Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2016г.

Парламентаризм в России имеет достаточно длительную историю. Это и народные собрания в Новгородской и Псковской республиках, и Земские Соборы XVI-XVII вв. и Уложенная комиссия XVIII века. Но такие важные политические институты, как выборы, фракции, парламентская трибуна и гласность в полной мере проявились только в начале XX в., во время деятельности Государственных Дум первого - четвертого созывов в 1906-1917 гг.

Официально всесословное представительство было даровано царским «Манифестом свобод» 17 октября 1905 г. Под таким названием в историю вошел проект указа «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанный Николаем II по настоянию графа С.Ю. Витте. Документ, по сути, провозгласил в России конституционную монархию. Он содержал следующие пункты: 1) даровать основные гражданские свободы (неприкосновенность личности, свободу слова, совести, печати, собраний, союзов и т.д.); 2) переход ко всеобщему избирательному праву; 3) наделение Думы законодательными правами. [1, С.10-12] Но Манифест не был реализован в том виде, в котором провозглашался. 11 декабря 1905 г. Император Николай II издал закон о выборах в Государственную думу. Согласно закону выборы в Думу не были всеобщими, прямыми и равными. Они проходили по куриям (сословно-цензовой системе представительства) - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Представительство было неравным и определялось имущественным цензом: один выборщик от 2 тысяч человек землевладельческой курии, от 4 тысяч - крестьянской и 90 тысяч - рабочей. Таким образом, один голос помещика приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 - рабочих. Наибольшее преимущество получала первая курия. Меньше всего голосов было у лиц наемного труда. [2, С.35]

20 февраля 1906 г. императором были подписаны «Положение о составе Государственной думы» и «Положение о реформировании Государственного совета». Госсовет был преобразован в верхнюю палату парламента с законодательными правами, равными правам Думы. Он должен был утверждать законопроекты, прошедшие обсуждение в Думе. В состав Совета входили лица, как по назначению царя, так и выбранные от населения. Выборы проходили по высокоцензовой системе представительства и давали преимущества крупным собственникам. Из 98 членов Совета 18 избиралось дворянством, 34 - земскими собраниями, 22 - от губерний, где не было земств, 6 - от духовенства, 6 - от академий и университетов, 12 - от торгово-промышленной буржуазии. Председатель и вице-председатель Госсовета по-прежнему назначались царем. Избирались члены Совета на 9 лет, но каждые три года обновлялась треть состава. В целом, состав Госсовета был весьма консервативным. Характеризуя его роль, граф С.Ю. Витте назвал верхнюю палату буфером между Государственной думой и царем, палатой, которая «может спасти от необузданной нижней».

Также происходила реорганизация правительства. Совет министров превратился в постоянно действующее учреждение во главе с председателем. Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете Министров. Однако, правительство должно было по-прежнему быть ответственным перед царем, назначаться и смещаться только им, поэтому реальная власть по-прежнему была в руках царя.

Пойдя на значительные политические уступки, царь сразу же задумался о том, как укрепить свои позиции.

23 апреля 1906 г., еще до начала работы I Государственной Думы, вышла новая редакция «Основных государственных законов Российской Империи». В них указывалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с парламентом. За императором сохранялось право распускать Думу и блокировать ее решения правом вето.

Таким образом, в ходе бурных политических событий начала XX в. был создан двухпалатный российский парламент, и мечта многих поколений о создании общероссийского представительного учреждения воплотилась в реальность.

Государственная дума I созыва начала работу 27 апреля 1906 г. Большинство в Думе составляли либеральные партии. Партия кадетов получила 176 голосов, октябристы, которые придерживались правоцентристских политических воззрений — 16, трудовики (официальное название партии — «Трудовая группа»; левоцентристская) — 97, социал-демократы (меньшевиков) — 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100.[7, C.30] Думская начала разрабатывать проекты демократизации страны, гарантии всех гражданских свобод, проведения аграрной реформы, решения национального вопроса и т.д.. [5, С. 121] Вскоре Думе было отказано в расширении избирательных прав, в амнистии политзаключенным, упразднении Госсовета. В результате июльского кризиса Дума, просуществовав 72 дня, была закрыта.

Состав II Государственной Думы от 20 февраля 1907 г. оказался еще более радикальным из-за участия в выборах революционных партий.[2, С.37] Центральным в работе Думы стал аграрный вопрос. Левые продолжали настаивать на конфискации помещичьих земель для его решения, что оказалось неприемлемым для правительства П.А. Столыпина.[8] Просуществовав 102 дня, Дума была распущена. Депутатов социал- демократической фракции обвинили в заговоре против правительства и потребовали их ареста. На этом основании царь распустил Думу и издал новый избирательный закон 3 июня 1907 г., исключивший из Думы народный голос, отдав право представительства «послушным» депутатам из дворян и крупной буржуазии.

III     Государственная дума, единственная из четырех созывов, проработала положенный пятилетний срок (ноябрь 1907 г. - июнь 1912 г.). Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Ее состав: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.[3, С.24] Она рассматривала самые важные и спорные вопросы в стране: аграрный, рабочий, национальный. В решении многих вопросов отсутствовало единство депутатского корпуса. Но даже и в этих непростых условиях депутаты-оппозиционеры находили возможности высказывать свое мнение и критиковать политику правительства.

IV     Государственная дума ( ноябрь 1912 г. - октябрь 1917 г.) - последняя в истории дореволюционной России. Количество депутатов составляло 442 чел., председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Ее состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5. [4, С.46] Сложная внешнеполитическая ситуация в условиях Первой мировой войны не позволила Думе развернуть крупномасштабную работу по преобразованию страны. При этом она сыграла важную роль в формировании новых органов власти после падения самодержавия. Было сформировано Временное правительство, которому принадлежала реальная власть в стране в этот период. 6 октября 1917 г. правительство приняло решение распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание, идея которого была весьма популярна среди населения страны.

Итак, история дореволюционной Думы 4-х созывов являла интересный опыт первого парламентаризма в России. Хотя Дума просуществовала непродолжительное время и при ограниченности ее прав не смогла оказать существенное влияние на политику самодержавия, тем не менее, она сыграла определенную роль в политическом развитии страны и повлияла на ход борьбы трудящихся за свои права. Опыт деятельности различных фракций [6] не только интересен, но и востребован сегодня.

 

Список литературы

1.      Болтенкова Л.В. Влияние парламентов на развитие федерализма в России //Политико-правовые основы федерализма в России. /Под ред. Р.Хакимова. – Казань: Казанский институт федерализма, 2006. – 632 с.

2.      Выборы в I – IV Государственные Думы Российской имперпии.// Воспоминания современников.Материалы и документы.\Под ред. А.В. Иванченко. – М.: ЦИК, 2008. – 860 с.

3.      Государственная Дума в России (1906 - 1917): обзор./Под ред. А.А. Твердохлеб, В.Н. Шевырина. – М.: Наука, 1995. – 95 с.

4.      Государственная Дума Российской империи 1906 – 1917: Энциклопедия./Под ред. Б.Ю. Иванова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 735 с.

5.      «Дума народного гнева». Избранные места из речей, произнесенных в Первой русской Думе /сост.М.Гурлянд. – СПб: тип. «Освобождение», 1907. – 148 с.

6.      Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Государственная Дума и ее депутаты (1906 - 1917). – Пермь: ПГУ, 1995. – 168 с.

7.      Митрохина Н.В. История Первой Государственной Думы Российской империи.//История государства и права. – 2000. - №2.

8.      Соловьев К.А. Думская монархия: общественный диалог на фоне реформ. //Родина. – 2006. - № 11. // http://www.istrodina.com/. – Дата обращения 27.06.15.