Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛИТЕРАТУРЫ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Аннотация

Статья посвящена аксиологическому подходу к изучению эколитературы. Актуальность исследования объясняется высоким интересом к эколитературе и необходимостью выработки адекватного подхода к её изучению. Аксиологический, или ценностный, подход является наиболее подходящим для изучения эколитературы, поскольку эколитература в первую очередь призвана влиять на мировоззрение людей, в частности способствовать выработке экологической этики. В статье анализируются современные российские и зарубежные работы, посвящённые аксиологическому подходу, обозначаются методы, которые можно использовать в рамках этого подхода, а также объясняются особенности применения аксиологического подхода к эколитературе как одного из видов современной литературы о природе.

Ключевые слова: мировоззрение, ценности, экокритика, эколитература, экологическая этика, эстетическая ценность

 

Изучение эколитературы как одного из видов литературы о природе является актуальным, оно привлекает к себе всё большее количество исследователей из разных стран. За рубежом оформилась экокритика, область изучения литературных работ о природе с целью выявления особенностей репрезентации взаимоотношений между человеком и всем остальным природным миром. Американский исследователь Дж. Тиннелл отмечает, что экокритика является одним из самых институализированных областей гуманитарного знания, связанных с изучением окружающей среды в англоязычных странах [23]. Профессор П. Мёрфи считает, что экокритика может не только вносить свой вклад в защиту окружающей среды, но и в решение социальных и политических конфликтов [20, c. 2–4]. Экокритика этически-ориентирована, поскольку подразумевает обращение к мировоззрению, чувству личной ответственности и осмыслению воздействия общества на окружающую среду.

Экокритики пытаются понять, как литература влияет на наше взаимодействие с природным миром в реальной жизни: “ecocriticism has sought to investigate how particular templates of storytelling and image-making shape humans’ real-life interactions with the natural world in ways that are historically and culturally distinctive” [15, p. 419]. Для того чтобы достичь этой цели, критикам необходимо выявить какие моральные и культурные ценности вплетены в произведение.

Поскольку эколитература, затрагивающая проблему современного экологического кризиса, транслирует определённые ценности и связана с выработкой экологической этики, то обоснованным, на наш взгляд, является опора на аксиологический подход к изучению этой литературы. Аксиологический подход предполагает выявления ценностей, так или иначе представленных в тексте. Профессор Е. В. Попова в рамках ценностного подхода предлагает выявлять эстетическую ценность произведения, а также ценности, которые лежат в основе литературного произведения [10]. Мы можем сочетать этический и эстетический анализ произведений.

Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению аксиологического подхода, нужно сказать, что учение о ценностях выросло из этики, поэтому часто под ценностью понимают «предельные рациональные нормативные основания актов сознания и поведения людей» [12]. Кант, например, считал, что «всё имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон» [14, с. 322]. Возможно, согласно данной логике в зарубежном литературоведении принято говорить об этическом подходе, а не об аксиологическом. Ещё А. Белый отмечал, что понятие о ценности может приближаться к понятию о творчестве или к понятию об этической норме. Важно то, что и «в том и в другом случае понятие о ценном сближается с понятием о должном и истинном», поэтому мы должны рассматривать теоретическое познание «с точки зрения  практического его смысла: оно должно осуществлять свои цели, быть нужным…и в этом смысле ценным» [3, с. 26].

В зависимости от того, что понимать под ценностью, аксиология может либо включать этику, либо ею поглощаться. Если взять за основу другое определение ценности, то речь уже будет идти о выявлении не только нравственных, моральных ценностей в произведении, но и эстетических и любых других. В оксфордском словаре даётся следующее определение ценностей: «Principles or standards of behaviour; one’s judgment of what is important in life» [22]. Это определение соединяет понятие о нормах поведения и понятие о важности, значимости различных явлений в нашей жизни. Явления становятся значимы для нас на основе социологического опыта [5, с. 33]. Ценности определяют особенности сознания, мировоззрения и поведения субъекта [там же, с. 32]. Во многом структура нашего мировоззрения зависит от ценностей, которые в самом широком значении представляют собой идеальные модели явлений, где идеальность выступает как набор требований к этим явлениям [4, с. 20]. Мировоззренческие структуры и ценности в свою очередь лежат в фундаменте культуры и социума [9, с. 11]. При таком понимании ценностей мы можем говорить о выявлении широкого спектра ценностей в произведении: культурных, эстетических, моральных и проч. Ниже мы попытаемся привести к общему знаменателю достижения российских и зарубежных исследователей в разработке ценностного подхода к литературе.

В первую очередь разберём положения этического анализа, представленного в зарубежной критике. Среди приверженцев этического подхода выделяются М. Арнольд, В. Бут, М. В. Грегори, Я. Маршалл, М. Нуссбаум, Д. Р. Шварц. Профессор Дж. Г. Харфам справедливо заявляет, что изучение литературы с позиций этики исходит из утверждения, что литературное произведение  связано с определёнными ценностями, принципами, нормами, законами. Задача литературоведа в этом случае состоит в описании способов выражения этих явлений в произведении таким  образом,  чтобы  этическая значимость произведения стала явной для всех [17,  с.  376]. Морально-философский подход к литературе берёт начало в произведениях древних греков и римлян. Отправной точкой такого рода изучения литературы является убеждение в том, что литература призвана научить морали и опробовать философские мысли определённого исторического периода [19, с. 77]. Литературоведа, который применяет морально-философский, или этический, подход, интересует в первую очередь не то, как что-то преподносится, но то, чему текст учит. Таким образом, эстетическая ценность произведения остаётся на втором плане.

Однако сама структура произведений не безразлична для исследователя. Профессор Д. Р. Шварц говорит, что для всех литературоведов, занимающихся изучением литературы с позиций этики, характерно убеждение, что стиль и структура произведения выражает ценностную систему. Для литературоведа важно рассмотреть, как внешний мир отражён в произведении, учитывая исторический контекст и биографические данные автора [18, p. 3]. По мнению Шварца, с целью выяснения того, что намеривался автор сказать предполагаемому читателю, нужно обратить внимание на поведение персонажей, их психологию,  поскольку понимание других ведёт к пониманию себя. [там же, с. 13–15]. Профессор В. Бут говорит, что внимание должно быть сосредоточено на конфликте отстаиваемых морально-этических положений, как правило, лежащем в основе произведения. Читатель сталкивается с выбором и вынужден делать суждения [там же, с. 26]. Исследователь должен высказать своё согласие или несогласие с представленными конфликтующими точками зрения. Профессор М. Нуссбаум говорит о необходимости детального прочтения произведений, которое должно носить характер этического акта:

«literary art can be ethical, and that responsible criticism of literary artworks can legitimately invoke ethical categories» [18, с. 59]. Конечно, литературоведы, работающие в таком ключе, обращаются к структуре произведения, к метафорам, к ритму и к любым другим сторонам произведения, но целью остаётся выявление идей, жизненных уроков, которые читатель может для себя извлечь.

Профессор М. В. Грегори считает необходимым пересмотреть этический подход, заменив понятие «уроки (lessons), которым нас учит произведение», которым оперируют литературоведы, на «стимулы, побуждение (invitations) к тому, чтобы почувствовать, поверить и сделать выводы» [16]. В этом случае можно будет избавиться от догматизма и предписательности этического подхода. Дж. Г. Харфам отмечает, что уже долгое время существует две полярные точки зрения на связь литературной критики с этикой. Одни исследователи считают литературу прекрасным средством привития моральных ценностей, а другие либо подчёркивают аморальность литературы, либо её этическую нейтральность [17, с. 372]. М. Нуссбаум и В. Бут доказывают несостоятельность нападок на этический подход, подчёркивая важность этического отклика на литературу. Бут пишет: «a great portion of what we call literary works are not only implicitly ethical <…>, but explicitly designed to elicit ethical responses» [18, с. 23]. Одним из произведений, созданных для этической оценки читателей, на наш взгляд, является роман «Whirligig» британского автора М. Макинтайра.

Итак, пользуясь словами М. Нуссбаум, целью этического подхода является «self-understanding and communal attunement» (самопознание и приспособление к сообществу) [21, с. 261], что подразумевает внимательное прочтение произведения и пересмотр своего мировоззрения. Конечно, правы те, кто утверждает необходимость равноценного внимания к идейной и формальной сторонам произведений. По утверждению российского исследователя М. С. Кагана, восприятие произведения искусства, в частности художественного произведения, «двуслойно – оно требует и личностного, сотворческого осмысления осмысленной художником реальности, и оценки того, как, на каком уровне таланта и мастерства, сделал это художник» [6, с. 130]. Мы считаем, что при рассмотрении этических вопросов, нужно обращать равное внимание на эстетическую ценность произведения.

Перейдём к более широкому  понятию, аксиологическому  подходу, который в России  применяется в основном к текстам классической литературы, а именно к произведениям Достоевского и Толстого. Например, Е. В. Кузнецову интересует художественная аксиология в романе «Идиот» Достоевского, а Д. А. Абдуллину – возможности аксиологического подхода в прочтении автобиографической трилогии Толстого. Такое внимание к творчеству данных писателей объяснимо тем, что произведения классиков характеризуются чётко выраженной ценностной основой содержания и большой эстетической значимостью. Есть работы и по произведениям других авторов. Например, диссертация А. В. Фроловой посвящена художественной аксиологии новокрестьянской поэзии. Автор диссертации рассматривает произведения Есенина, Клюева и др. Внимание сосредоточено на мифологической основе, природных образах и мотивах. Среди других российских исследователей, использующих аксиологический подход, можно выделить основоположников аксиологического подхода к литературным произведениям в России М. М. Бахтина, А. П. Власкина и В. А. Свительского, а также А. А. Казакова, Е. В. Попову, Е. С. Роговера, З. К. Сафаргалину, А. М. Форшток и ряд других.

В рамках аксиологического подхода к литературным произведениям исследователи могут выбирать концептуальный, стилистический, семиотический, лингвосемантический и другие виды анализа. Профессор Н. П. Антипьев, например, говоря  о ценностных координатах художественного произведения, отмечает, что для анализа произведения необходимо сконцентрировать внимание на образных связях (метафорических, оксюморонных и проч.), которые задают тон художественному произведению, в том числе и ценностным связям, всей аксиологии произведения [1, с. 154].

Кроме литературоведения аксиологический подход используется и в других областях гуманитарного знания. Например, профессор И. И. Докучаев доказывает важность ценностного подхода к рассмотрению всех артефактов культуры, поскольку ценность, по его мнению, является интегральной порождающей моделью данных артефактов [4, с. 9]. Профессор Н. Н. Казыдуб занимается разработкой  методологии исследования аксиологических систем с точки зрения лингвистики. В. А. Марьянчик в свою очередь рассматривает лингвостилистический аспект аксиологической структуры медиа-политического текста. Хотя её исследование относится к журналистике, стоит обратить внимание на разработанный ею инвариант модели аксиологической структуры медиа-политического текста, который, на наш взгляд, можно было бы адаптировать для анализа художественного текста [8]. В докторской диссертации Марьянчик подготовлена обширная терминологическая база, которую можно использовать для любых аксиологических исследований.

Нельзя не отметить значимость работ М. М. Бахтина в деле разработки ценностного подхода к литературе. Некоторые положения данного подхода можно найти в его работе «Автор и герой в эстетической деятельности».

Бахтин соединяет эстетический и этический виды анализа в работе. По мнению Бахтина, все элементы произведения упорядочиваются архитектонически в единое художественное событие, центром которого является человек [2, с. 69]. Профессор Е. С Роговер высказывает схожую мысль: «Ценностные отношения  в художественном произведении реализуются в ходе взаимодействия человека с другими людьми, природой и предметами, являющимися носителями ценностей» [11, с. 111]. Бахтин заявляет: «Всё,  что входит в художественное целое, представляет из себя ценность <…> Каждая конкретная ценность художественного целого осмысливается в двух ценностных контекстах: в контексте героя – познавательно-этическом, жизненном, – и в завершающем контексте автора – познавательно-этическом и формально-эстетическом, причём эти два ценностных контекста взаимопроникают друг друга, но контекст автора стремится обнять и закрыть контекст героя» [2, с. 88]. Итак, аксиологический анализ произведения должен начинаться с рассмотрения образа главного героя произведения, затем можно перейти к анализу предметного мира, художественного времени и пространства. Все эти моменты непосредственно связаны с образом главного героя. Положения работы Бахтина согласуются с положениями работ зарубежных исследователей в том, что выявлению ценностей может способствовать детальный литературоведческий анализ, значение для которого имеют не только образы автора и персонажей, но и стиль, ритм, рифма, композиция, художественное пространство и время, а также прочие стороны произведения.

Одним из последователей Бахтина является профессор А. А. Казаков, занимающийся изучением ценностной архитектоники художественного мира. Он отмечает, что, несмотря на разное понимание учёными будущего методологии ценностного анализа, разработка ценностного анализа «является одной из актуальнейших задач современного литературоведения и всей гуманитарной науки вообще» [7, с. 8]. По справедливому замечанию профессора И. И. Докучаева, «именно к ценностям мы стремимся проникнуть, воспринимая художественное произведение и общаясь с другим человеком» [4, с. 588]. Это ещё раз подтверждает необходимость применения аксиологического подхода к художественным произведениям. Казаков указывает, что «исходный тезис аксиологического подхода предполагает, что сущность художественного произведения заложена в ценностной архитектонике, в сложном переплетении трагического, комического, героического, низменного, других ценностных комплексов, у которых пока нет специального названия» [7, с. 3]. Таким образом, ценность является принципом  формы. Нельзя в своём  анализе избегать пристального внимания к структуре произведения.

В качестве алгоритма работы с художественным произведением с целью выявления его эстетической ценности можно воспользоваться предложенной В. И. Тюпой технологией семиоэстетического анализа. Результаты семиоэстетического анализа, основанные на фиксации и систематизации факторов художественного впечатления, по мнению Тюпы, могут служить определению жанра произведения, идентификации эстетической модальности, идентификации типа предполагаемой произведением читательской компетентности [13, с. 101]. Тюпа демонстрирует первоклассное владение технологией семиоэстетического анализа. Его анализ произведения «Фаталист» Лермонтова может служить образцом того, к чему должен стремиться исследователь, желающий выявить художественную ценность произведения. Несомненно, элементы данного вида анализа помогут выявить не только эстетическую ценность, но и ценности той временной эпохи, в которую создавалось произведение.

Итак, обращаясь к экологической литературе, необходимо использовать аксиологический подход. Экологическая литература, одной из задач которой является выделение связей элементов экосистемы, направлена на формирование экологической этики. Экологическая этика должна регулировать взаимоотношения между человеком и другими представителями экосистемы. Чтобы помочь формированию экологической этики у читателя, нужно выявить ценности, которые лежат в основании произведения. Соединив опыт российских и зарубежных литературоведов, можно выработать определённый алгоритм работы с экологической литературой. В статье указаны некоторые методы, которые применяются в рамках аксиологического подхода. В будущем требуется уточнить, какие методы более удачны для анализа того или иного жанра.

 

Список литературы

1.     Антипьев Н. П. Измерение прекрасного // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов. М.: Тезаурус, 2011. 352 с.

2.     Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. С. 69–263.

3.     Белый А. Проблема культуры // Собрание сочинений в 5 т. Т. 5. Символизм. Книга статей. М.: Культурная революция: Республика, 2010. С. 26–32.

4.     Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.

5.     Дымина Е. В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности // Журнал «Ценности и смыслы».№ 2. Москва, 2009. С. 27–38.

6.     Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

7.     Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Ф. М. Достоевского. Томск: Издательство Томского университета, 2012. 254 с.

8.     Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилистический аспект). Автореф. дисс. на соискание учёной степени д.ф.н. Архангельск, 2013. 36 с.

9.     Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» // Журнал «Ценности  и  смыслы». № 1. Москва, 2009. С. 6–17.

10. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества. Диссертация д.ф.н. Москва, 2004. 326 с.

11. Роговер Е. С. Аксиологический анализ литературного произведения // Университетский научный журнал.№ 3, 2012. С. 110–183.

12. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1998. 292 с. URL: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/val/val1-3.htm (дата обращения: 12.07.2014)

13. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. 3е изд. М.: Академия, 2009. 336 с.

14. Шохин В. К. Ценность // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 4. / Рук. проекта Степин В.С., Семигин Г.Ю. М.: Мысль, 2010. С. 320–323.

15. Buell L., Heise U. K., Thornber K. Literature and Environment // Annual Review of Environment and Resources. Vol. 36. 2011. Pp. 417–440. URL: http://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev-environ-111109- 144855 (дата обращения: 12.07.2014)

16. Gregory M. W. Redefining Ethical Criticism. The Old vs. the New // Journal of Literary Theory. Vol. 4 № 2. 2010.URL: http://www.jltonline.de/index.php/articles/article/view/287/879 (дата обращения: 18.07.2014)

17. Harpham G. G. Ethics and Literary Criticism // The Cambridge Encyclopedia of Literary Criticism. Vol. 9. Twentieth-Century Historical and Psychological Perspectives. New York: Cambridge University Press, 2008. P. 371–385.

18. Mapping the Ethical Turn. A Reader in Ethics, Culture, and Literary Theory. / Ed. T. F. David, K. Womack. Charlottesville and London: University Press of Virginia, 2001. 296 p.

19. Moral and Philosophical Approaches // A Handbook of Critical Approaches to Literature / Ed. Guerin W. L., Labor E., Morgan L. New York and Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 77–89.

20. Murphy P. D. Ecocritical Explorations in Literary and Cultural Studies: Fences, Boundaries, and Fields. Plymouth: Lexington Books, 2009. 217 p.

21. Nussbaum M. C. Perceptive Equilibrium: Literary Theory and Ethical Theory // A Companion to the Philosophy of Literature. Blackwell Publishing Ltd., 2010. Pp. 241–267.

22. Oxford  Dictionaries.  URL:  http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/value  (дата  обращения: 16.07.2014)

23. Tinnell J. Transversalising the Ecological Turn: Four Components of Felix Guattari’s Ecosophical Perspective // The  Fubreculture  Journal.  №  18.  2011.  URL:  http://eighteen.fibreculturejournal.org/2011/10/09/fcj-121- transversalising-the-ecological-turn-four-components-of-felix-guattari%E2%80%99s-ecosophical-perspective/ (дата обращения: 12.07.2014)