Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОРОКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

«Всякий, делающий грех, есть раб греха»

(Библия, От Иоанна, 8, 34)

«Нет худа без добра» (Пословица)

«Где есть любовь, там нет греха, где грех – там нет любви»

(Еврейская мудрость)

 

Пороки – аномальные отклонения, изъяны, слабости душевного склада, к которым в обществе превалирует отрицательное отношение. Они вызывают у большинства неприятие, отторжение, не приветствуются и не поощряются. Вместе с тем, присутствие явного и очевидного или скрытого и неприметного порока у каждого из нас заставляет задуматься об их предназначении и роли в повседневной жизни.

Наличие порока в себе осознаѐтся далеко не всеми и не всегда. Один и тот же самый грех

Бывает очень разным.

Наш – незаметным, а у тех – Большим и безобразным.

Вероятно, поэтому отношение к нему может быть снисходительным, извинительным у одних и безоговорочно неприемлемым, осуждающим у других. Понятие порока близко к религиозному понятию греха, как отступления от заповедей Божьих, как нравственного несовершенства или развращѐнности людей.

В «Книге Притчей Соломоновых» (Библия, гл. 6, 16-19) говорится, что Господь ненавидит семь пороков, что Ему противны: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Папа Римский Григорий I Великий в 590 г. отредактировал список грехов, который и использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии»: похоть, обжорство, алчность, уныние, гнев, зависть, гордыня. Это грехи, которые не покрываются смертью человека, а остаются с ним и после того, как он перейдет в мир иной, и где ему придѐтся отвечать за них по всей строгости.

В течение веков менялось представление о тяжести и значимости отдельных пороков.

Аристотель считал пороком как недостаток, так и избыток одного и того же качества души, а добродетелью – умеренность. Ларошфуко полагал, что пороки входят в состав добродетелей, как яды входят в состав лекарств. По мнению Ф. Ницше, пороки суть срамные места человеческой души. Как известно, запретный плод сладок. По наблюдениям В.М. Хвостова, с ростом культуры появляются новые утончѐнные виды порочности.

По-видимому, во все времена был и остаѐтся актуальным вопрос о том, что относить к пороку. Примером может служить полемика по поводу однополых браков: блуд это или современная «норма»? В этой связи можно выделить следующие четыре группы пороков:

1 группа:

-   гордыня (превозношение себя над всеми, презрение всех);

-   тщеславие (стремление к незаслуженной известности, хвастовство);

-   зависть (неприязнь, огорчение из-за благополучия или успехов других людей и удовольствие в их несчастье);

2 группа:

-   гнев (ярость, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего);

-   злоба (раздражение, недоброжелательность, злопамятность);

-   жестокость (намеренное причинение физических и душевных страданий); 3 группа:

-   чревоугодие (пресыщение, неумеренность в еде, пьянство, употребление наркотиков);

-   алчность (сребролюбие, стяжательство, корыстолюбие, неудержимая жажда наживы, жадность, скупость);

-   блуд (сладострастие, похоть, прелюбодеяние, половая распущенность, порно, сквернословие). 4 группа:

-   уныние (отчаяние, разочарование, безнадежность, обиженность);

-   леность (безделье физическое и душевное);

-   равнодушие (чѐрствость, безразличие).

Соответственно, порокам противостоят добродетели, главными из которых являются:

-   любовь;

-   милосердие (сострадание, великодушие);

-   целомудрие (скромность);

-   смирение (беспристрастие);

-   воздержание (умеренность);

-   кротость (незлобие, терпение);

-   справедливость.

На пороки (грехи) обрекают людей их слабости, несовершенства, страстные желания удовольствий или избавления от страданий. «Вот ступени, по которым грех входит в нас, – образ, внимание, интерес, влечение, страсть» (А. Ельчанинов).

Согласно учению Будды, чтобы избавиться от страданий, нужно освободиться от мирских страстей, от невежества, лени, привязанностей, прекратить умерщвлять другие живые существа, перестать красть, прелюбодействовать, обманывать, ругать, льстить, завидовать, сердиться, злословить, ненавидеть, обижаться, проявлять жадность, гордость.

Жизнь как деятельное движение предполагает преодоление препятствий, совершение неизбежных ошибок, но и непременный нравственный выбор. Порочный опыт может сломить, засосать в безнравственное болото социального дна слабовольного, малодушного человека, и напротив, закалить и укрепить сильную личность.

Наличие отдельного порока, как отмечается в «Энциклопедии пороков» (Энциклопедия пороков: оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры. – Киев: Наукова думка, 1996. – 240 с.), может способствовать развитию определѐнных положительных чувств, их закалке. Так, например, трусость, выражающаяся в потакании чувству страха, может развивать впечатлительность, мечтательность, нежность, духовно утончать натуру человека. Лень позволяет неторопливо обдумать важные решения и сохранить жизненные силы для грядущих свершений. Злость развивает способность к концентрации чувств, мобилизации физических и психических сил, помогает выжить в жесткой конкурентной борьбе. Жестокость даѐт возможность проявить жалость, смягчить отношения, развить гибкость, чуткость. Зависть толкает на новые свершения, новые достижения. Ревнивость развивает неравнодушное отношение к окружающим. Честолюбие, нескромность побуждают к творчеству, подвижничеству, новаторству. Открывают новое, достигают неожиданного зачастую личности непостоянные, непредсказуемые, поскольку не удовлетворяются каким-либо одним занятием. Мстительность развивает целеустремленность, выдержку, самообладание. Гнев удаляет робость, боязнь, придает уверенность в собственные силы. Скупость придает деятельности экономность, соразмерность, рачительность. Обескураженный черствостью, равнодушием, неблагодарностью человек вынужден надеяться на собственные силы, быть самостоятельнее. Столкновение с подлостью – нравственное испытание, необходимость морального выбора перед лицом собственной совести каждой формирующейся личности. Ничей порок не может унизить того, кто имеет своѐ достоинство.

Следовательно, порок есть доминирующая болезненная реакция на то или иное проявление жизни. Представляется, что она связана с неразвитостью положительных чувств. Отдаваясь во власть порока, человек тем самым нередко спасается от того, что ему не по душе, находит подмену чувству, которое не смог испытать, пытаясь быть благочестивым. Например, хитрость – это спасение слабого в состязании с сильным; надменность – средство избавления от собственной стеснѐнности, неловкости, неумелости.

Коль добродетели и пороки неизбежно сопутствуют одни другим, то в наших возможностях и силах, в нашей власти влиять лишь на их процентное соотношение, подобно тому, как оно имеется на грядке между культурными растениями и сорняками. По словам святителя Иоанна Златоуста, для души нужны искушения и скорби, чтобы она не вырастила сорняков, – чтобы смягчилась еѐ жестокость, чтобы она не возгордилась.

Встреча с пороком, испытание пороком – необходимые этапы личностного становления. «Без искушения нет борьбы; без борьбы нет победы; без победы нет воздаяния» (блаж. Феофилакт). Причѐм, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), искушения не перестают являться даже лежащему на смертном одре, – отступают, когда душа оставит тело.

Как отмечал святитель А. Ельчанинов, плохо не то, что имеем дурные помыслы, а то, что поддаѐмся им. Наше вольное следование этим помыслам или борьба с ними – вот где наша победа или поражение. Плохо впускать в себя приходящие мысли, не фильтруя их. Впустив в свой дом непрошенного гостя, трудно затем от него избавиться. Лучше уловить вначале мысль и отторгнуть еѐ, не принять как собственность: «Не приемлю», чем позволить ей войти и развиться, укорениться, вплестись плющом в древо нашего естества  и, овладев, разрушать, истощать, омертвлять.

Человек, всегда поступающий в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, никогда не преступающий меру дозволенного, стремящийся быть со всеми в ладу и не вызывать их неудовольствия, поневоле внушает всем окружающим, что и они должны быть таковыми. И поэтому возбуждает желание у других испытать его, проверить, а таков ли он уж безгрешен на самом деле, не ханжа ли он?

По-видимому, человек имеет врожденную наследственную предрасположенность характера, склонность к определенным порокам: малодушию, робости, сластолюбию, чревоугодию, жадности, агрессивности и т.д. Наиболее опасными являются развитые отрицательные чувства ненависти, нелюбви к окружающим, и гордыни или превозношения над всем и всеми. В этой связи многие пороки людей вызваны неразвитостью высших положительных чувств (моральных, нравственных, эстетических, интеллектуальных), прежде всего любви, долга, того чувства родства, единения людей, которое поэт П. Тычина назвал «чуттям єдиної родини». Отсюда алчность, вероломство, мстительность, подлость… Но гордыня – высшее искушение, вызов Богу, она начало греха, она – во всяком грехе, она – тягчайший из смертных грехов. «Грех – плод гордости» (Н.В. Маслов). «Гордость – это подводный камень,  о  который часто  разбивались те, которые долго  противились бурям страстей  и разных искушений (свт. Иоанн Златоуст).

Таким образом, мы подошли к истоку пороков – недостатку или одностороннему развитию того высшего и вместе с тем таинственного и непостижимого чувства – любви. Любви к себе и к ближнему, любви к природе, к Богу…

Вожделенное, необузданное, безудержное, воспалѐнное желание, мятежная страсть к чему-либо в ущерб остальному ведѐт к однобокому, уродливому наросту в душе, который подобно злокачественной опухоли отбирает живительные соки у других еѐ частей, необходимых для полноценной, полнокровной, целостной и плодотворной жизни личности.

Потакающий имеющемуся пороку, мучимый им человек обречѐн растрачивать силы, средства, время на ненасытное удовлетворение  того  желания, которому, словно  прожорливому хищному зверю или бездонной бочке, всего и всегда мало. Порок разъедает душу и тело, словно ржа железо. Порок – это душевная царапина, язва. В итоге это истощает организм,  разрушает психику и ведѐт к деградации личности. По-видимому, в чувствовании опасности этого коренится нравственное и подсознательное неприятие пороков человеком.

По словам поэта Н. Некрасова, падшую, опутанную пороком душу можно извлечь из мрака заблужденья горячим словом убежденья, пробуждением совести. Тогда, осознав порок и вспомнив его проявления с ужасом и стыдом, человек бывает потрясѐн и возмущѐн тем, что есть в нѐм, чему он был подвластен. «Бдительная совесть – лучшая защита от порока» (И. Толмачев).

Конечно, можно избегать встречи с лицами и тех мест, какие могут искушать, но успех в укрощении порока возможен при условии уравновешенности и рассудительности, сознательного контроля над проявлением, движением отрицательного чувства. Не позволять ему вырасти и захватить всѐ пространство души, вытеснив положительные чувства. Следует переключить внимание на последние, найти среди них наиболее яркое и помочь ему усилиться, тем самым, ослабив отрицательное порочное чувство. В награду получите чувство радости, удовлетворения от осознания своей силы, возможности управлять в своѐм собственном внутреннем мире. Ибо мы чаще ценим те достижения, которые даются нелегко и редко. Привычное уже не задевает чувственных струн. Человек раскрепощается, расслабляется. И тут его подстерегает очередной порок, чаще леность, которой он отвлекается от того, что ему не по душе.

Снова нужен труд по восстановлению упущенных позиций положительного чувства – то ли долга, то ли какого иного. Цикл повторяется. И вновь продолжается бой, и так продолжается жизнь.

Есть ли радикальное средство, лекарство от порока? По А. Ельчанинову, это смирение, послушание объективному; послушание по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание закону Божию…

Известна многим библейская история о падшей женщине, уличѐнной в прелюбодеянии, которую не осудил, но спас И. Христос, обратившись к обвинителям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на неѐ камень» (Библия, От Иоанна, 8, 7). Следовательно, каждый, сделавший ошибку, оступившийся, заплутавший в тенетах порока, имеет надежду на освобождение при условии готовности услышать голос собственной совести, осознать негативность содеянного, чтобы, искренне раскаявшись, впредь стараться учитывать полезные уроки прошлого в своих мыслях, делах и поступках. Сегодня с достоинством преодолевать препятствия, воздвигнутые вчера, расчищать и просветлять путь завтрашний.