12 марта 2016г.
«Если человечество … не изменит кардинальным образом свое поведение в планетарном масштабе, то уже в середине ХХI века могут возникнуть такие условия, при которых люди существовать не смогут».
Н.Н.Моисеев
«…праздник сердца – найти себя в другом, увидеть лучшее своего сердца в зеркале сердца иного. И разбить стену разъединяющую – это радость души алмазно-острая, это истинный праздник сердца».
К.Бальмонт
На современном этапе своего развития человечество пошло по пути техногенного характера прогресса, реализующего традиционную для такого типа культуры идею о покорении природы и подчинении ее активной человеческой воле. Гармоничный ансамбль человека и природы ушел в далекое прошлое, провоцируя обострение экологических и демографических проблем и создавая реальные предпосылки для возникновения и развития цивилизационных кризисов. Однако, основные постулаты эллинистической этики, провозгласившие в качестве важнейшего свойства человека умение постичь, познать самого себя, понять уникальность и неповторимость собственной личности, научиться жить в согласии с собственным «Я» и быть, благодаря этому, счастливым, представляются тем более актуальными и сегодня.
Из глубины веков феномен ансамбля как выражения потребности в гармонии бытия, как попытки преодоления антитентичного противостояния в дихотомии «человек и мир», как устремленности к «всеобщей духовной связи» (Платон) освещается в философских работах мыслителей древней Греции и Рима, Китая, Индии, арабского Востока. Философское, мировоззренческое осмысление ансамбля как феномена в пространстве культуры позволяет утверждать, что он коренится в сущностной природе человека, стремящегося к «соучастному бытию» (М.Бахтин).
Однако, как справедливо замечает В.Канке, сегодня «проблема состоит в том, что власть над природой, над социально-экономическими и политическими процессами, которой располагают человеческие сообщества, сочетаются с беспомощностью в понимании внутреннего мира отдельного человека и в бессилии влиять на него» (4,4). В этой ситуации перед человечеством встает целый ряд проблем, решение которых связано с поиском гармонии как внутри личности, так и в социуме, поиске путей к со-единению, со-звучию, естественному, плодотворному и созидательному существованию в партитуре бытия, к физическому, социальному и духовному ансамблю, не противоречащему вечным ценностям культуры.
Понятие «ансамбль» пришло в Россию из французского языка. Ensemble означает вместе. В музыке – это группа исполнителей, объединенных созданием единого творческого продукта: интерпретацией музыкальных сочинений, написанных или переложенных для определенного состава. В архитектуре – комплекс строений, объединенных между собой единым художественным решением и гармонично вписанных в окружающее пространство. В области моды – комплект одежды и украшений, подчеркивающий как красоту созданного художником - модельером творения, так и неповторимость и своеобразие модели, демонстрирующей это творение. Во всех видах художественного творчества понятие «ансамбль» связано с созданием целостного художественного пространства, с устремлением к эстетическому идеалу, с поиском истины и гармонии, с созиданием Красоты.
К ансамблю, гармоничному сосуществованию в едином пространстве стремится и современное прагматическое общество, связывая с ним надежду на процветание и призывая специалистов в разных областях деятельности к умению работать в команде, уважать мнение коллег, быть терпимыми и толерантными во имя достижения успеха в общем деле. Этой проблеме посвящены многие работы по менеджменту и персональному менеджменту, маркетингу и деловой этике, культуре общения и способам преодоления конфликтов.
По отношению к внутреннему миру человека понятие «ансамбль» оказывается еще более значимым, так как определяет целостность его мироощущения, его духовное здоровье. Это понятие является составляющей физической, социальной и духовной сторон личности, определяет уровень ее самооценки, влияет на технологию и психологию деятельности, содержательные характеристики самоотношения, формирование личностных смыслов и структуру самосознания. Понятие «ансамбль», рассматриваемое с философской, психологической, культурологической, педагогической позиций, открывает возможности для осмысления социальных и социально- психологических механизмов формирования идентичности личности, одной из важнейших и сложнейших проблем становления человека в современном социокультурном пространстве.
Поиск ансамбля во взаимодействии внутреннего мира человека как физической, социальной и духовной личности значительно обостряется в периоды социальных кризисов, смены идеологических стереотипов, изменений в структуре общественных отношений. Именно в такие периоды проблема самоидентификации личности становится особенно острой, поскольку «в таких обстоятельствах мир для человека и человек для самого себя перестают быть прозрачными, понятными, знакомыми» (6, 641).
Потеряв «свой тон» в партитуре бытия, переставая «звучать» в едином «аккорде», человек, по мнению философа Л.Ионина, «перестает отражаться в зеркале социального мира» (6, 641), теряет способность вести себя так, чтобы окружающий мир адекватно реагировал на него. «Реплики», которые он подает своим партнерам по взаимодействию, не вызывают у них ответной реакции, коммуникативные связи нарушаются, рождая чувство неуверенности, страха, апокалипсических ожиданий.
Чрезвычайно остро воспринимается эта проблема в юности, которую Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности. Юность - это период жизни, когда молодой человек ищет свой путь к целостности. Невозможность преодоления такого кризиса, создания гармонично «звучащего ансамбля» между собственным внутренним миром, потребностями и надеждами на их осуществление и реальностью, отсутствие готовности к включению в процесс социального и духовного взаимодействия ведут к отчуждению, внутреннему саморазрушению, потере ориентиров, а порой и к принятию роковых решений: уходу из жизни, отказу от нее из- за возникшей трагической дисгармонии.
Проблема отчуждения и дегуманизации бытия становится в эпоху техногенной культуры основной для философской мысли. Осмысление ансамбля как феномена в пространстве культуры, выражающего устремленность к всеобщности, единению, синтетически-диалогическому общению, имеет право на вхождение в контекст исследований по социологии и культурной антропологии, эстетики и этики, теории познания и психологии, культурологии, педагогики. Понятие «ансамбль», рассматриваемое с позиции философской мысли, обретает явно выраженную аксиологическую составляющую, позволяя интерпретировать его как духовную ценность, определяющую направленность в становлении личности на проникновение «вчувствование» в мир культуры во всей его полноте и многообразии.
Ансамбль несет в себе устремленность к эмпатии – сопереживанию, соучастию, воспитанию нравственности, рождению коллективистских гуманных чувств, а следовательно, со–бытию как возможности сотворческого преобразования культуры, стремящейся к синтезу накопленного человечеством духовного потенциала. Осмысление духовного ансамбля как осознание необходимости выработки стратегии вхождения в мир, принятия его, достижения сущностного единства личности и Универсума является условием для выхода на уровень диалога культур и мировоззрений, позволяющим преодолеть проблему «воинствующего имморализма» (В.Канке), с которой сталкивается человек Нового и Новейшего времени.
Формирование «чувства ансамбля» как способности к творчески-созидательному диалогу в пространстве культуры сегодня можно рассматривать в качестве социального заказа, поскольку гармоничное, духовно наполненное бытие возможно только при обладании высоким потенциалом, обусловливающим развитие аксиологических, эмоционально-когнитивных, художественно-творческих компонентов структуры личности.
Способность к постижению «других» жизней, культур, приобщению к ним, признание «чувства ансамбля» интегральным свойством духовности личности, обеспечивающим целостность ее мироощущения и мироотношения, аксиологическую мировоззренческую позицию, является значительным шагом в познании и самопознании человека на современном этапе исторического развития. Значительную роль в достижении такого ансамбля играет музыка как особый вид искусства, способный преодолевать пространство и время, языковые и этнические барьеры, межконфессиональные противоречия. Вовлечение в семиосферу и аксиосферу музыкального искусства различных культур, создание творческого ансамбля, отвечающего призыву «объединитесь, миллионы!», открывает реальные пути для взаимопонимания, взаимозаинтересованности, эмпатии, способствующих расцвету человечества, разворачиванию спирали его развития в сторону саморазвития и самосовершенствования.
Таким образом, осознавая синергетическую взаимосвязанность бытия, необходимость гармоничного сосуществования на планете Земля различных культур, религий, ценностных систем, мы вправе сегодня интерпретировать понятие «ансамбль» как категорию не только эстетическую, несущую в себе гармонию, соразмерность, сочетание художественных тенденций и направлений, но и как категорию этическую, заключающую в себе обращенность к универсальному диалогу, который один из самых значительных российских философов современности М.Каган рассматривает «как оптимальный тип отношений человека и человека, классов, наций, государственных систем, людей и природы, современности и прошлого самой культуры». (3, 535).Философ убежден, что диалог является альтернативой самоубийства человечества.
Только в ансамбле, когда все участники вслушиваются в «звучание» партнера по коммуникации, когда «Другой» интересен им именно потому, что «звучит» в своем неповторимом тоне, когда создана атмосфера ценностного взаимодействия между всеми «участниками ансамбля», возможен поиск «диалогической истины» (М.Бахтин), единственно возможный путь для человека как «творца и творения культуры» (М.Каган). Только слаженный на планетарном уровне ансамбль, рождающий эмпатию, создающий предпосылки для «духовной коммуникации» (Л.Надирова) народов, культур, религий, философских учений, для обмена достижениями в области науки и техники дает основания надеяться на преодоление цивилизационных кризисов, позволяет рассматривать оптимистические жизнеутверждающие прогнозы дальнейшего хода развития человечества, определяет пути, плодотворные для сохранения и приумножения духовных ценностей, накопленных на протяжении всей его многовековой истории.
Список литературы
1. Гуревич П.С. Философия человека. – М.:РАН, 1999.
2. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). – М.: НПО «Модэк», 2003.
3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – С-П.: Петрополис, 1997.
4. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. – М.: Логос, 2003.
5. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М.: Per Se, 2001.
6. Психология самосознания //Ред.сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Изд. Дом БАХРАХ – М, 2000.