Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, в рамках проекта № 15-33-01231 а2.


Аннотация. В данной работе приведен обзор результатов социально-философского исследования виртуальной социальной коммуникации, построенного на социально-конструктивистcкой методологии. Также представлена понятийная база изучения социально-онтологических условий существования виртуальной социальной коммуникации.

Ключевые слова: виртуальная социальная коммуникация, виртуальный социальный конструкт, структура, социальная система, социальный капитал.

Проведенное исследование, во многом, исходит из проблем понимания виртуальности и виртуальной реальности. Актуальность данной проблематики обусловливается распространенностью такого явления, как электронная (виртуальная) социальная коммуникация (далее ВСК). В той или иной мере оно захватывает большую часть населения развитых  стран и  продолжает экстенсивно и  интенсивно развиваться, приводя к существенным изменениям в формах и способах социальной коммуникации и, прежде всего, повседневной жизни.

Изменение форм социальной коммуникации (результатом которого и становится возникновение ВСК), обеспечивая стабильность социальных связей, неизбежно приводит к изменению формы организации общества. В связи с этим возникает необходимость в изучении, оценке и прогнозировании путей и результатов данного процесса; в выявлении проблем, которые могут возникнуть и уже возникают; в определении способов и последствий их разрешения.

Предметная область исследования социальной коммуникации складывалась как междисциплинарная сфера знания. Сюда входят исследования проблемы в социологии, социальной психологии, лингвистике, семиотике. В последние десятилетия социальная коммуникация стала предметом изучения социобиологии, этологии, теоретической генетики, кибернетики и теории систем. Данное теоретическое многообразие является свидетельством сложной организации и неоднозначности в способах функционирования социальной коммуникации, что делает актуальным ее целостное представление. Эта задача может быть решена на социально- философском уровне.

В ходе проведенного исследования, реализация принципа системности при анализе синхронии социальной коммуникации [4] позволила представить формы социальной коммуникации на уровне социально- коммуникативных систем. Данные системы, определенным образом функционируя, обеспечивают реализацию различных коммуникативных форм. Анализ диахронии социальной коммуникации позволил сделать вывод, что данные системы подвергаются селекционному давлению на уровне кодирующих коммуникацию структур и в связи с этим эволюционируют [3]. Различные этапы эволюционного развития коммуникативных систем представляют различные формы социальной коммуникации, к которым относятся устная коммуникации, письменная (в том числе печатная) и электронная коммуникация. Каждая форма коммуникации реализуется на уровне автономной социально-коммуникативной системы, к которым соответственно относятся системы устной, письменной и электронной коммуникации. Каждая система помимо функциональных характеристик обладает еще и конструктивным потенциалом, так как элементами данных систем являются коммуниканты, или акторы, коммуникативная свобода которых реализуется в конструировании социального пространства внутри определенного вида социально-коммуникативной системы. Таким образом, порождается специфическое социально-коммуникативное   пространство.

В ходе анализа постструктуралистских концепций было выяснено, что современные (электронные) формы социальной коммуникации обладают определенной спецификой и могут быть охарактеризованы как виртуалистические. Однако поиск виртуалистических характеристик электронной коммуникации  потребовал прояснения самого понятия виртуальности.

При изучении истории виртуальности были проанализированы ранние ее концепции, представленные в философии Николая Кузанского, Иоана Дунса Скотта, Фомы Аквинского. Анализ современных концепций виртуальности расширил ее смысловые границы. Обращение к идеям паранепротиворечивой логики обогатило категориальный аппарат исследования виртуальной социальной коммуникации, поскольку позволило разработать теоретическую модель неполного объекта как необходимого элемента виртуальной системы [1]. Выявление в социально-коммуникативных системах, опосредованных информационно-коммуникационными технологиями, таких специфических объектов явилось основой для обоснования существования виртуальных социально- коммуникативных систем. Таким образом, коммуникация, осуществляемая на базе подобного типа социально- коммуникативных систем, с необходимостью приобретает черты виртуальной коммуникации.

В связи с тем, что традиционная социальная среда в условиях электронной коммуникации подвергается деформации и разрушению, складывается виртуальный тип социально-коммуникативной системы, что свидетельствует о преобразованиях в социальном пространстве. Образуется виртуальное социальное пространство и время. Именно они выступают необходимыми онтологическими условиями, обеспечивающими виртуальные коммуникативные процессы и состояния. Этот вывод позволяет вести исследование виртуальной социальной коммуникации в контексте социально-онтологической проблематики виртуальности и поставить вопрос о социально-онтологическом основании ее осуществления.

Как показало проведенное исследование, инвариантным социально-онтологическим основанием осуществления социальной коммуникации являются социально-антропологические структуры, для обозначения которых используется понятие «антропологический траект» [5]. Данные структуры задают импульс коммуникации и реализуются в различных формах. В условиях социальных взаимодействий, преломляясь в структуре коммуникативных систем, они преобразуются в социальные конструкты, которые представляют собой фреймы, или рамки, определяющие форму, а во многом и содержание смысловой коммуникации, в том числе и в виртуальных социально-коммуникативных системах. В условиях дигитальной среды, с неизбежностью возникает и функционирует специфический для нее социальный конструкт, а именно виртуальный социальный конструкт [2]. Данный конструкт, как социально-онтологического образование, представляет собой интерсубъективный фрейм, регулирующий структурацию коммуникативного события в условиях социально-онтологической неполноты.

Понимание виртуального социального конструкта как базового социально-онтологического условия осуществления виртуальной  социальной коммуникации позволяет раскрыть взаимосвязь между спецификой виртуальной коммуникации и особенностями виртуального социального пространства. Это указывает на особую роль виртуального социального конструкта в регуляции и осуществлении виртуальной социальной коммуникации как бытийного феномена. Эксплицируется его дуальная природа, заключающаяся в том, что он регулируется с одной стороны – коммуникативной активностью акторов, а с другой – структурацией социальной системы.

Далее логика исследования обусловила выделение и анализ основных видов виртуального социального конструкта: «виртуальный лик», «виртуальный капитал», «дигитальные симулякры». Виртуальный лик является интерсубъективной конструкцией реципиента в ситуации виртуальной социальной коммуникации. Одновременно является базовым условием виртуальной ситуации коммуникации. Благодаря ему становится возможным возникновение канала смысловой коммуникации между коммуникантом и реципиентом в условиях дигитальной среды (коммуникации, опосредованной информационно-коммуникационными технологиями и дополнительным звеном кодирования). Таким образом, данный вид виртуального социального конструкта позволяет в социально- бытийном измерении представить положение коммуникантов по отношению друг к другу, ситуацию передачи смысла, информации, ситуацию идентификации и самоидентификации, социализации в виртуальном социальном пространстве.

Виртуальный капитал представляет собой определенный социально-значимый ресурс, который обладает свойствами виртуального объекта. Виртуальный капитал во многом определяет свойства и вид виртуального социального пространства, его структурацию, динамику, социальную иерархию. Помимо этого, такой вид виртуального капитала, как социальный играет решающую роль в формировании прочных и длительных связей в виртуальных сообществах. Именно его наличие определяет длительность «жизненного цикла» данной формы социальных групп.

Также выделяются виртуальные символические конструкции, обозначенные как дигитальные симулякры.

Они представляются как бесконечно производимые в виртуальной семиосфере знаки и символы, наполняющие собой виртуальное социальное пространство. Примерами данных конструкций могут служить: имидж конкретного человека в виртуальном социальном пространстве, вымышленные персонажи, мифы, мифологемы.

Проведенное исследование виртуальных объектов и  виртуальных конструктов позволило представить виртуальную социальную коммуникацию как онтологически неполный вид социальной коммуникации, который возможен при наличии социального контакта в условиях информационно-коммуникационных технологий. Основным критерием осуществления виртуальной социальной коммуникации является передача или образование смысла в ситуации онтологически-неполной коммуникации, опосредованной машинным кодированием сообщения.

Изучение виртуальной социальной коммуникации обозначило направления дальнейших исследований. Во- первых, требуется дальнейшая работа по формированию теоретического аппарата, позволяющего определить другие характеристики виртуального объекта, что даст возможность детализировать свойства виртуальных систем, следовательно, и видов виртуальных коммуникативных процессов. Во-вторых, в социально- онтологическом измерении виртуальной коммуникации открывается возможность, на базе концепции антропологического траекта, подвергнуть углубленному изучению выделенные виды виртуального социального конструкта, обнаружить и описать другие его виды, спрогнозировать перспективы развития виртуальной социальной коммуникации и последствия информатизации и виртуализации общества.

 

Список литературы

1.      Леушкин Р.В. Виртуальный объект как проблема конструктивного реализма // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 7). -С. 1553-1558.

2.      Леушкин, Р.В. Конструкты виртуальной социальной коммуникации. / Р.В. Леушкин. // Социальная жизнь как единство разнородных состояний. Сборник научных трудов IV Международной теоретико- практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Георгия Федоровича Миронова (1944-2008). – Ульяновск: УлГТУ, -2014. -С. 158-166.

3.      Леушкин Р.В. Эволюция социально-коммуникативных систем // Фундаментальные исследования. – 2014. -№ 11(часть 3), - С. 690 – 694.

4.      Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман. — СПб.: Наука, 2007. — 648 c.

5.      Joy, M.M. Towards a philosophy of imagination: a study of Gilbert Durand and Paul Ricoeur / M.M. Joy. – Montreal: McGill University, 1981. -187 p.