Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

 Процесс жаргонизации русской речи является одной из особенностей современного функционирования языка.

Активное употребление жаргонной лексики в повседневном общении свойственно представителям разных социальных групп, но прежде всего наблюдается в молодежной среде и в речи современных школьников.

Школьный жаргон - это особый подъязык, используемый детьми в возрасте от 6-7 до 17 лет в непринужденном общении со сверстниками. Он характеризуется как особым набором лексических единиц, так и спецификой их значения. Его носители - это социально-демографическая группа, которую объединяет, прежде всего, возраст.

Исследователи (Э.М. Береговская, Л.И. Скворцов и др.) выделяют несколько причин высокой частотности употребления жаргонной лексики в речи школьников: резкое снижение уровня речевой культуры в современном обществе; стремление продемонстрировать свободу в общении, принадлежность к определенному кругу; необычность звучания, яркая эмоционально-стилистическая окраска словесных знаков.

Как показывают наблюдения, жаргонизмы составляют немалую часть лексикона младших школьников. С целью определения уровня осознания младшими школьниками жаргонной лексики среди третьеклассников (83 чел.) было проведено исследование, включающее следующие задания:

1.   Объясните значение слов и выражений: клѐво, фигня, ни фига себе, обалдеть, опупеть, гонишь, отвали, тормоз, прикол, стырить.

2.   Замените данные слова и словосочетания жаргонизмами: замечательно, играть на компьютере, глупый, еда, уйти, все равно, говорить ерунду, удивляться, оставить в покое.

3. Приведите примеры жаргонной лексики. Результаты эксперимента были сведены в таблицы.

 


Таблица 1

Ответы учащихся на первое задание


 

 

Жаргонизмы

 

Значение по «Толковому словарю русского общего жаргона»

 

 

Ответы учащихся

Клѐво

Высшая положительная оценка

Хорошо     (17),      здорово     (16),      круто     (13),

замечательно (12), супер (10), класс (10), классно

(10), ух ты (2), интересно (2), клѐво (1)

 

 

Фигня

1.Ерунда, чепуха - только о чем-нибудь плохом. 2.Что-нибудь фальшивое, ненастоящее

Плохо (22), не очень (21),  не интересно (11),

чепушня (10), скука (6), ужас (5), плохая вещь

(2), нехорошая (2), не круто (2), фигня (1),

хорошо (1),

 

Ни фига себе

 

Удивление, восхищение

Ничего себе (26), круто (14), вот это да (13),

удивление (12), удивляться (11), интересно (4),

ни фига себе (1), фигня (1), ты чего (1)

 

 

Обалдеть

Утрачивать способность соображать, удивляться

Круто (15), удивление (13), с ума сойти (12), ни чего себе (11), с ума сойти (10), уау (9), обалдею (4), класс (4), здорово (3), обалдеть (1), опупеть

(1)

 

 

Опупеть

Утрачивать способность ясно мыслить, удивляться

Офигеть (24), ничего себе (22),       опупею (11),

обалдеть (10), с ума сойти (9), замечательно (3),

круто  (1),  ух  ты  (1),  не  может  быть  (1),

удивление (1)

Видос

Видеоролик

Вид (15), пока (13), до свидания (12), видно (8),

видеть (7), видео (1),       красиво (1), лицо (1),

виброс (1), видос (1)

 

 

 

Гнать

 

 

 

Врать

Врешь (23), водитель (12), бежишь (8), гонять

(5), ты что говоришь (4), говоришь чепушню (3),

не торопись (1), беги (1), рулить (1), выгоняю

(1), гони (1), бегает (1), обгоняет (1), обгоняешь

(1), едешь (1), гонишь (1)

Отвалить

Отойти, уйти или уехать

Отстань (27), не приставай (12), отойди (10),

перестань (9), не трогай (8), уйди (7), отвали (6), оставь в покое (6)

 

 

Тормоз

 

 

Недалекий, несообразительный человек

Медленный (19), глупый (15), не знаешь (11), не

знаете      (9),      тормоза     (8),      медленно      (2),

затормозить (1), стоп (1), тормози (1), улитка (1),

тормоз (1), плохо думать (1)

Прикол

Шутка, анекдот

Прикольно (27), шутка (25), хорошо (10), круто

(9), анекдот (8), смешное (4)

 

Анализируя полученные данные, отметим, что учащиеся знают значения большинства жаргонизмов. Самым непонятным для них были жаргонизмы «видос», «гнать». Всего лишь один учащийся правильно объяснил значение жаргонизма «видос» – видео, у остальных же это слово ассоциировалось либо с внешним видом, либо с сокращенной формой жаргонизма «досвидос». Жаргонное слово «гнать» осознается школьниками не только в значении «врать», но и как действие движения.

Как показывают результаты эксперимента, младшеклассники осознают не только денотативное значение жаргонизма, но и его коннотативный компонент. Коннотация является наиболее важной частью значения жаргонного слова – тем, ради чего оно создается и употребляется. В качестве коннотации прежде всего выступает оценочный компонент (обалдеть, опупеть, прикол – положительная оценка; гнать, отвалить – отрицательная оценка), который может входить и в денотативное значение жаргонных слов (клево, фигня, тормоз).


   Таблица 2

Ответы учащихся на второе задание


 

 

Слово, словосочетание

 

 

Ответы учащихся

Количество неответивших учащихся

Замечательно

Клѐво (21), крутня (19), супер (11), норм (10), обалдеть (5), замечок

(4), круть (3), опупеть (2), прикольно (2), крутышка (2),класс (2)

3

Играть на компьютере

Играть в компе (20), инет (12), рубиться (11), я рублюсь в компе (11), играть в ноутик (6), тыкать на компе (5), сидеть в инете (5), играем в коробке (4), игры на инете (2), играть на планшете (2), компьютер (1), играть на компьютере (1)

3

Глупый

Тормоз (27), дурак (27), тупой (15), тупица (5), дебил (4), балда (1)

4

Еда

Жратва (26), жрать (24), хавка (13), жрачка (10), жранька (1), еда (1),

ням-ням (1), нямкать (1), кушать-кушать (1), энергетик (1)

4

Уйти

Свалить (26), угнать (23), увалить (12), прешь (7), гнать (1), валить

(1), спереть (1), гонять (1), сбежать (1), уйди (1), побег (1), бегать

(1), уходи и беги (1), гонишь (1)

5

Всѐ равно

пофиг (29), мне наплевать (12), фигня (11), наплевать (10), отвали

(3), все круто (3), не буду (2), не знаю (2)

10

 

 

Говорить ерунду

Говорить фигню (23), гнать (22), болтать (10), гонит чушь (10),

болтать ересь (6), фигня (2), болтать чепуху (2), что ты несешь (1), не говоришь фигню (1), белиберда (1), отвали (1), говоришь ерунду (1), говорить (1)

Удивляться

Обалдеть (24), ни фига себе (23), офигеть (12), удивление (6),

удивиться (2) опупеть (2), ого ни фига (2), офигеть (1), опана (1)

10

 

Оставить в покое

Отвали (23), пошел на фиг (22), оставьте меня в покое (13), отвалить (3), отклейся (3), иди прочь (3), отстать (1), быть

спокойным (1), уйти отсюда (1), остаться одному (1)

10

Среди ответов учащихся на второе задание встречаются как жаргонизмы (крутня, клево, свалить, прикольно, пофиг и т.д.), так и общеупотребительная лексика (говорить, еда, быть спокойным и т.д.). Затруднение при подборе соответствующих жаргонизмов вызвали слова и словосочетания все равно, удивление, оставить в покое. Наибольшее количество разнообразной жаргонной лексики было подобрано на слова и словосочетания замечательно, еда, говорить ерунду, играть на компьютере; следовательно, высока частота их употребления младшими школьниками.

Третье задание было направлено на то, чтобы выявить, какими жаргонизмами владеют учащиеся и осознают ли они, что приведенные слова относятся к жаргонной лексике. Были получены следующие ответы детей:

Прикольно (11), круто (9), супер (8), прикольный (8), лохидзе (7), клевый (6), клево(5), лох(5), фак (4), бабло (3), дурак (2), придурок (2), лохидзе (2), мусора (2), дебил (2), ѐлки-палки (2), опупеть (2), балда (1), ненормальный (1), чудак (1), бабы (1), козел (1), баран (1), блин (1), ничего себе (1), пошел отсюда (1), похрену (1), лады (1), отвали (1), слизняк (1), жрачка (1), как курица лапой (1), ты чѐ несешь (1), отстань (1), красава (1), нормуль (1).

Несмотря на то, что младшие школьники знают и употребляют жаргонизмы, с этим заданием справились лишь немногие: 52% учащихся не дали ответов, а 3,6 % привели примеры общеупотребительной лексики (балда, ненормальный, чудак). Жаргонную лексику, приведенную остальными учащимся, сгруппируем согласно сферам употребления.

Тематика наиболее часто используемых младшими школьниками жаргонизмов включает следующие сферы [Береговская 1996]:

1)          сфера школы (наименование предметов; наименование учителей; наименования других реалий учебного процесса);

2)          сфера досуга;

3)          сфера быта (названия бытовой техники; названия частей тела; наименования людей по степени родства; наименования денег);

4)          сфера оценки (вокативы и собственно оценочная лексика).

В полученных ответах сфера школы и сфера досуга не представлена, сфера быта ограничена двумя жаргонизмами бабло, жрачка, а сфера оценки достаточно разнообразна. Вокативы относятся к сфере оценки потому, что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношения к тому, кого называют: придурок, лохидзе, лох, дебил.

Для собственно оценочной лексики характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой. Жаргон школьников «отличает наличие двух противоположных групп лексем, несмотря на то, что в литературной нормированной речи присутствуют множество качеств и оценок, отражающих богатый спектр чувств и эмоций человека» [Береговская 1996: 34]. Оценочная лексика представлена общеоценочными эмоциональными словами (красава, нормуль, прикольно, прикольный, опупеть, круто, клѐво, клевый, фак, супер и т.д.); частнооценочными  эмоциональными  словами (придурок, лохидзе, лох, дебил, дурак, козел, баран, слизняк), большинство из которых могут употребляться как вокативы; эмоциональными словами и выражениями, используемыми в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний (блин, елы-палы).

Исходя из проведенного исследования, можно отметить, что жаргонизмы составляют немалую часть лексикона младших школьников и относятся к активным единицам словоупотребления. Именно поэтому необходимо знать специфику школьного жаргона и проводить работу, направленную на повышение уровня речевой культуры младших школьников.

 

Список литературы

1.     Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирова-ние // Вопросы языкознания. 1996. №3. С.32-41.

2.     Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999. 320 с.