Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 сентября 2017г.

* Данное исследование выполнено в СПбГУ в рамках реализации проекта РНФ «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России» (№16-18-10092). 

 

Введение

В современном обществе интеграционные процессы происходят во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Формируется единое международное образовательное пространство, целью которого является подготовка профессиональных кадров, способных работать в условиях глобального рынка. В связи с этими процессами развивается академическая мобильность студентов и преподавателей высших учебных заведений.

С 2003 года Российская Федерация является членом Болонского процесса, одна из целей которого – расширение мобильности студентов и преподавательского состава [7]. Следовательно, академическая мобильность выступает одной из важнейших сторон интеграции российских высших учебных заведений в мировое образовательное пространство. Ежегодно число приезжающих в нашу страну иностранных студентов только растет. Только на начало 2015/2016 учебного года их число превысило 237 тысяч человек, что составило 6% от общего числа всех студентов в стране. Наибольшее количество приезжих студентов приходится на страны бывшего СССР. Также Россия пользуется популярностью у выходцев из Азии, более половины которых прибывают из Китая [1].

В рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам членам по академической мобильности (от 2 марта 1995г.) отмечается, что академическая мобильность подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране, которая не является местом жительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода [6]. «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет академическую мобильность как международное перемещение ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследования, а также других профессиональных целей. Примечательно, что в данном определении не затрагиваются студенты. Однако в той же Концепции в основных направлениях миграционной политики Российской Федерации акцент на них уже делается и говорится об увеличении иностранных студентов в образовательных учреждениях, совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях российских и иностранных студентов [4].

Академическую мобильность можно разделить на вертикальную и горизонтальную. Под вертикальной мобильностью подразумевается обучение студента на определенную степень в иностранном ВУЗе на полный срок обучения. Горизонтальной мобильностью считается обучение в заграничном ВУЗе в течение ограниченного периода (семестр, учебный год). [5, C.268]

Академическая мобильность делает образование более доступным, создает возможности для личностного роста. Субъекты академической мобильности возвращаются в свою страну с новыми знаниями, с культурным и академическим опытом.

Субъектами академической мобильности являются студенты и выпускники всех циклов образования (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), преподаватели и сотрудники ВУЗов, исследователи. Преподаватели отправляются в другие учебные заведения для прохождения стажировок, участия в конференциях и семинарах, разработки учебных курсов, чтения лекций и так далее. Формами студенческой академической мобильности являются: обучение в другом ВУЗе, участие в летних школах, конференциях и семинарах.

Задачей программ студенческой мобильности является интернационализации высшего образования. Также очень важна культурная интеграция молодежи разных стран, знакомство с зарубежными моделями образования, овладение иностранными языками, получение новых знаний и бесценного профессионального опыта. Формирование качественных трудовых ресурсов, безусловно, влияет на национальную экономику, поэтому очень важно поддерживать международную академическую мобильность в системе высшего образования.

Главная цель академической мобильности – дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях зарубежной культуры [2, C.3].

В ходе как прямой, так и обратной академической мобильности студенты сталкиваются с множеством различных препятствий, которые мешают их успешной интеграции в новую образовательную среду, поэтому необходимо изучать различные аспекты осуществления академической мобильности в России с целью улучшения данного процесса и во избежание связанных с ним рисков.

Методы исследования

Изучение международной академической мобильности проводилось на примере студенческой мобильности из Китая в России. Помимо анализа нормативно-правовых документов и статистических данных, с целью изучения проблем иностранных студентов, обучающихся в России, были проведены фокус-группы с китайскими студентами факультета социологии СПбГУ.

Результаты исследования

В настоящее время уже установлено более 900 партнерских связей между российскими и китайскими ВУЗами и организациями. В 2014-2015 учебном году в Российской Федерации обучалось около 25 тысяч китайских студентов, в Китае же обучалось примерно 15 тысяч российских студентов [3, C.46]. Основной формой научного сотрудничества России и КНДР в сфере образования являются двусторонние связи институтов. Административно-правовая база этих отношений строится на рамочных договорах, регламентирующих формальные принципы научного сотрудничества между институтами и на конкретных соглашениях, предусматривающие общие научные разработки и совместные экспедиции.

Санкт-Петербургский государственный университет тесно сотрудничает с китайскими высшими учебными заведениями, а в самом университете обучается более 1,3 тысячи китайских студентов. Именно поэтому китайские студенты были выбраны в качестве участников фокус-группы, которая была проведена в ноябре 2016 года. Основной целью фокус-группы было выявление проблем, связанных с академической мобильностью студентов в России.

Эмпирическое исследование помогло выявить ключевые факторы принятия китайскими студентами решения поехать обучаться в Россию. Большое количество китайской молодежи уезжает обучаться за границу, так как в Китае очень большой конкурс на поступление в вузы, и зачастую бывает легче поступить в зарубежные учебные заведения. Решающим моментом в выборе страны обучения оказалась сравнительно невысокая стоимость образования в России относительно европейских стран и США. Также немаловажную роль играют советы друзей/родственников, которые уже обучались в России и посоветовали отправиться именно сюда для получения высшего образования.

Большинство китайских студентов планируют после окончания возвращаться на свою родину и работать уже там. Студенты, принявшие участие в фокус-группе сделали акцент на том, что в России работа плохо оплачивается, что является одним из важнейших моментов, почему студенты намереваются возвращаться в Китай.

В ходе проведения фокус-группы удалось выяснить с какими трудностями и проблемами сталкиваются иностранные студенты в России.

Во-первых, следует выделить языковую проблему, которая является одной из важнейших. Далеко не все китайские студенты говорят хорошо по-русски, несмотря даже на то, что многие из них обучаются в России уже продолжительное время. Отсюда возникает проблема освоения изучаемых специальностей, так как в рамках большинства направлений занятия ведутся именно на русском языке. Также из-за языкового барьера возникают трудности при коммуникации со сверстниками и окружением в целом. Как правило, иностранные студенты общаются в России только со своими соотечественниками и, естественно, на своем родном языке. Социальная интеграция иностранных студентов происходит с большим трудом. Зачастую из- за недостаточного знания русского языка возникает социальная эксклюзия таких студентов.

Во-вторых, не менее важной проблемой является слабое развитие медицинского обслуживания и недостаточная осведомленность иностранных студентов в этом вопросе. Исходя из данных, полученных от китайских студентов, можно сказать, что студенты предпочитают лечиться самостоятельно и только в крайнем случае готовы обратиться к специалисту. Последствия самолечения могут быть крайне неблагоприятными и даже опасными для здоровья студентов.

В-третьих, еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются иностранные студенты  – это времяпровождение досуга. Опрошенные студенты рассказали, что им скучно в свободное от учебы время, а их досуг является очень однообразным. Из-за недостаточного владения русским языком студенты зачастую бывают не в курсе происходящих в городе культурных и развлекательных мероприятий, а круг их общения довольно узкий и состоит из своих соотечественников.

В-четвертых, беседа с китайскими студентами также показала важный фактор, влияющий на их физиологическую адаптацию. Это климатические особенности России, а именно ее Северо-Западной части, в которой они учатся. Студенты отмечали, что им очень сложно было адаптироваться в данном климате, подчеркивали, что очень холодно. Как известно, климатические условия могут вызывать психологический дискомфорт и снижать интерес к учебному процессу.

Рекомендации по повышению социальной интеграции иностранных студентов

На примере китайских студентов можно выделить основные препятствия и трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе академической мобильности в России. Главное препятствие в получении качественного российского образования является недостаточное владение русским языком, из которого вытекает большинство других проблем. Однако нужно отметить, что языковая проблема характерна не для всех иностранных студентов, обучающихся в России, а только для студентов, прибывших из стран дальнего зарубежья. Для решения языковой проблемы следует открывать больше курсов русского языка на самих факультетах, расширять курсы на английском языке, которых сейчас очень мало в российских вузах, и поощрять студентов заниматься общественной деятельностью в рамках университета, в процессе которой могли бы сформироваться необходимые языковые навыки.

В плане медицинского обслуживания, университеты должны повышать осведомленность иностранных студентов в этом вопросе. Студент должен четко знать, куда обращаться в случае экстренной ситуации со здоровьем и быть уверен в том, что ему будет оказана должная медицинская помощь.

Для обеспечения досуга студентов, в университете следует создавать различные кружки и клубы по интересам для иностранных студентов, желательно, под руководством сотрудников университета. Все это нужно, для освещения актуальных культурных и развлекательных событий, происходящих в городе. Это действительно является важной задачей, так как сами студенты считают свой досуг серьезной проблемой, которая не может их не волновать.

Заключение

В заключение, хотелось бы сказать о том, что в настоящее время российское образовательное пространство, в  больше степени, привлекательно для  выходцев из стран-участниц СНГ, которые руководствуются более высоким качеством обучения в российских ВУЗах и возможностью получить высшее образование бесплатно. Студентов, прибывающих из стран дальнего зарубежья, привлекает возможность получить высшее образование по относительно невысокой цене.

Академическая мобильность представляет собой огромные возможности для ее субъектов, однако данное явление сопровождается различными рисками.

Анализ данных, полученных в ходе проведение фокус-группы, наглядно показал самую серьезную проблему, с которой сталкивается большинство студентов, приезжающих из стран дальнего зарубежья. Это недостаточное знание русского языка, что является серьезным механизмом торможения успешного осуществления академической мобильности в Россию. Более того, недостаточное знание языка тормозит горизонтальную академическую мобильность студентов в Россию, если учесть то, что в настоящее время в нашей стране осуществляется крайне мало программ обучения на английском языке.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что международная академическая мобильность студентов в России находится на довольно низком уровне, поэтому имеет смысл говорить о целесообразности создания необходимых мер развития академической мобильности. Должно улучшаться нормативно-правовое обеспечение данного процесса и его финансирование, изучение и анализ всех сторон процесса академической мобильности в России с целью дальнейшего применения его российской высшей школой для повышения качества образовательных услуг и развития конкурентноспособности российских вузов в международном образовательном пространстве.



Список литературы

 

1.        Громов А.Д. Академическая мобильность иностранных студентов в России [электронный ресурс] / А.Д.Громов // Факты образования. -2016. - №7. – Режим доступа: http://5top100.ru/upload/iblock/750/fo7.pdf. – (дата обращения 02.05.2017).

2.        Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе: Методическое пособие для студентов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 55 с.

3.        Ван Ю., Вихрова А. Ю. Сотрудничество в сфере образования как форма культурного обмена между Китаем и Россией // Проблемы науки №9 (10), 2016. С.45-48.

4.        Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 - (дата обращения 20.07.2017).

5.        Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10. С.266-273.

6.        Council of Europe Committee of Ministers recommendation No. R (95) 8 OF THE Committee of Ministers to member states on academic mobility (2 march 1995). [электронный документ]./ URL: https://www.coe.int/t/dg4/highereducation/resources/mobility.pdf (дата обращения 21.07.2017).

7.        The Bologna Declaration of 19 June 1999. [электронный документ]./URL:https://media.ehea.info/file/Ministerial_conferences/02/8/1999_Bologna_Declaration_English_553028.pdf (дата обращения 27.06.2017).