Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОРТИВНАЯ МЕТАФОРА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 сентября 2016г.

В наше время среди молодых людей дееспособного возраста распространены такие слоганы как «Я вне политики», «Политика мне неинтересна», «Я - аполитичный человек». Разнообразие форм подобных заявлений достаточно большое, но суть от этого не меняется. Интерес к политической жизни страны среди молодых людей невысок. Основная цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть, какими способами можно привлечь внимание современного человека к политическим проблемам и вызовам, стоящим перед государством.

Тема «вовлеченности молодежи в политическую жизнь государства» тесно переплетена с темой «гражданской вовлеченности». Подобный тезис использовался в рамках Международного дня молодёжи в 2015 году, проводящегося ежегодно 12 августа и поддерживаемого ООН. Эта кампания была направлена на участие молодежи в политической и общественной жизни страны [4]. Организаторы подобных мероприятий стараются учитывать и культурные интересы молодых людей: во время проведения подобных форумов и молодежных саммитов большая роль отводится культурной составляющей – приглашаются известные музыканты, актеры, деятели искусств и т. д. Все это служит для привлечения внимания и проявления интереса. Одним из самых известных молодежных саммитов такого плана является ежегодный Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида», деятельность которого широко освещается в СМИ.

В настоящее время все труднее становится поддерживать интерес к общественно-политической жизни государства. В условиях современной политики РФ очень важен фактор патриотизма.

Одной из задач государства и общественно-политической журналистики в частности является правильное донесение информации до своего адресата. Необходимо заинтересовать целевую аудиторию. Однако эффект будет достигнут только тогда, когда СМИ будет говорить на языке общества, на которое оно ориентировано.

Следует    заострить   внимание    на  понятийной    сфере     и    терминах, употребляемых в современном общественно-политическом медийном поле. Нельзя не затронуть разнообразное использование метафор. Они включаются в политический   текст   для      того,     чтобы            усилить   эффект,    который            может произвести   нужная      информация. Под метафорой        в данном            случае подразумевается     некая   ментальная операция,        как               способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира [2,                   56]. Эта «понятийная» метафора         (концептуальная     метафора)                   исходит     из    множества факторов, касающихся жизнедеятельности человека, она формирует его отношение к миру. Иными словами, человек не столько выражает свои мысли метафорой, сколько мыслит метафорами, предъявляет свою точку зрения, основываясь на этих мыслях – благодаря чему происходит осознание мира, который находится вокруг него. Поэтому политический дискурс российского общества должен соответствовать духу времени [3, 45].

Основная функция политической речи – изменение представлений адресата о политической реальности, своего рода переконцептуализация политического мира в сознании читателей и слушателей. Одним из важнейших средств такой переконцептуализации является использование метафорической модели, которая позволяет представить какую-то сложную проблему как достаточно знакомую и простую, выделить некий аспект этой проблемы, сделать его более значимым, либо отвлечь от него внимание общества, показать какой-то вариант развития событий как невозможный или наоборот вполне естественный.

Источниками метафорической экспансии обычно становятся реалии, которые особенно актуальны для общества, хорошо известны людям и вызывают их повышенный интерес. Специальные наблюдения показывают, что к числу наиболее активных источников метафорической экспансии в современном политическом языке относятся такие понятийные сферы, как «Война», «Криминал», «Болезнь», «Театр (цирк, эстрада и т.п.)», «Человеческое тело», «Животные», «Техника», «Дом», «Дорога» [3, 92].

Однако наиболее продуктивным источником политической метафоры является понятийная сфера «Спорт». Публицистика стремится использовать лучшие образцы речи, а спорт – это одна из самых интересных и популярных сфер для общества. В образах, которые рождает эта понятийная сфера, присутствуют довольно яркие концептуальные смыслы - такие как «гонка», «турнир», «борьба» - при этом, не влекущие за собой ожесточенности и пессимизма, присущие таким понятийным областям функционирования как «Болезнь», «Война», «Криминал». К тому же интерес к спортивной тематике в нашей стране увеличивается с каждым годом. Статистика последних лет показывает, что самыми популярными видами спорта среди россиян являются футбол, хоккей, бокс, биатлон, баскетбол. Большое количество метафор, используемых в политической сфере, сопряжено с командными видами спорта.

Для того чтобы лучше понимать модель общения / диалога с обществом, можно предложить следующую структуру:

-   исходная понятийная область (в данном случае это спортивная сфера);

 -   новая понятийная область (в данном случае это сфера политики);

 -    относящиеся к данной модели фреймы (единица знаний, структура данных для представления стереотипной ситуации) [1, 188];

-      типовые слоты (элементы ситуации, которые составляют какую-то часть фрейма);

-           компонент, который связывает первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц.

При дальнейшей характеристике метафорической модели допустимо выявить ее прагматический потенциал – типовые особенности воздействия на адресата, а также «тяготение» модели к определенным типам сфер общения, речевым жанрам, социальным ситуациям [3, 184].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что указанная метафористическая модель общественно-политической журналистики помогает закрепить в сознании общества установки на политический и социальный оптимизм.

Дальнейшее изучение данного вопроса поможет более глубокому пониманию использованию метафористической модели в СМИ. Налаженный диалог с обществом способствует поддержанию здоровых отношений внутри социума, влияет на качество жизни в целом и создает уверенность в завтрашнем дне. Это понимание обеспечивает стабильность развития индивидуума, возможность его самореализации, способность прогнозирования и предполагает адекватность реакции на любые жизненные изменения.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова [и др.]. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. – 245 с.

2.     Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.

3.     Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры / А. П. Чудинов. – Екатеринбург, 2001. – 238 с.

4.     РИА новости: [сайт]. URL: http://ria.ru/spravka/20150812/1176358192.html (дата обращения: 12.08.2015).