Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОЙ ЭТИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 сентября 2017г.

Обращение к античности в ренессансную эпоху было демонстративным выражением неприятия феодальных социально-политических порядков и господствующих доктрин феодального общества, санкционированных католической церковью.

Аскетизм церковной морали в условиях широкого размаха ремесленного производства, торговли и финансового предпринимательства слабо отвечал запросам реальной хозяйственной практики таких социальных слоев, как купцы и банкиры. В разнообразных деловых начинаниях того времени все отчетливее проступали черты меркантильности, предприимчивости, решимости, готовности действовать на свой страх и риск.

В борьбе со средневековой схоластикой складывалась качественно иная система философских взглядов. В центр философских размышлений была поставлена человеческая личность, и господствующей стала идея о самоценности личности. Утверждалось, что судьба человека предопределяется не его знатностью, происхождением или званием, а исключительно его личными достоинствами, беспорочностью и благородством в помыслах и делах.

Осознание личных способностей и возможностей породило стремление человека вырваться из тесных рамок сословно-феодальных отношений и средневековых традиций. В ренессансную эпоху утвердилась мораль, которая оправдывала «честное обогащение» и рассматривала бережливость как значимую добродетель.

Возрождение, принадлежа феодальной эпохе хронологически, по своей сути представляло собой антифеодальное, раннебуржуазное явление.

У истоков этики раннего капитализма стоял итальянский ученый и писатель ХV века Леон Баттиста Альберти, который связал основные этические категории с созидательной активностью человека, его уважительным отношением к труду и богатству. Свое дальнейшее развитие буржуазная этика хозяйственной деятельности получила в протестантизме XVI века. Труд и нажитое трудом богатство были, таким образом, санкционированы религией, что, безусловно, способствовало укреплению «буржуазного духа».

По широте интересов Альберти  сравнивали с Леонардо да Винчи. Экономические занятия он сочетал с философией, педагогикой, социологией, литературой, скульптурой, архитектурой, музыкой, живописью, математикой, физикой, механикой, изобретательством, картографией.

О наилучшем управлении хозяйством Альберти размышлял в трактате «О семье». Экономическую основу семьи составляет дом со всем его имуществом, мастерская, и земельный участок. Земельное владение Альберти считал выгодным вложением капитала, приобретенного в производстве. Он рекомендовал организовать в мастерской ткацкое производство, полагая это занятие надежным, не слишком тяжелым, дающим множеству людей работу, а потому и полезным. Это производство соответствовало тогдашней флорентийской традиции, ибо богатство Флоренции того времени определялось шерстоткачеством.

Именно промышленным производством надлежит, с точки зрения Альберти, поддерживать благосостояние. Умножение богатства он считал естественным стремлением любого человека.

Проповедуя трудолюбие, Альберти обращался поэтому и к подчиненным людям, что, безусловно, соответствовало интересам хозяина, и к самому хозяину, и ко всему его семейству. Будучи гуманистом и признавая радости земной жизни, Альберти отмечал, что труд должен быть совместим с жизненным комфортом и предполагать заслуженный веселый отдых.

При этом он считал непозволительной праздность. Каждый обязан чем-нибудь заниматься, потому что человек рождается, чтобы деятельно прожить жизнь. Поэтому он был против того, чтобы давать деньги в долг, особенно знати, которая ненасытна и воспользуется любым способом, дабы не возвращать занятые деньги. Он советовал избегать тех, кто стремится стать твоим должником, правда, не до такой степени, чтобы прослыть скупцом. Лучше просителю дать 20 денариев и потерять их, чем одолжить 100, возврата которых вряд ли дождешься.

Основу накопления богатства, по убеждению Альберти, должен составлять не только ежедневный труд, но и рациональное хозяйствование, базирующееся на уравновешенном бюджете.

Хозяйственность он понимал как рациональное распоряжение своими душой, телом и временем. Особое внимание он акцентировал на времени, утверждая, что человек, который не умеет распорядиться своим временем, его теряет, а при правильной его организации, значительно удлиняет.

Важным условием умножения  богатства, по мысли Альберти, является бережливость. Он предложил следующую классификацию расходов: расходы бывают необходимыми и необязательными, а необязательные –допустимыми и безумными. Необходимые расходы – это расходы, которые никогда не следует откладывать, поскольку они идут на содержание дома, поместья, производственную деятельность, на обеспечение семье комфорта и достойного положения в обществе.

К необязательным допустимым расходам Альберти относил покупку серебра, дорогих одежд, прекрасных книг и т.п. Прежде чем делать подобные расходы, полезно отложить покупку, чтобы хорошенько обдумать ее необходимость. Возможно, замечает Альберти, желание сделать расход пройдет.

К безумным расходам относится содержание праздных приживальщиков-льстецов. Таких паразитов-льстецов Альберти советовал избегать как заразы, ибо, разжигая тщеславие тех, кого они славят, они могут загубить жизнь семьи.

Альберти хорошим ведением хозяйства считал такое, при котором расходы ни в коем случае не могут превышать доходы. Они могут быть меньше доходов, но желателен баланс между расходами и доходами.

В своем трактате Альберти обсуждал проблему помещения капитала, приводя аргументы главы семьи, с одной стороны, и его сыновей, с другой стороны. Сыновья настаивали на денежном богатстве, утверждая, что деньги являются пружиной всего. Ведь деньги позволяют приобретать все, что угодно, в том числе и землю. Отец же считал деньги ненадежными, а их хранение опасным. Кроме того, деньги выступают для их обладателя источником постоянных искушений. Самым надежным помещением капитала, с его точки зрения, является земля: даже если в какой-то год случится неурожай, то в другой год будет обильная жатва.

Подводя итог этому спору, Альберти предлагал компромиссное решение. Он писал, что не стоит ограничивать свое богатство только деньгами или только землей, поскольку в неспокойные годы полезней будут деньги, а в мирные времена – земля. Поэтому он призывал иметь и деньги, и имение.

Альберти в своих экономических воззрениях соединил хозяйственные таланты буржуазии с феодальными традициями, и его стремление к обогащению и бережливости не выражало еще «духа капитализма». В его учении отсутствует, как отмечал Макс Вебер в своем известном труде «Протестантская этика и дух капитализма», связь между религиозной концепцией и призывом к хозяйственности. Альберти «не дает религиозной мотивировки рекомендуемого им образа жизни» [2, 114]. Трактат о семье, в котором проявилась антично-языческая жизненная установка его автора, был неспособным совершить «столь коренной переворот всего жизненного уклада, переворот такого размаха, который оказался под силу религиозному верованию, предлагавшему в качестве награды за определенное поведение (в данном случае поведение методически-рациональное) спасение души» [2, 115].

Мировоззрение людей буржуазного склада складывалось под мощным воздействием протестантизма.

Реформация стала крупным и знаменательным событием Возрождения. В результате этого, буржуазного по своей социальной природе, но обличенного в религиозную форму движения ХVI века против феодального строя появился протестантизм, объединивший различные вероучения, например, лютеранство и кальвинизм.

Протестантизм, сопутствуя развитию капитализма, оказал немалое воздействие на хозяйственную жизнь тогдашнего общества, на становление буржуазного предпринимательства. Из учения Лютера и Кальвина об абсолютном предопределении логически вытекала идея «призвания», которая способствовала утверждению нового взгляда на человека как на самостоятельную индивидуальную и гражданскую ценность.

Лютер объявил «жизнь в Боге» высшей моральной ответственностью всех верующих независимо от их социального и имущественного положения в выполнении ими своего долга в мирских делах. Он не уставал повторять, что перед Богом человек ответственен своей работой. Труд он рассматривал в качестве призвания, судьбы, предназначения человека. Готовность трудиться, перестраивая жизнь, он считал моральным долгом человека. Поэтому человек должен был стремиться к совершенствованию своего профессионального мастерства, своих хозяйственных навыков.

Кальвин, придерживаясь традиционного для протестантизма рассмотрения труда как «нивы для Бога», акцентировал внимание на понимании природы труда. Он исходил из того, что бог изначально поделил всех людей на избранных и осужденных. Успех в мирских, хозяйственных делах, по его утверждению, является признаком предизбранности к спасению. Жизненный успех человек может обеспечить себе благодаря лишь неусыпному самоконтролю и методическому труду с утра до вечера, которые исключают всяческие удовольствия, в том числе и те, которые доставляют искусство и эротика. Такой кальвинистский образ жизни М. Вебер обозначил понятием «мирской аскетизм». Наградой тому, кто придерживается такого образа жизни, становится богатство, а обогащение понимается как религиозно- этическая миссия человека.

Протестантизм, таким образом, создавал этико-психологическую основу для конкуренции и состязательности в обогащении. Нажива, достижение богатства превратились в нравственно обязательную цель человека. Согласно Лютеру, человек согрешил перед Богом, если при наличии возможности увеличить свой доход он не воспользовался этой возможностью и получил небольшую прибыль. Именно в приумножении богатства верующий находит подтверждение того, что его труд угоден Богу.

Протестантизм санкционировал жизненную установку на обогащение, идущую снизу, от скромных тружеников, прежде всего, ремесленников, которые привыкли довольствоваться малым и вкладывать в труд все свое умение, рачительность и изобретательность. Протестант обогащается «помимо воли», поскольку труд приумножает его достояние, и смысл труда усматривается не в том, чтобы полученную прибыль направить на получение удовольствий, на наслаждение жизнью, а в том, чтобы инвестировать ее в расширение производства.

По этой же причине верующие протестанты не склонны были завещать свое достояние церкви как искупление за грехи. Не случайно, что протестантские церкви подчеркнуто сдержанны в своем внешнем убранстве.

Протестантизм с его идеей «призвания», тесно связанной с «мирским аскетизмом», сыграл весьма значительную роль в становлении капитализма. Традиционным формам хозяйствования, ориентированным на потребление, на конечный потребляемый продукт, протестантизм противопоставил капиталистический способ хозяйствования. Если традиционное хозяйство было основано на потреблении того, что производилось и было нужно для роскошной жизни рабовладельца или феодала, то основу капиталистического хозяйства составляет производство ради расширения самого производства.

Кальвинистское учение о предопределении способствовало развертыванию процессов первоначального накопления капитала, поскольку оправдывало разделение на имущих и неимущих и успокаивало совесть первых. Обоснованию мизерной заработной платы работника и обеспечению чистой совести капиталисту служило утверждение Кальвина о том, что работник послушен Богу лишь тогда, когда он беден.

Кроме того, протестантизм полностью изменил отношение к нищим. Нищенство противопоставлялось труду. Если человек нищенствует вместо того, чтобы работать, то он совершает грех. Милосердие в протестантизме трактовалось не как подаяние обездоленному, а как готовность помочь обрести профессию, которая позволит ему продуктивно работать.

Осуждалась и праздность. Протестантизм отменил многочисленные праздники как бесцельное препровождение времени, чем также способствовал развитию капитализма.

Протестантизм, положительно повлияв на формирование капиталистических отношений, на развитие буржуазного предпринимательства и рационализацию экономической деятельности, способствовал созданию представлений о буржуазных добродетелях как добродетелях, полезных для обогащения. Люди, воспитанные в духе этих представлений, верили, что каждый час, проведенный без пользы и вне трудов во славу Бога, греховен.

Поскольку основу отношений между предпринимателями и работниками составляет развитый материальный интерес, то им свойственны относительно единые типологические черты. По словам М. Вебера, они полностью преданы своему делу, для них дело становится «необходимым условием существования, образом жизни, при котором не дело существует для человека, а человек для дела» [2, 89].

Они осознают ценность совместно осуществляемого дела, понимают роль добросовестности и дисциплинированности, необходимых для выполнения взаимных обязательств.

Этика протестантизма регламентировала не только производственную практику, но и весь образ жизни человека. Ее предписания затрагивали вопросы укрепления семьи, приобщения детей к труду, обучения их религиозной вере. Протестантская этика осуждала пьянство и разврат. Большое внимание уделялось воспитанию молодежи.

В основу протестантской системы воспитания легли те философские учения, в которых высоко оценивалась практическая деятельность и обосновывалась необходимость упорного труда. Одним из таких учений была теория основоположника английского эмпиризма Френсиса Бэкона о Великом восстановлении наук.

Вслед за Бэконом теоретики протестантского образования трактовали Великое восстановление не как Ренессанс античной учености и культуры, а как более радикальную программу по завоеванию всех тех знаний и умений, которые были утеряны для человечества с грехопадением Адама.

Бог наказал потомков Адама за его непослушание, приговорив их к докучному труду. Но милостивый Бог при этом предоставил людям возможность своим покаянным трудом создать цивилизацию, которая позволила бы им улучшать условия своей жизни. Божественным даром человечеству стали наука и так называемые практические искусства, ремесла. Они способствуют более тесному контакту людей с природой, и, как следствие, обретению продуктивного знания, благодаря которому они вернут утраченные Адамом господство и контроль над природой.

Трудолюбие, благодаря в том числе и протестантизму, превратилось в важнейшую добродетель буржуазии не только рубежа XVI-XVII, но и последующих веков.

 

Список литературы

 

1.        Альберти Л.Б. Книги о семье / Пер. М.А. Юсима. – М.: Язык славянской культуры, 2008. – 416 с.

2.        Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.