Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЮЖЕТ «БЕСЕДА С ЕПИСКОПОМ» В КОНТЕКСТЕ СУДЬБЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ СВЯЩЕННИКОВ ЯРОСЛАВА ШИПОВА И АЛЕКСАНДРА ДЬЯЧЕНКО)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 августа 2017г.

Русская православная проза XXI века включает комплекс художественных произведений различных жанров, обращенных к религиозно-христианским проблемам и церковной жизни современной России.

Н.В. Пращерук отмечает, что данная тенденция носит знаковый характер, т.к. «отражает потребность широкого круга читателей – наших соотечественников – в познании духовных истин» [2, c. 503].

Одним из активно развивающихся на сегодняшний день течений православной литературы следует признать приходскую прозу, объединяющую повести, рассказы, очерки сельского духовенства, отражающие опыт пастырского служения, а также психологические и духовные проблемы жителей российской глубинки. Подобные произведения, авторами которых являются протоиереи Ярослав Шипов, Александр Шантаев, Савва Михалевич, Александр Дьяченко и многие другие, содержат богатый этнографический материал и ориентированы на широкую читательскую аудиторию.

Особое внимание в приходской литературе уделяется теме священнического служения, раскрывающей внутренний мир современного пастыря, проблемы и вызовы, с которыми ежедневно сталкивается настоятель сельской общины. Следует признать, что на страницах русской литературы XXI века все чаще возникают образы священнослужителей, к которым ранее обращались писатели прошедших эпох. Можно отметить присутствующее в современной культуре возрождение интереса как к феномену священства в целом, так и к судьбам отдельных представителей духовенства. С.М. Червоненко, размышляя об иерейской прозе сегодняшнего дня, справедливо отмечает: «Раскрывая характеры героев с разных сторон, создавая объемные образы, художники в силу своего духовного сана воссоздают уникальный мир церкви изнутри, приближая далекого от веры читателя к христианскому миропониманию, помогают встать на истинный путь, найти важные жизненные ориентиры» [3, c. 80].

Содержательным центром многих произведений, относящихся к приходской прозе, становится изображение таинств и обрядов, совершаемых священником в храме или в домах прихожан. В силу исторических и социальных причин (преобладание в селах представителей старшего поколения, переезд молодежи в города и т.д.) служение священника в большей степени связано с подготовкой человека к смерти (исповедь, причащение, соборование умирающих) или же с требами «посмертного» цикла, к которым относятся отпевание и панихида.

Уникальным явлением современной приходской литературы является изображение таинства священства (хиротонии),  то есть возведения мирянина  в сан дьякона  или иерея, имеющее автобиографическую основу. В подобных случаях повествователь является объектом священнодействия, а не его совершающим его лицом. В то же время очевиден и пограничный статус рассказчика: для молодого священника начинается новая жизнь, требующая отказа от многих привычек прошлого, осознания особой ответственности за духовное состояние своих будущих прихожан.

Мысли и переживания, возникающие в сознании человека в момент рукоположения (возведения в сан), носят глубоко интимный характер. Они могут сопровождаться чувством страха, сомнения, унынием, осознанием собственного несовершенства. По понятным причинам многие писатели уходят от изображения подобных ситуаций на страницах собственных произведений, однако же находятся авторы, демонстрирующие готовность к откровенному разговору с читателями.

Произведения, содержащие тему принятия священного сана, не ограничивается изображением таинства рукоположения. В них могут включаться предварительные и последующие этапы: принятие решения о хиротонии и подготовка к ней, первый опыт служения и т.д. Задачей настоящей работы является рассмотрение ситуации «беседы с епископом», в процессе которой принимается решение о рукоположении мирского, порой не подозревающего ни о чем человека.

Вопрос о хиротонии рассматривается писателями в широком контексте проблемы Божьего Промысла. Как правило, подобные изменения в судьбе светского человека происходят неожиданно и воспринимаются как своеобразный призыв Создателя изменить жизнь и встать на путь церковного служения. Данный аспект затрагивается в рассказах Ярослава Шипова «Ужин у архиерея» и Александра Дьяченко «Диаконское искусство».

В обоих произведениях изображается встреча будущего священника с архиереем, однако же отмечается, что цель общения персонажей не связана с потенциальным рукоположением. В рассказе «Диаконское искусство» события разворачиваются стремительно, эпизоды сменяют друг друга динамично:

поход рассказчика в епархиальное управление (получить разрешение на издание приходской газеты), встреча с епархиальным секретарем, знакомство с епископом. При этом указанные события происходят, на первый взгляд, без участия повествователя, его образ представляется статичным: «Иерарх принял меня радушно. Поговорив со мной и не особо интересуясь моими собственными планами на будущее, представил сидевшим в кабинете: – Отцы, готовый диакон – и с образованием, и с опытом клиросного послушания! Просто замечательно. Так что готовься, дорогой, к хиротонии!» [1, c. 14]. Очевидно, что подобный поворот событий удивил и испугал рассказчика, не стремившегося к получению сана и, по его собственному признанию, ориентированного на занятие научной деятельностью: «Вот такой снег на голову… Ехал за одним, а получил совершенно другое» [1, c. 14].

По-иному представлена подобная встреча в произведении отца Ярослава Шипова «Ужин у архиерея». В первую очередь, рассказчик изображает епископский дом, «запущенностью своей напоминающий старые подмосковные дачи» [4, c. 15], обращает внимание на детали интерьера, отмечает нерасторопность и высокомерие подавшей чай поварихи.

В произведении соседствуют два плана: внешний и внутренний, скрытый до определенного момента от повествователя. В первом случае на поверхность выходит светская беседа: архиерей рассказывает о своем прошлом, делится мыслями о современном состоянии русской церкви. Беседа отчасти вызывает недоумение у гостя, надеявшегося решить вопрос о строительстве храма. В его сознании возникает чувство досады и разочарования: «Так вот и съездил: ночь туда, ночь обратно, чтобы послушать, как старичок когда-то влюблялся в учительницу, а о восстановлении храма – ни слова…» [4, c. 18]. Внутренний план затрагивает вопрос o проявлении Воли Создателя в жизни каждой конкретной личности: спустя годы рассказчик приходит к пониманию, что в процессе светской беседы с епископом решалась судьба его будущего священнического служения. Следует отметить, что тайный, глубинный смысл встречи становится понятным приятелю будущего священника Васильичу, имеющего опыт церковной жизни. Именно ему принадлежит фраза: «Тут все непросто… Не-эт! Архиереи такой народ, что у них ничего так просто не бывает! Помяните мое слово…» [4, c. 19].

Заявленная в произведении тема Промысла Божьего раскрывается с помощью ряда важнейших мотивов, например, пути и чудесного обретения дороги, которые могут быть интерпретированы не столько в обыденно-житейском плане, сколько в религиозном контексте. Именно в этом случае становится очевидным, почем будущий пастырь спасает себя и заблудившихся попутчиков. В данном эпизоде наиболее глубоко раскрывается образ Василича. С одной стороны, в нем наблюдаются черты чудака, неадекватного или подвыпившего человека, с другой, – обнаруживается скрытое понимание им сакрального смысла происходящего: «Потому и в кабину тебя посадил – думаю: если ты уготован для рукоположения, то, – он указал пальцем в небо, – будешь выведен, а заодно с тобою и мы» [4, c. 21]. Очевидно, что в данном контексте присутствует важный мотив, неразрывно связанный с ситуацией подготовки к рукоположению и образом будущего пастыря, – мотив чуда.

Таким образом, в работе были рассмотрены два варианты сюжета «беседа с епископом», нашедших отражение в современной приходской литературе. В рассказе «Диаконское искусство» поворот в судьбе рассказчика происходит неожиданно, стремительно при минимальном участии будущего пастыря. В произведении «Ужин у архиерея», напротив, присутствуют черты неспешного светского разговора, за которым скрывается глубинный смысл Божественной Воли, призывающей человека к иерейскому служению.

Список литературы

 

1. Дьяченко А., священник. Плачущий ангел: Рассказы и очерки. – М.: Никея. – 256 с.

2.     Пращерук Н.В. Современная православная проза: жанровый и аксиологический аспекты // Духовная традиция в русской литературе. Сборник научных статей / Научн. ред., сост. Г.В. Мосалева. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 514 с.

3.    Червоненко С.М. Духовно-нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990-2000-х годов: дис. … канд. филол. наук. – М., 2013. – 194 с.

4. Шипов Я., священник. Долгота дней. – М.: Лодья, 2005. – 303 с.