, начиная с появления первых её государств, сформировала уникальную модель международной политики, основной идеей, которого был синоцентризм, т.е. её центральное положение по отношению к некитайским государствам. При номинальном или полном подчинении последних к Сыну Неба(императору).

 

Список литературы

1.     Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин, Т.В. Степугина; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Вост. Лит., 2010.C. 34;33;36;38

2.     Синицын Е.П. Конфуцианство в эпоху Цинь//История и культура Китая (сборник памяти академика В.П. Васильева). АН СССР Институт Востоковедения. Изд.-во «Наука». М.:1974 С. 151

3.     Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 551-552

4.     明代西藏史料    (Материалы по истории Тибета при династии Мин), К иото, 1959. С. 369