Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
05 сентября 2016г.

Словообразование является одним из способов пополнения лексического запаса современного русского языка, то есть служит для создания знаковой формы, с помощью которой выражается значение слова.

Достижения лингвистической науки открывают большие возможности для развития методики преподавания такого раздела курса русского языка, как словообразование. Усилия методистов направлены на преодоление формального подхода при изучении данного раздела в школе. Вместе с тем школьный курс не способствует полноценному осознанию учащимися «живых» словопроизводных процессов.

 Следовательно, проблема изучения состава слова и элементов словообразования в начальной школе остаётся в настоящее время актуальной. Современные учебно-методические комплекты содержат все больше материалов для словообразовательных наблюдений, отдельно рассматривается словообразование некоторых частей речи, вводятся элементы словообразовательного анализа.

Работа со словообразовательными моделями представляет собой одно из направлений в изучении словообразования в начальной школе. «Нельзя говорить о полноценном усвоении данного раздела без внимания к сло- вообразовательной структуре производных слов, словообразовательным моделям, без обращения к словообразовательному анализу» [1, с.63]. Наблюдение над процессом образования новых слов позволяет расширить представление младших школьников о лексическом значении во взаимосвязи с представлением о словообразовательном значении слова.

К сожалению, в начальной школе большее внимание уделяется не сло- вообразовательным моделям, а обычным графическим схемам, которые отражают лишь морфемный состав слов. Для начальной школы ещё не разработана единая система наблюдений за словами, образованными по одной модели. Подобные наблюдения могут проводиться на материале разнообразных словообразовательных моделей и с использованием различных словообразовательных упражнений.

В методических исследованиях представлено два подхода к работе над словообразовательной моделью в начальных классах. Они вытекают из разного понимания термина «словообразовательная модель». Одни исследователи (С.И.Львова, В.В.Белых, В.А.Софьина) соотносят словообразовательную модель с моделью морфемного строения, другие (М.С.Соловейчик, Т.Г.Рамзаева, Е.Г.Мережко) уподобляют ее словообразовательному типу.

Е.Г.Мережко отмечает, что «работа со словообразовательной моделью включает выявление общности в значении и пути образования производных слов, подбор производных слов одной словообразовательной модели, наблюдения за условиями выбора определённой словообразовательной модели для образования производных слов, образование производных слов указанной словообразовательной модели, анализ стилистических особенностей ряда словообразовательных моделей» [1, с.64].

Для наблюдения и анализа целесообразно использовать слова разных словообразовательных моделей. При этом очень важно обращать внимание детей на избирательность действия той или иной модели в языке. Так школьники не только знакомятся с разнообразными моделями образования слов, но и наблюдают условия применения какой-либо модели для создания вторичного значения.

С целью определения уровня осознания младшими школьниками схем (моделей)    построения    слов    было    проведено    экспериментальное исследование.

Были предложены следующие задания:

 1.   Распределите слова на группы. По какой общей схеме (модели) были образованы эти слова?

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, топорик, холодок.

2. Прочитайте. Исключите лишнее слово. Суффиксы выделите.

 1 ) рыбка, дубок, горка, норка;

 2 ) тракторист, пианист, танкист, печник:

3) полюшко, солнышко, шуточка, зернышко.

4) шахтер, барабанщик, лифтер, боксер.

3.Отметьте слова, строение которых соответствует схеме: корень + суффикс -чик- + нулевое окончание.

Ключик, чемоданчик, магазинчик, мячик, блинчик, кирпичик, шкафчик, куличик, костюмчик.

4. Что объединяет слова данной группы? Продолжите ряд слов.

Строитель, читатель, …, ….. Львица, медведица, …, ….

5.      Подчеркните прилагательные, образованные по схеме (модели): прилагательное + суффикс оньк-/-еньк- (с уменьшительно-ласкательным значением).

1) Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. (Г.Снегирёв) 2) Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле.

6.От данных слов образуйте с помощью суффикса –ец- новые слова. Укажите значение суффикса.

Хлеб – …, мудрый – …, брат – …, мороз – …, хитрый – …, старый –

 ….

7. Распределите слова на группы:

а) существительные с суффиксом -ок- со значением «лицо, производящее действие»:

б) существительные с суффиксом -ок- со значением «орудие или средство осуществления действия»:

Мастерок, игрок, скребок, ездок, каток, стрелок, знаток.

 8.Распределите слова на группы. Что объединяет слова каждой группы?

Ножка, соседка, дорожка, пассажирка, куколка, шпионка, щечка, цыганка.

Анализ полученных результатов показал отсутствие полностью правильно выполненных работ: все задания вызвали затруднения в разной степени.

Первое задание полностью не выполнил никто. 33% учащихся верно распределили слова, но не составили схему, по которой они образованы. 67% распределили слова на 3 группы, т.к. посчитали, что –ок-/-ек- разные суффиксы, а не графические варианты, но два человека попытались составить общую схему (модель), по которой были образованы слова.

Второе задание полностью выполнили 16% обучающихся. Большинство младших школьников правильно определили лишнее слово, но не выделили суффиксы. Остальные либо допустили ошибки в выделении суффиксов (полюшко, солнышко, зернышко – суффикс -к-), либо неверно исключили лишнее слово (в первой строке зачеркнули слово рыбка (видимо, под воздействием категории одушевленности/неодушевленности), а в третьей отметили только слово шуточка).

Третье задание правильно выполнили только 25% учащихся. Остальные к предложенной схеме корень + суффикс -чик- + нулевое окончание отнесли слова ключик, мячик, кирпичик, куличик, которые в своем составе имеют суффикс –ик-.

Наибольшее затруднение вызвало четвертое задание: только 8,3% испытуемых     правильно  дополнили  слова  одной  словообразовательной модели и к первой, и ко второй строке: строитель, читатель, водитель; львица, медведица, волчица. Большинство учащихся первую модель дополнили словами писатель, учитель; лишь один человек не учел значение суффикса и написал выключатель. Во вторую модель младшие школьники правильно включили слова волчица, тигрица, но и допустили ошибки, написав куница, синица (не учли соотношение производящее – производное), водица, сестрица (не учли значение суффикса).

50% учащихся справились с пятым заданием. Ошибочно отнесли к схеме (модели): прилагательное + суффикс оньк-/-еньк- (с уменьшительно- ласкательным значением) слово пингвиненок 25% младшеклассников, остальные не отметили слово маленького.

Шестое задание полностью не выполнил никто. 50% обучающихся правильно образовали слова, но не определили значения суффиксов. Только 8,3% испытуемых в словах мудрец, братец, старец, хитрец определили значение суффикса как «человек».

Наименьшее затруднение вызвало седьмое задание: 67% детей выполнили его безошибочно. Остальные либо не отнесли слова ни к какой группе, либо отнесли неправильно: мастерок – «лицо, производящее действие».

В восьмом задании лишь 33% учащихся пытались выделить критерии распределения слов по группам. Они правильно осознали, что это значение суффикса, но не везде смогли его сформулировать: «для суффиксов слов первой группы значение уменьшительно-ласкательное, а для второй группы

–     женский род». 16,6% учащихся сгруппировали слова с точки зрения одушевленности/неодушевленности.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

-                у младших школьников не сформировано понятие словообразовательной модели (схемы построения новых слов);

-   учащиеся не могут соотнести производное и производящее;

-    не осознают, что производные слова можно объединить в определён- ные группы по особым признакам;

-      дети затрудняются выделить аффиксы в слове и определить их значение.

Следовательно, необходимо предложить младшим школьникам систему словообразовательных упражнений, которые должны приучать детей вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико- словообразовательные связи между однокоренными словами. Выполняя упражнения со словообразовательными моделями на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке, предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели.

 

Список литературы

 

1.     Мережко Е.Г. Работа со словообразовательной моделью на уроках русского языка в начальных классах // Вопросы теории и практики начального образования. Вып.XI. Саратов, 2009. С.63-65.