05 сентября 2016г.
В данной работе выполнен социально-философский анализ проблем качества образования работников транспорта в России. Показано, что качество образования работников транспорта является основой национальной безопасности России как с момента основания транспортной системы, так и в современный период. Выделены основные проблемы качества современного образования будущих работников транспорта и предложены пути их решения.
Ключевые слова: транспорт, качество образования, национальная безопасность.
Еще до момента основания транспортной системы единого Российского Государства она играла решающую роль в обеспечении национальной безопасности. Предки славян – скифы, чтобы сдержать агрессию соседей-кочевников и заморских «гостей» (персов, греков, римлян) контролировали свои транспортные артерии – дороги и реки. На дорогах и в приграничных областях ими устраивались засеки – толстые деревья рубились на высоту человеческого роста крест-накрест, стволами в сторону противника, сучья заострялись, образуя непроходимую преграду для пехоты и конницы врага. Проходы в засеках контролировались летучими отрядами, нападавшими на врага из засад и наносившим ему значительный урон. Реки контролировались отрядами, погруженными на ладьи и несшими постоянное наблюдение за прибрежной зоной и судоходными местами. Эту тактику контроля и защиты транспортных артерий переняли от своих предков славяне – основной этнос современной России. Известно много примеров из истории России, когда контроль и защита транспортных артерий приводили к победе над иноземными захватчиками. Так, например, дозор Пелгусия вовремя обнаружил шведский флот, входящий в устья Невы, что способствовало блестящей победе юного князя Александра, прозванного в честь нее Невским, над непобедимой доселе шведской ратью. Главнокомандующий русскими войсками светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов, осуществляя контроль и оборону дорог, по которым двигались разношерстные войска Наполеона, способствовал скорому поражению и изгнанию захватчиков из России в 1812 г. В последствии, когда возник новый вид транспорта – железнодорожный, он сразу же обрел поддержку в «высших эшелонах» российской власти, что способствовало его бурному развитию. Известно, что Император Николай I придавал большое значение строительству и содержанию железных дорог в России. Именно по его указу железнодорожная колея в России была учреждена шире, чем в Европе. И основная причина, которой руководствовался при этом решении Император, была именно национальная безопасность – чтобы в случае нападения на Россию агрессоры не могли свободно пользоваться ее железными дорогами и оперативно перевозить по ним войска в центр Державы. Великое предвидение Николая I в обеспечении транспортной безопасности российских железных дорог привело к тому, что почти через 100 лет после подписания его указа, когда на Советский Союз набросились гитлеровские полчища, различие в ширине европейской и российской железнодорожных колеях существенно замедлило продвижение гитлеровцев в глубь России. В первый день вторжения, 22 июня 1941 г. (75-летие этой печальной даты мы отметили в этом году), гитлеровцы вообще не смогли использовать наши железные дороги. А ведь именно на внезапность в первый день войны и был основной расчет гитлеровских стратегов, разработавших план «блицкрига». Когда немецко-фашистские войска подходили к Москве, ввиду нехватки локомотивов, приспособленных под российскую колею, группа армий «Центр» получала только треть грузов из планируемых к перевозке по железным дорогам, что способствовало победе наших войск в Московской битве, развеявшей миф о непобедимости вермахта.
Транспортное образование в России получило свое начало в XVIII в., когда при Петре I была основана система российского образования. Сперва московская школа математических и навигационных наук (1701 г.), затем Морская академия в Петербурге (1715 г.), и уж потом сеть инженерных училищ покрыла всю страну. Первое железнодорожное училище было открыто в Ельце в 1869 г. Выпускники этого и других училищ прославили свое имя на строительстве Транссибирской магистрали. В дальнейшем железнодорожные училища возникли во многих губернских городах, а с начала XX в. стали возникать транспортные вузы. В Новосибирске транспортный вуз (Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта) возник в 1932 г. на основе транспорта, расположенного в Томске. В 1934 г. он был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), самим названием подчеркивая свой вклад в национальную безопасность нашей страны. В годы Великой Отечественной Войны выпускники и студенты НИВИТа и других транспортных вузов нашей страны внесли неоценимый вклад в победу над лютым и беспощадным врагом всего мира – германским фашизмом. Воины-железнодорожники, как правило, последними оставляли города, взрывая за собой мосты и пути, но первыми входили в них, восстанавливая инфраструктуру. По окончании Великой Отечественной Войны транспортные вузы сыграли ведущую роль в подготовки высококвалифицированных специалистов для восстановления разрушенного войной хозяйства, выход а нашей страны в космос и формирования ракетно- ядерного щита нашей Родины. В современный период качество образования работников транспорта носит исключительно важный характер в формировании конкурентноспособной экономики и модернизации транспортной отрасли [1–5], что способствует осуществлению стратегических целей развития нашего государства и обеспечивает национальную безопасность России.
Постановка задачи. Система качества российского (в том числе и транспортного) образования представлена на следующем рисунке.
На каждой ступени системы качества образования возникают свои проблемы [6]. Можно выделить следующие причины снижения качества образования на каждой ступени.
Причины
снижения качества дошкольного образования.
1. Нехватка детских садов и дефицит мест в них.
2. Пассивность образовательно-воспитательной функции
родителей в малый возрастной период.
3. Снижение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.
Причины
снижения качества школьного образования.
1. Снижение общего
уровня
квалификации учителей.
2. В учебных программах уменьшено количество часов по естественнонаучным дисциплинам, в частности, по математике и физике, практически
отсутствуют учебные часы по астрономии.
3. Общая учебная нагрузка российских школьников растет, что негативно
сказывается на
их здоровье.
4. С 13 лет школьники начинают курить, активно употреблять алкоголь, и даже наркотики, а к 14–15 годам значительная часть
из них попадает в зависимость от этих пагубных пристрастий.
5. Коренным образом изменилась процедура итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).
Причины снижения качества вузовского образования
1. Низкий уровень базовых
знаний при поступлении.
2. Деидеологизация и деполитизация современного
образования.
3. Отсутствие единой
образовательной
доктрины качества образования. Метод решения задачи. Ввиду ограниченного объема статьи, метод решения всех перечисленных выше проблем вкратце может быть сведен к следующему – разработка и последовательное внедрение доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях – от
При этом необходимо разработать четкие критерии качества транспортного образования, которые должны отличаться от набора компетенций, предлагаемых современными
образовательными стандартами и носить системный всеобъемлющий характер, поскольку набор компетенций, в силу своей ограниченности, не способен сформировать цельную личность. Особое внимание необходимо уделить уровню дошкольного образования, поскольку именно на этом уровне у человека наиболее развиты познавательные способности и существует искренний интерес к получению новых знаний. К 3 годам мозг человека достигает 70 процентов от объема взрослого, а к 7 годам его основное формирование заканчивается. Но важнее всего на этом этапе не «отбить» у ребенка желание осваивать новое и получать новые знания, а развить в нем эту потребность. В этой связи предлагается создавать профильные группы в детских садах, а затем – профильные классы в школах, где будет вестись подготовка будущих работников транспорта с самого раннего возраста. Такая профильная подготовка положительно зарекомендовала себя в быстрорастущих экономиках дальневосточных стран (Япония, Республика Корея, КНР, Тайвань, Сингапур).
Анализ полученных результатов. Результаты, полученные
при разработке и внедрении доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях не заставят себя долго ждать. Они будут проявляться последовательно на каждом образовательном уровне и полностью дадут колоссальный экономический эффект по истечении 20 лет, когда придут в транспортную отрасль молодые специалисты, выращенные с 2
лет до окончания транспортных вузов. Это будут мотивированные, грамотные и высококвалифицированные специалисты, патриоты своей специальности, которые будут в дальнейшем формировать здоровые транспортные династии. Конечно, кому-то из читателей может показаться столь длительным процесс «получения плодов», но если исходить из системного
подхода, то необходимо
совершенствовать
качество
транспортного образования системно, а не разрозненно пытаться исправить отдельные его элементы. Только стабильная, а не эпизодическая работа в области качества транспортного образования способна принести ощутимые плоды и будет вести к его
перманентному усовершенствованию.
Практическое приложение результатов. Результаты разработки и внедрения доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях будут иметь самое широкое практическое приложение в системном совершенствовании транспортного образования в России и
обеспечении ее национальной безопасности.
Выводы. В результате проведенного
исследования
можно сделать следующие выводы.
1. В современный период качество образования работников транспорта способствует осуществлению стратегических целей развития нашего государства и
обеспечивает национальную безопасность России.
2. При исследовании качества современного транспортного образования в России выявлен ряд проблем, основной из которых является отсутствие системной доктрины качества транспортного образования на всех образовательных уровнях.
3. Разработка и внедрение системной доктрины
качества российского транспортного образования на всех
образовательных уровнях будет способствовать перманентному усовершенствованию транспортного образования и
внесет весомый вклад
в обеспечение национальной безопасности России.
Список литературы
1.
Шматков, Р. Н. Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Вып. 24. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 68–
81.
2.
Шматков, Р. Н. Значение методологической функции философии образования при анализе реформ отечественного высшего образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во
СГУПСа, 2011. Вып. 25. С. 67–75.
3.
Шматков, Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования
интеллектуального
капитала
работников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012. Вып. 27. С. 127–131.
4.
Шматков, Р. Н. Диалектика качества общего и
профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. Вып. 29. С. 158–164.
5.
Шматков, Р. Н. Инновационные методы подготовки
школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 226–229.
6.
Шматков, Р. Н. Основная
причина кризиса российской экономики
– кризис качества
воспитательной
функции
образования
// Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. №
2.
С. 45–48.