Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ПРОСВЕЩАЮЩИЙ КОНСЕРВАТИЗМ» ГЕРДА - КЛАУСА КАЛЬТЕНБРУННЕРА

Авторы:
Город:
Бронницы
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Г.-К. Кальтенбруннер  (1939-2011) – один из ведущих теоретиков «просвещенного  консерватизма» («aufgeklärten Konservatismus», «enlightened conservatism») второй половины ХХ века в Германии, Австрии и Швейцарии. Он считал, что консерватизм ХХ века должен рационально аргументировать свои действия, используя результаты научного познания, сформулировал знаменитые шесть принципов нового немецкого консерватизма: Обретение Наследия, Стабильность, Порядок и лояльность, Государственный авторитет, Свобода, Пессимизм [2;5;10;12;13;16]. Одновременно Г.–К. Кальтенбруннер работал редактором и составителем серии INITIATIVE,  издаваемой  в  Herder-Verlag  с  1974  по  1988  год,  которая  стала  важнейшим  рупором «просвещѐнного» и «просвещающего консерватизма» («enlightening conservatism»)[5; 14]. Миссией этого энциклопедическое предприятия Кальтенбруннер считал  постоянное напоминание о том, что «Европа больше чем экономический картель, свобода больше чем эмансипаторская ярость, и консерватизм больше, чем стерильная печаль о прошедшем времени» [11, S.24 -27].

Считая, что некритическая защита капитализма так же мало эффективна, как и попытка представлять «в качестве черта демократических левых», Г.-К. Кальтенбруннер предлагал в «INITIATIVE» познакомиться с самыми разными мнениями по важнейшим духовным вопросам современности. Каждые два месяца выходил очередной том серии. Каждая книга, объѐмом около двухсот страниц мелким убористым шрифтом, «карманного формата» была посвящена определенной теме, сформулированной остро и полемически. К 1984 году постоянных читателей серии было десять тысяч человек, а «содружество читателей», по отзывам, доходило до полумиллиона [11, S. 38]. «INITIATIVE» называли «островом рефлексии» среди океана угроз и взаимных обвинений, «ковчегом для размышлений, уникальным для Германии» [9, S.192], «приватным университетом», где без всяких условностей встречаются авторы, «с которыми можно соглашаться, или спорить, но никто не может предъявить им обвинение в приспособленчестве, корысти или жажде одобрения толпы» [11, S.38]. Сотрудниками этого «приватного университета» были более четырехсот экспертов различных специальностей и убеждений – философы, историки, психологи, биологи, естествоиспытатели, среди них: Эрнст Топич, Фридрих фон Хайек, Дж.Фрейд (Julien Freund), Р. Зааге (R. Saage) и др. «Всем ... было предоставлено слово в этой публицистической энциклопедии», авторы обращались к тем читателям, «кто стремился разведать тропу в будущее и имел волю смотреть дальше, чем в сегодняшний день» [9, S. 192]. Всех этих разных людей, читателей и авторов, привлекал и собирал Г.-К. Кальтенбруннер, с одной стороны – «читатель милостью божьей», с другой – опытный редактор, который умел поставить значимую проблему, привлечь к ее обсуждению новые (напр., Х. Йонас, К. Лоренц, Дж. Уотсон, Ф. Фургер и др.) или актуализировать прежние имена (напр., М. Бакунин, А. Гелен, С. Георге, Г. Кваббе, Л. Клагес, Д. Кортес, А. Молер, Э.Никиш, В. Парето, В.Соловьев, С. Цвейг, А. Швейцер, К. Шмитт, М. Шелер, Э. Юнгер, и др.), ярко и доступно представить авторов, их непростые идеи, нелестные – и потому непопулярные – для самосознания современного человека мысли, не боялся идти против течения, предоставляя им площадку для высказывания. Каждому тόму он предпосылал предисловие или собственную статью, четко выделял основные позиции и важнейшие выводы, подбирал небольшую, но очень интересную и разнообразную мини-антологию по обсуждаемой теме, особо представлял наиболее интересных, по его мнению, авторов тома или рецензировал новейшую литературу. Вызывает удивление и уважение разнообразие тем, многие из которых «горячи»  и по сей день, например такие как: «Выживание и этика», «Капитализм: выгода и мораль»,  «Язык и господство»,  «Власть медиа», «Выставляю себя напоказ: эпоха бесстыдства», «Что есть реакционное? К диалектике прогресса и регресса», «Оправдание элиты» [6; 9; 11; 15; 17; 18; 19]. Свидетельством значимости наследия Кальтенбруннера и для сегодняшнего дня являются неоднократные переиздания сборника его статей об элите (1984, 1990, 2006, 2008, 2014) и возобновление интереса к его наследию в англоязычном пространстве [8].

Очерчивая, по–возможности полно круг мнений по каждой проблеме, Г.-К. Кальтенбруннер умел представить как союзников в утверждении консервативных позиций в полемике с «левыми» (коммунистами, социал-демократами) – либерально и антиэтатистски, анархистски настроенных авторов, в полемике с либералами – романтиков и этатистов, коммунистов и «зеленых», в полемике с «зелеными» – либералов, коммунистов, против безграничного рационализма – философию жизни, а против безудержного иррационализма –   традицию немецкого рационалистического идеализма и т.д. Г.-К. Кальтенбруннер, реабилитируя, защищая и обновляя консерватизм, виртуозно выстраивал линию круговой обороны и наступления, привлекал сложный спектр аргументации от Священных книг Библии до трудов мыслителей, поэтов, визионеров, активных участников политики и отшельников-одиночек двух тысяч лет европейской (и не только европейской) истории, как известных, так и, очень часто, забытых, не укладывающихся в господствовавшую в семидесятые – восьмидесятые годы ХХ столетия  «лево-либеральную» духовно-политическую парадигму [1; 3; 5; 7; 9;10;11;

12;15; 16; 17; 18; 19]. «Поворот тенденций» – ключевые слова, которыми оценивают результаты деятельности Г.- К. Кальтенбруннера как автора, составителя и редактора серии «INITIATIVE» [5; 13; 14; 20], стратегической задачей которой было сохранение, поддержание, интерпретация и обновление живой консервативной традиции. Во многом благодаря 78 книгам серии «INITIATIVE» бывшее после Второй мировой войны, особенно в Германии, «неприличным» наименование «консервативный» приобрело, говоря словами А. Ю. Мельвиля и К. С. Разлогова, «интеллектуальную респектабельность» [4, с. 93], и даже стало «светским» [11, S. 38].

Одновременно Г. – К. Кальтенбруннер активно публикуется в журналах и газетах «Zeitbühne», «Criticón»,« Epoche»,  «Mut», « FAZ», «Welt» , «Rheinischer Merkur». В  книге «Der Geist steht rechts» (Berlin, 1987) консервативный  мыслитель и публицист Клаус Леггеви  (Claus Leggewie) называет Кальтенбруннера «абсолютной суперзвездой нового немецкого консерватизма» [5, S.3; 7].

В своих работах  Г.-К. Кальтенбруннер наметил  возможные варианты дальнейшего развития и обоснования консерватизма, которые мы наблюдаем и сегодня: «просвещѐнный консерватизм» (консерватор – интеллектуал);  «просвещающий  консерватизм»      (консерватор  –  воспитатель,  учитель,  просветитель); «либеральный консерватизм» (консерватор – критик и наследник институциональных достижений либерализма); «экологический консерватизм» (консерватор – хранитель, включенный в порядок природы, создатель и последователь новой экологической этики, корректор и контролер становящегося неуправляемым и опасным для существования жизни развития технологии, техники и индустрии); «социальный консерватизм» (консерватор –    сторонник необходимости создания для людей таких материальных условий, чтобы они могли думать не только о хлебе насущном и не забывать о Высоком) [10; 12; 16].

Г.-К. Кальтенбруннер взял на себя неблагодарную задачу: во времена, когда преобладающей тенденцией было противодействие всему старому – защищать консервативные ценности, настаивать, что нельзя пренебрегать многообразием образов жизни  и проектов бытия человека [12, S.7-12]. Издание серии «INITIATIVE» было практическим опытом «консервативного просвещения».

 

Список литературы

1.      Ким Ф.С. Консерватор как хранитель наследия «ad marginum» // Этносоциум и межнациональная культура (входит в перечень ВАК). 2014. № 1 (67). С. 35 -40.

2.      Ким Ф. С. Реконструкция теории «просвещенного консерватизма» Г.-К. Кальтенбруннера: возможности и

ограничения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (19). Ч. 2. C.62-66. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2012/5-2/16.html

3.      Ким Ф. С. «Рецепция консервативной революции в «просвещенном консерватизме Г.-К. Кальтенбруннера» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 2. C.77-82. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/9-2/18.html

4.      Мельвиль А. Ю., Разлогов К.С. Контркультура и «новый» консерватизм. М., 1981. 264 с.

5.      Czitrich–Stahl Holger. Im Westen nichts Neues – der deutsche Konservatismus im 21 Jahrhundert zwischen Globalisierung, Werteverfall und religiöser Wiedererweckung. Wissenschaftlicher Aufsatz. Grin Verlag, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grin.com/e-book/64857/im-westen-nichts-neues-der-deutsche- konservatismus-im-21-jahrhundert (дата обращения: 20.03.2009).

6.      Die Macht der Meinungsmacher. Die Freiheit zu informieren und informiert zu werden / hrsg. von Kaltenbrunner G.-K. München: Herder, 1976. 192 S.

7.      Gmehling  Magdalena. Der Ideenhistoriker  Kaltenbrunner, Gerd-Klaus feierte seinen 65. Geburtstag // Junge Freiheit, Freitag. 27. Februar 2004.– URL: http://www.jungefreiheit.de 10/04 27. Februar 2004 (дата обращения: 27.02.2008).

8.      Grannenfeld Martin Johannes. «Gerd-Klaus Kaltenbrunner’s Work and Thought: An Interview with Martin J. Grannenfeld». Interview by Lucian Tudor. Traditional Britain Group, 19 March 2015. URL: http://traditionalbritain.org/blog/gerd-klaus-kaltenbrunners-work-and-thought-an-interview-wit h-martin-j- grannenfeld (дата обращения 10.05.2015)

9.      Ich stelle mich aus: Die Zeitalter der Schamlosigkeit / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner München: Herder, 1984. 191     S.

10.   Kaltenbrunner G.-K. Der Schwierige Konservatismus. Definitionen –Theorien – Porträts.– Berlin (West), Nicolai 1975. 280 S.

11.   Kapitalismus: Nutzen und Moral / hrsg. von Kaltenbrunner G.-K. Freiburg, etc.: Herder, 1982. 188 S.

12.   Konservatismus International / beitr. von H. Bach., J. Bacha, H. Dietz e. a. ; hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Stuttgart- Seewald, 1973. 300 S.

13.   Meier P. Gerd-Klaus Kaltenbrunner [Электронный ресурс]. URL: http://www.kath-info.de/kaltenbrunner.html (дата обращения: 06.04.2012).

14.   Pichler J. H. Gerd-Klaus Kaltenbrunner. Das Ende Denken…[Электронный ресурс] //Zeitschrift für Ganzheitsforschung. Neue Folge. Wien,1989. 32. Jahrgang. Heft  I. S. 39–40. URL: http://www.ganzheitsforschung.at/ganzheit.nsf/STS-PDF/1989-1/$file/1989-1.pdf (дата обращения: 06.01.2012).

15.   Rechtfertigung der Elite. Wieder die Anmaßungen der Prominenz / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, etc.Herder, 1979. 192 S.

16.   Rekonstruktion des Konservatismus / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. Freiburg i Br. 1972 . 614 S.

17.   Sprache und Herrschaft. Die umfunktionierten Wörter / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner . München: Herder, 1975.192     S.

18.   Überleben und Ethik. Die Notwendigkeit, bescheiden zu werden / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1976.191 S.

19.   Was ist reaktionär? Zur Dialektik vom Fortschritt und Rückschritt / hrsg. von G.-K. Kaltenbrunner. München, 1976. 190 S.

20.   Weissmann Karlheinz. Vorbehalt gegenüber dem Politischen. Tendenzwende einer konservativen Elite: Zum Tod des Publizisten Gerd-Klaus Kaltenbrunner. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jungefreiheit.de/Archiv.611.0.html?jf-archiv.de/archiv11/201117042238.htm (дата обращения 10.05.2012).