Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОФИЦЕРА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Аннотация. В статье рассматривается формирование офицерской идентичности у курсантов военного вуза на примере социологического исследования, проведенного среди курсантов НВИ внутренних войск имени генерала И.К. Яковлева МВД России.

Ключевые слова: идентичность, ценности, военное образование, ценностные ориентации, офицерский корпус.

 

PROFESSIONAL AUTHENTICATION OF OFFICER AND ITS FORMING FOR THE STUDENTS OF MILITARY INSTITUTE OF HIGHER

1Kravets Alexander, 2Utyuganov Alexey

 

1Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Business Novosibirsk State University of Economics and management

2Candidate of psychological Science, senior lecturer of the Department of Humanities and Social

Sciences Novosibirsk Military Institute of Internal Troops named after Army General Yakovlev, the Russian Interior Ministry

 

Annotation. In the article, forming of officer identity is examined for the students of military institute of higher on the example of sociological issledovaniya, conducted among the students of NVI of internal troops of the name of general

I.K.     Yakovleva MVD of Russia.

Keywords: identity, values, military education, cennostnye orientations, officer corps.

Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной позиции в рамках социальной роли. Она формируется в процессе интеграции и реинтеграции результатов разрешения базисных личностных кризисов и проблем.

В случае позитивного разрешения той или иной проблемы, индивид обретает специфическую силу, обусловливающую функциональность личности и способствующую ее дальнейшему развитию [7].

Между членами одной профессии, в данном случае военной профессии, существует чувство осознания себя как группы, отличной от непрофессионалов. Это чувство происходит из длительного образования и тренировок, необходимых для приобретения профессиональной компетентности, из общей сферы деятельности и из общей особой ответственности перед обществом [1]. Чувство единения проявляет себя в профессиональной военной организации, которая оформляет и применяет свои стандарты. Проследить становление офицерской идентичности у курсантов военного вуза можно по динамике интернализации ценностей офицерского корпуса [5].

В проведенном социологическом исследовании приняли участие курсанты Новосибирского военного института внутренних войск МВД России.

Из общего числа, принявших участие в социологическом исследовании (выборка составила 500 человек – по 100 человек с каждого курса), 47,7% закончили городскую школу, 2,7% закончили школу в областном центре (что в сумме составляет 50,4%), 31,2% закончили сельскую школу и 18,4% школу поселка городского типа (в сумме 49,6%).

Механизмы социальной самоидентификации основаны на выделении "своих групп" в социуме. При этом человек, как правило,  руководствуется  следующими определениями социальных ситуаций:  наибольшей эмоциональной и ценностной значимостью групп (тех, кого можно назвать "мы"); распознаванием общих с группой черт и качеств; возможностью обеспечения групповой поддержки, защиты и условий для самореализации [6].

В группу корпоративных ценностей вошли суждения, с которыми в обществе связываются представления о военнослужащих и офицерском корпусе. К ним прежде всего относятся особые нравственные устои и стиль поведения, объединяемые понятиями "воинская честь" и "достоинство", "повышенная ответственность за судьбу России и ее безопасность".

Группа профессиональных ценностей отражает выраженную "военную специализацию" с потребностью в самореализации - стремление работать по интересной военной специальности, желание управлять военной техникой, системами вооружений.

Под влиянием военной специфики и прагматизма формируется ряд ценностей специфически- меркантильного плана. Изменение ситуации в обществе в сторону преобладания денежных отношений, проблемы, связанные с получением профессии, сказались на значимости таких установок и мотивационных комплексов, как приобретение за время службы нужных для жизни знаний и навыков, овладение "нужной" в гражданских условиях специальностью [3].

Перечисленные группы образуют структуру ценностных ориентации курсантов (Рисунок 1).


В нашем исследовании респонденты в целом положительно оценивают получаемое образование, которое, как они считают, окажет положительное влияние на продвижение по карьерной лестнице в войсках: 62% от общего числа опрошенных считают, что получаемое образование окажет положительное влияние на продвижение по службе и карьерной лестнице. Однако, 38% с этим не согласны; для 11,6% обучение в военном институте это всего лишь промежуточный этап и после получения диплома об образовании они уволятся из войск и будут работать и заочно учиться на гражданке, 12,2% ответили, что им нужны только предметы юридической направленности, 2,1% респондентов получаемое образование вообще не интересует и 12,1% считают, что из всех предметов необходимо изучать только предметы военно-профессиональной направленности (Рисунок 2).


Несмотря на тот факт, что 62% от общего числа опрошенных положительно высказались в отношении получаемого образования, представляет интерес анализ латентных (скрытых) факторов по данной проблеме [2].

Факторный анализ высказываний респондентов в отношении получаемого образования в военном

институте показывает наличие двух латентных факторов (Табл.1):

-   первый фактор отрицательно связан с желанием сделать карьеру офицера (-0,857) и положительно связан с желанием изучать только предметы, которые пригодятся на гражданке (+0,507);

-   второй фактор положительно связан с мнением о том, что нужны только военные предметы.

 

Таблица 1 

Чем привлекает Вас получаемое образование в военном институте


Факторы

1

2

Я хочу получить образование и сделать карьеру офицера

 

-,857

-,149

 

Меня интересуют только юридические предметы, это пригодится на гражданке

 

 

,507

 

 

,428

 

Меня интересуют только военные предметы, остальное меня не интересует

 

 

 

-,120

 

 

 

,873

 

Меня образование вообще не интересует, научусь в войсках

 

 

,063

 

 

,321

 

Получу диплом, буду работать и заочно учиться

 

 

,827

 

 

-,170

 

Итак, можно сделать некоторые предварительные выводы:

-   для большинства курсантов характерны корпоративные и профессиональные ценности;

-       корпоративные ценности остались доминирующими у курсантов, однако налицо постепенное уменьшение их доли в общей структуре.

Обратным отражением снижения значимости для кадровых военнослужащих корпоративных ценностей выступает меркантилизация их ожиданий от службы. Следует отметить, что общая тенденция меркантилизации ценностных ориентаций затронула все категории военнослужащих [4].

Таким образом, идентификация курсантов с офицерской общностью происходит только в случае усвоения последними ценностей военной службы. Ценности военной службы представляют собой систему с устойчивой структурой. Они определяют поведение военнослужащих, их пристрастия, отношение к различным проявлениям жизнедеятельности коллектива и общества в целом, самооценку и оценку действий других людей, побуждающие мотивы служебной и внеслужебной деятельности. В то же время значимость ценностей военной службы для отдельных групп меняется под влиянием событий, происходящих в обществе.

 

Список литературы

1.      Карицкая И. М. Компетентность выпускника вуза как продукт социального взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг: управленческий аспект // Диссертация канд. социол. наук / Карицкая И.М., - ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления – Новосибирск, 2010.

2.      Кравец А.В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1.

3.      Кравец А.В. Проблемы офицерской идентичности в современной России: ценностно-нормативный подход // Научный портал МВД России. 2009. № 2.

4.      Кравец А.В. Управление процессом социальной адаптации курсантов (на примере Новосибирского военного института внутренних войск МВД России) // Диссертация канд. социолог. наук // Кравец А.В., - ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления – Новосибирск, 2006.

5.      Наумов П.Ю., Утюганов А.А., Кравец А.В. Технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 12.

6.      Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. - 2003. - №12.

7.      Утюганов А.А., Костоусов А.Г. Развитие ценностей при реализации компетентностного подхода в военном ВУЗЕ // Сборник научных статей международной научно-практической конференции / Новосибирск, 2014.