Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСКУССТВО ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ - КАК СИМВОЛ ЭПОХИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Триумфальные арки можно встретить по всему миру, даты их постройки исходят с древнейших времѐн и до наших дней. История создания триумфальных арок весьма обширна, а иногда необычна, но все они как правило связанны со знаковыми событиями истории и легендарными именами. Свою историю триумфальные арки начинают с Древнейших  времѐн: Египет, Шумеры,  Вавилон, эпоха Финикии  и Этрусской  культуры, античности Древняя Греция, Рим и далее эта «традиция» перенимается до наших дней.

Заглянув в историю возведения, создания арок можно отметить, что сегодня со времен античности их сохранилось тысячи в том или ином облике и состоянии. Триумфальные арки исходят от священных ворот, которые строились над дорогами и представляли сочетание сквозного прохода и священного изваяния религиозного значения. Изучением арок занимались многие исследователи. М.И. Ростовцев подробно описал значение ворот в античной религии с выводом, что они имеют "очистительный" смысл как триумфальный порог в виде постамента [3]. Такой триумфальный порог-постамент для Рима являлся священными воротами, за которыми собиралась триумфальная процессия. Прохождение процессии через арку было обрядом очищения для триумфатора, необходимым для вступления в священную черту города.

Если первые арки имели достаточно несложную архитектурную форму, то в своѐм развитии формообразования каждая последующая арка становилась все более сложной и приобретает новые элементы декора и убранства. В древних сохранившихся примерах определѐнно выражен главный декоративный принцип: обрамление проѐма и пилонов мотивами колонн и антаблемента с раскреповками. Общее соотношение ордеров и пролѐтов несколько грузны и не всегда уравновешены. Пилястры и архивольт образуют замкнутое, не связанное с колоннами, обрамление проѐма, где наглядным примером является арка в Сузе, которая была сооружена в 8-9 г. до н.э. по случаю мирного присоединения кельто-лигурского округа к Великой римской империи [4].

Рим сегодня один из немногих городов, где в большом количестве сохранились триумфальные ворота и арки, которые пронесли сквозь столетия визуальную и символическую информацию об эпохах. Самыми известными арками Рима являются: Арка Константина, Арка Тита, Арка Септимия Севера и Арка Януса.

Триумфальная Арка Константина в Риме самая яркая из последних арок Великой римской империи. Ее построили в 315 году в память о победе Константина в гражданской войне (312 г.) против Максенция - это была победа христианства над язычеством. В послевоенные годы не было средств на новые строительные материалы и для сооружения Арки Константина были взяты материал декоров с арок Траяна, Аврелия и Севера; за это ее прозвали «Сорокой Эзопа». На протяжении почти двух тысячелетий арка постоянно меняла свой облик: Нерон установил фонтан, где купались гладиаторы; Домициан перестроил арку по-своему вкусу, а в 1832 году Георгий XVI произвел очередную реконструкцию и в таком виде арка сохранилась до наших дней, о чѐм свидетельствует мраморная доска с надписью о реставрации памятника. Арка Константина - достаточно крупное сооружение для своего времени и состоит из трех пролетов с восемью барельефами, которые стоят парно. На внешней стороне арки можно увидеть эпизоды из походов Константина, его правление и общение с народом, приношение жертв и охота на зверей. С восточной и западной сторон арки выгравированы медальоны в виде солнца и луны. Зрительно арку поддерживают коринфские колонны, которые были выполнены из желтого мрамора специально привезѐнного из Нумидии. Колоны украшены барельефами с изображением богини Виктории, а также участников войны: римлян и варваров.

Триумфальная Арка императора Тита построена в 81 году до н. э. на Палатине в память о победе императора Тита над евреями Палестины. Это одна из первых триумфальных  арок Рима.  Пятьдесят тысяч пленных евреев привезли в Рим для строительства этой арки и как следствие это стало началом еврейской диаспоры в Европе. Арка декорирована коринфскими колоннами с ионическими капителями, множественные рельефы не нарушают единства архитектурных плоскостей. Эту арку отличает выдержанность орнаментов архитектурных деталей.   На стенах арки можно увидеть изображения сцен из похода Тита - это взятие Иерусалимского храма и триумф императора. На одной из стен изображено превращение Тита в бога: грузная фигура триумфатора восседает на колеснице, коней которой ведѐт богиня Рима, а Виктория кладѐт венец на голову победителя иудеев; вся процессия движется через Форум к храму Юпитера Капитолийского. Парный рельеф арки фиксирует второй важный момент торжества - увенчанные римские солдаты, без оружия, несут добычу из Иерусалимского храма: жертвенник с трубами и семисвечник. Не смотря на то, что Арка Тита является самой древней из римских арок, она вобрала в себя сложившийся общий образ триумфальных арок своего времени.

Еще одна триумфальная арка Рима это Арка Септимия Севера, которая была сооружена в 203 году, в северной части Форума, к десятилетнему юбилею правления императора, в память его успешных походов на Восток и ряда побед его сыновей над арабами и другими племенами. Это трехпролетная арка, сделана элегантно, легко и воздушно. Общая архитектура памятника характеризуется сложным ордером колонн и красивым архитектурным сводом с кессонами. С обеих сторон арка украшена надписями, которые прославляют Севера и его род. Внутреннее пространство между пролетами занято под рельефные изображения богини Виктории и эпизодов из войны. Рядом с аркой находятся останки трибуны, где в Древнем Риме выступали ораторы и круглая плита, которая символизирует центр Вечного города.

История "Арки Януса" начинается в 304 году, когда Константин построил ее в память о языческом боге Янусе. Данная арка относится к аркам - квадрифонам, которые устанавливали на перекрестках. Арка-громада построена у входа в античный форум. Арка облицована мрамором, пилоны разделены на два яруса ниш и декорированы рядом колонн, соответствующих высоте ярусов. Всего на памятке расположено 12 ниш – сегодня они пустые, но раньше здесь находились скульптуры римских богов.

Великая римская империя географически занимала всѐ южное побережье Средиземного моря, поэтому и там традиционно возводились триумфальные арки. Одна из самых восхитительных достопримечательностей современного Марокко — римские руины в Волюбилисе, расположенные под Мекнесом, между Фесом и Рабатом. Среди самых значимых зданий — базилика, храм и триумфальная арка Каракалла. Арка расположена в конце главной улицы Волюбилиса. Она была возведена в честь императора Каракаллы и его родной матери Юлии Домны, где в центре арки находится бронзовая колесница. Общая композиция архитектуры и стиль декоров говорит об общей принадлежности к римской традиционной культуре.

Одни из красивейших более поздних арок римской империи находятся на территории современной Франции. Триумфальная арка Оранж была построена приблизительно в 25-м году н. э., большое количество декоративных мотивов орнаментов близких к восточным памятникам подтверждает дату еѐ создания. Арка включает в себя три арки — большую главную, которая расположена по центру, и две меньшие, находящиеся по бокам. Арка декорирована роскошной скульптурой в стиле римско-гальской архитектуры. Согласно исторических документов, в XIII столетии Раймонд I де Бо, принц Оранжа, использовал арку чтобы защитить город. Впоследствии, триумфальная арка подверглась многочисленным реконструкциям, а в XVIII веке многие дополнения, включающие окружающую стену, были разрушены. Сегодня арка украшена изображениями, отражающими военные темы. На ней присутствует изображение бронзовой колесницы с четырьмя лошадьми, четыре статуи на вершине; на фризе изображение галльского сражения, а ниже, с обеих сторон - трофеи с галльских судов. Главные фасады расположены по направлению на юг и север, а меньшие боковые фасады, соответственно, на запад и восток. Каждый из фасадов украшен четырьмя коринфским колонами.

Самая известная арка Франции находится на площади Шарля де Голля, бывшей площади Звезды. Арка была построена на холме Шайо в верхней части Елисейских полей. Во время строительства арка находилась за чертой города, а круглая площадь Звезды примыкала к заставе Шайо. Со времен Людовика XIV прямая дорога, соединяющая   две   королевские   резиденции   – дворец   Лувр и Версальский   дворец,   носила   название «Триумфального пути», что актуально и по сегодняшний день: три триумфальные арки стоят на одной оси. Арка Карузель рядом с Лувром, Триумфальная арка на площади Шарля де Голля и Арк де Дефанс, построенная уже в наше время в современном квартале Дефанс. В 1805 году после грандиозной победы над Аустерлицем Наполеон Бонапарт в честь победы великой армии решил воздвигнуть Триумфальную арку по проекту Жана-Франсуа Шальгрена. Архитектор был вдохновлен триумфальными арками римских императоров и строительство началось в 1806 году, продолжавшееся почти 30 лет. Наполеону не суждено было увидеть Триумфальную арку, построенную в честь его побед - строительство монумента было завершено в 1836 году, когда уже правил Луи- Филипп. Но в 1840 году гроб Наполеона Бонапарта был торжественно провезен через Триумфальную арку, которая является самой большой аркой в мире. Ее высота составляет почти 50 м, высота свода 29 м, ширина 45 м. Арка отличается не только своими параметрами, но и богатым украшением. По сторонам арку украшают барельефы, в виде крылатых дев с фанфарами. На арке размещены четыре скульптурные группы, символизирующие важные вехи в истории Франции – ―Марсельеза‖, ―Триумф‖, ―Сопротивление‖ и ―Мир‖.

Внутри арки, на ее стенах, выгравированы названия победных для Франции сражений и имена военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб, соединѐнных цепями – в честь 100 дней правления Наполеона, между его побегом с острова Эльба и окончательным поражением при Ватерлоо. Внутри Триумфальной арки расположен музей истории сооружения.

Триумфальная арка Брюсселя – это своеобразный оригинально оформленный вход в Юбилейный парк. Истинное название арки – Аркады Пятидесятилетия, так как знаменовала пятидесятилетие независимости Бельгии. Арка выделяется прекрасными декоративными композициями, которые иллюстрируют важные события из истории Бельгии. Идея создания таких величественных ворот принадлежит королю Леопольду II, строительство было завершено в 1905 году. Это произведение архитектуры состоит из трех одинаковых полукруглых проемов. Их высота составляет 45 метров. Вся арка украшена скульптурами, созданными самыми известными художниками Бельгии начала XX века. На самом верху разместилась бронзовая Квадрига Брабант – конницу из четырех лошадей, которой управляет бельгиец, подняв флаг на подтверждение получения независимости. С двух сторон у постамента открыты террасы с видом на современную столицу. Аркады усыпаны красивейшими фигурами молодых людей, которые олицетворяют все провинции страны. По обеим сторонам от Триумфальной арки сооружены полукруглые здания, в которых располагаются: Королевский музей искусства и истории, Музей армии и Музей автомобилей.

Традиция возводить триумфальные арки нашла отклик и в России. История создания триумфальных врат и арок в России имеет древнейшие корни. Одни из самых известных – Триумфальная арка на Кутузовском и Красные ворота в Москве, Нарвские триумфальные ворота в Санкт – Петербурге, Николаевские триумфальные ворота во Владивостоке, Триумфальная арка в Чечне, Александровская триумфальная арка в Краснодаре… этот список можно продолжать бесконечно.

Идея сооружения Триумфальной арки, которая сегодня находится на Кутузовском проспекте, посвящена победе русских войск над армией Наполеона и принадлежит Николаю I. Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Арку восстановили в 1966–1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменѐн: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

В северной столице Нарвские триумфальные ворота, как и московская, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены наспех из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай I повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке располагаются памятные надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбѐжек, они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз. Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Говоря о традициях возведения триумфальных арок и триумфальных ворот сегодня мы понимаем, что это не просто великолепные «памятники» искусства и истории, а каждый их них хранит в себе неповторимую, самостоятельную страницу эпохи развития архитектуры и монументальных искусств. Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые являются источником исторической информации, пронесѐнной через столетия и тысячелетия. Благодаря этим сооружениям мы сегодня узнаѐм историю города, его выдающихся личностей и историю эпохи.

 

Список литературы

1.     Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 1996. - 494 с.

2.     Волкодаева И.Б. Семиотика цикличности исторических стилей в дизайне среды. -М.: РИО МГУДТ, 2012. - 267 с.

3.     Ростовцев М.И. Эллинстическо-римский архитектурный пейзаж. - Энциклопедия. Словарь "Брокгауза - Эфрон", т.XI, 1908.

4.     Рончевский К.И. Римские триумфальные арки и родственные членения в древнем зодчестве. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. - 96 с.