Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ – КРИЗИС КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

В данной работе исследованы причины и следствия кризиса качества современной воспитательной функции российского образования. Основным следствием кризиса качества воспитательной функции и является кризис, который переживает в настоящее время отечественная экономика.

Ключевые слова: качество образования, воспитательная функция, образовательные инновации, кризис.

В работах [8 – 13] мы освещали разные аспекты проблемы повышения качества образования в современной России, что, с учетом непростой международной обстановки в настоящее время приобретает особую актуальность. В настоящей статье мы бы хотели заострить внимание читателя на такой важной составляющей качества образования, как его воспитательная функция.

Основной недостаток общепринятых методов оценки качества образования, особенно тестирования, заключается в том, что не принимается во внимание его две главные детерминанты: духовно-нравственная и здоровья учащихся. Особую тревогу вызывает то, что главный субъект образования (учащиеся) деградирует качественно и количественно. Так, если в 1970 г. в российской общеобразовательной школе было 25,3 млн. детей, в 2000 г. – 21 млн. то к 2012 г. осталось 13,2 млн. учащихся. В последующие годы процесс сокращения может ускориться. Особое беспокойство вызывает рост заболеваемости детей. За время обучения в образовательных учреждениях здоровье учащихся в целом не улучшается, а резко ухудшается: прогнозируется, что уже в ближайшие годы будут заканчивать обучение в школах вполне здоровыми только 4–5% выпускников.

«Здоровье – всему голова», – говорил М. А. Шолохов. Однако здоровье, физически крепкое тело – представляя для человека его высшую материальную ценность, приобретает социальную ценность только в органическом соединении с духовно-нравственными воспитанием. Понятие «образование» включает две другие органически взаимосвязанные составляющие: «обучение» и «воспитание». Последнее включает воспитание умственное (интеллектуальное) физическое, художественно-эстетическое и этическое, то есть, духовно- нравственное. Причем, последнее имеет приоритетное значение. Поскольку образованный здоровый негодяй (подразумевается обученный и физически развитый, но дурно воспитанный в нравственном отношении) гораздо опаснее для общества, чем необразованный  и физически слабый. Следовательно, если  процесс обучения и воспитания способствует не укреплению, а ухудшению нравственного и физического здоровья учащихся, то при всех прочих, пусть даже самых высоких успехах обучения, общий итог образовательного процесса необходимо признать неудовлетворительными. И качество образования в таком случае становится, следуя терминологии Гегеля, отрицательным.

Различие понятий «образование» и «воспитание» настолько относительно, что некоторые авторы считают последнее наиболее широким, включающим два первых. Такая трактовка связана, во-первых, с тем, что процесс обучения (например, математике, слесарному делу, иностранному языку или гимнастике) всегда одновременно и воспитательный процесс. «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь, / Так воспитаньем, слава Богу, / У нас немудрено блеснуть». Тем не менее, воспитательная работа, по сравнению с учебной, имеет свою специфику. Не случайно, существуют заместители директоров (ректоров) по воспитательной работе и педагоги- воспитатели.

Эти абстрактно-теоретические дискуссии могут показаться весьма далекими от педагогической практики. Однако в 90-х гг. ХХ в. они приобрели весьма конкретное и драматическое выражение в российской действительности. Воспитание, которое в русской, еще советской школе было с обучением всегда рядом, незыблемо и свято, отмечал Министр образования В. М. Филиппов, ушло из современных учебных заведений благодаря либерализации: «Многое упущено. Уходит поколение – вот что самое прискорбное» [7]. После таких заявлений вскоре он, по-видимому, не случайно перестал быть министром.

Захватившие государственную власть в России «демократические реформаторы» решили, что система образования должна заниматься лишь обучением. Такая их позиция логически следует из канонов прозападной так называемой «либеральной» идеологии. Согласно присущего ей принципа «толерантности», педагог не имеет права не только судить о нравственных качествах учащихся, но даже права как-то влиять на них, якобы, нарушая «свободу» их личности, Другой вопрос, что за этим скрываются весьма жесткая политика, идеология и воспитание, отвечающие их классовым интересам, но  разрушающие духовно-нравственные основы национального самосознания и российской государственности. Этот вывод подтверждает анализ результатов социологических исследований, проведенных в конце ХХ в. в образовательных учреждениях Сибири.

Особую тревогу вызвало состояние воспитательной работы в средней общеобразовательной школе, через которую в течение 9–11 лет «проходит» абсолютное большинство вступающих в самостоятельную жизнь молодых российских граждан.  В выпускных классах не только подводится итог всей работы школы, но и выявляется суммарный результат воспитывающего воздействия на новое поколение со стороны семьи, среды ближайшего окружения по месту жительства, средств массовой информации и всей социальной ситуации в целом. Поэтому учащиеся именно этих классов были выбраны объектом наших исследований, проводимых в Новосибирской области.

Отношение детей и молодежи к реалиям общественно-политической жизни, к событиям и переменам, происходящим в российской действительности – важнейшая проблема современной жизни страны, поскольку с их постижения начинается гражданское самосознание. Однако лишь около четверти старшеклассников интересуются общественно-политическими проблемами жизни страны. Не случайно, отвечая на вопрос о том, что сегодня более всего тревожит, лишь 19,6% выпускников отметили, что их беспокоят «судьбы страны, народа». Однако среди юношей, выразивших по этому вопросу тревогу, интересующихся общественно-политической жизнью оказалось более половины (50,6%), тогда как не интересующихся – лишь 6,9%.

Такая ситуация в общем зеркально отражала позицию школьных педагогов: только 28% из них в 1996–98 гг. считали для необходимым придерживаться какой-либо политической ориентации, причем среди считающих себя активными участниками развития системы образования таковых оказалось еще меньше – 17%. Некоторые ученые и практики-педагоги полагают, что заинтересованность школьников социальными и политическими проблемами мешает им в учебе. Однако наши исследования убеждают в противоположном. Среди тех, кто интересуется общественно-политическими вопросами, примерно в 1,5 раза больше тех, кто учится на «хорошо» и «отлично», а среди не интересующихся, наоборот,  в полтора раза больше тех, кто   учится лишь  на «удовлетворительно».

Важнейшим показателем гражданственности и патриотизма, в России традиционно считалось отношение к армии. Результаты опроса не дают оснований для оптимизма. Из числа потенциальных защитников отечества лишь 50% согласны в случае необходимости «встать в строй», и то две трети из них сделают это без особого желания. Причем прослеживается явная зависимость между нравственной позицией и отношением к данному вопросу. Так, из сказавших, что учатся для того, чтобы приносить пользу людям, готовы охотно выполнить свой долг 30,6% и нет ни одного собирающегося уклониться от призыва на военную службу.

Такая ситуация обусловлена, очевидно, и факторами социального характера. Так, в группе «богатых» готовы охотно выполнить свой долг только 13%, и в три раза (40 %) больше заявивших: «постараюсь уклониться». В группе «бедных» это соотношение противоположное – соответственно, 35,3% и 17,6%. В качестве мотива учебы «приносить пользу людям» назвали 9% «богатых» и 12% «бедных» школьников. Интересная связь прослеживается между отношением к призыву и отношением к богатству. Среди тех, кто хочет стать богатым даже с риском уголовного наказания, наиболее велика доля намеривающихся уклонится от службы (40,3%) и наименьшая доля готовых выполнить свой долг. В целом же богатство семьи и стремление к личному богатству – факторы, отрицательно влияющие на отношение к перспективе призыва.

Падению престижа военной службы способствуют называемые «российскими» СМИ, которые освещают ее проблемы преимущественно в негативном плане, а также некоторые учебники по социологии, авторы которых, отказавшись от научной методологии исторического материализма при анализе социальной структуры СССР, предлагают студентам свои «модели», относя рядовых срочной службы, наряду с деклассированными элементами, люмпенами и заключенными, в самый нижний слой общества, к так называемым «париям» [5].

Наши данные подчеркивают особую остроту и необходимость коренного изменения отношения к Российской Армии со стороны правительства и всех ветвей власти, включая «четвертую» власть – СМИ, в целях всемерного повышения престижа и привлекательности военной службы, а также для осуществления коренного улучшения всего дела гражданского и патриотического воспитания всего подрастающего поколения. Однако для этого необходимо передать российские СМИ из рук коммерсантов и лиц с двойным гражданством в руки самого трудового народа.

Не может не вызывать особого беспокойства факт пополнения учреждений начального профессионального образования молодежью, наиболее обездоленной с точки зрения возможностей духовного развития и материальных условий жизни. Более 63% учащихся ПТУ учились в школе лишь «удовлетворительно», число «середняков» из курса в курс возрастает. Увеличивается число учащихся, которые в школе учились «плохо» и, наоборот, уменьшается число тех, которые получали в школе повышенные оценки [1]. Среди учащихся ПТУ наиболее высокий процент совершающих правонарушения.

Большинство российских педагогов, вопреки унизительно нищенским условиям своего бытия, дефициту учебников, технических средств, нередко в разрушающихся зданиях, продолжают добросовестно и даже творчески работать, в чем западные журналисты усматривают еще одно проявление «этой загадочной русской души». Некоторые из них добиваются выдающихся результатов в обучении и воспитании своих питомцев. Однако «чуда» не происходит: качество и обучения, и воспитания подрастающего поколения в целом по России стремительно падает.

Не лучше дело обстояло и в высшей школе. Около 75% студентов определяют свое социальное самочувствие как апатию, отсутствие перспективы, страх. Жизненные ориентиры у большинства обращены в сторону бездумного обогащения в ущерб истинным ценностям. Примерно 32% студентов отрицают необходимость защиты отечества, 46% сказали, что ни при каких обстоятельствах не пошли бы на военную службу. Сравнение нравственных качеств российских и немецких студентов оказывается не в пользу первых. Так, у немецких студентов оказалась выше инициативность и ответственность в сфере профессиональной деятельности. Они чаще задумываются о смысле жизни, более альтруистичны, реже ставят в своих ценностных ориентациях на первый план деньги. Сравнительное исследование показало, что самое главное отличие студентов типичного российского университета от канадского – в установках на труд. Если у нашего студента трудолюбие в системе условий жизненного успеха стоит на 7-ом месте, то у канадского – на 1-м [2]. По данным других исследований, для российских студентов все менее значительными становятся общественные ориентиры, а приоритет отдается узко личным, эгоистическим целям. Исследователи делают вывод о неуклонном снижении их уровня образованности, профессиональной подготовки и общей культуры [6].

В военных вузах за время обучения у курсантов, как свидетельствует полковник, профессор А. Д. Лопуха, ценность престижности духовно-патриотического и военно-профессионального выбора сокращается почти вдвое. Около 30% выпускников увольняются из вооруженных сил уже в течение первого года службы. Всего за годы реформ уволилось около 70% молодых офицеров. Идет процесс дезинтеграции военных кадров как социальной группы. Снижение патриотических ценностных мотиваций привело к значительному снижению морального потенциала и боеспособности российской армии [3]. Все это говорит о том, что российское общество совершило вынужденный марш-бросок от общинно-коллективистской системы ценностей к частно-индивидуалистической [4]. Так называемые «либерально-демократические» реформы российского общества и системы образования нанесли страшный удар по сознанию подрастающего поколения и молодежи, поставили под вопрос будущее страны и нашей нации.

 

Список литературы

1.      Гаврилюк В.В. Социология образования. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 118–119.

2.      Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 187–188.

3.      Лопуха А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров.Новосибирск: НИИ ФО НГПУ, Кафедра ЮНЕСКО НГУ и СО РАН, 2001. – C. 44–45.

4.      Лопуха А. Д., Сметанников В. В. Современная война (сущность и способы ведения в III тысячелетии). – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. – С. 58.

5.      Мухаев Г. Г. Социология. Учебник для вузов. – М., 2003. – С. 164.

6.      Немировский В. Г., Соколова Е. В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988–2004 гг. Постнеклассический подход. – Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. – 161 с.

7.      Филиппов В. М. Я сверил свои часы // Советская Россия. – 1998. – 17 декабря.

8.      Шматков Р. Н. Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Вып. 24. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. – С. 68– 81.

9.      Шматков Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд- во СГУПСа, 2012. – Вып. 27. – С. 127–131.

10.   Шматков Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. – Вып. 29. – С. 158–164.

11.   Шматков Р. Н. Значение методологической функции философии образования при анализе реформ отечественного высшего образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. – Вып. 25. – С. 67–75.

12.   Шматков Р. Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным экзаменам, направленные на повышение качества образования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. – Вып. 31. – С. 226–229.

13.   Шматков Р. Н. Универсальная методика подготовки к экзаменам, направленная на повышение качества образования // Актуальные проблемы и достижения в гуманитарных науках / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Самара, 2015. – № 2. – С. 17–20.