19 марта 2016г.
Феномен двойничества – актуальная проблема мировой и отечественной культуры. Ей посвящены труды современных ученых С.З. Агранович, И.В. Саморуковой [1], О.Г. Дилакторской [3], П.Т. Забелина [4], В.Л. Махлина [5] и др., обращавшихся к исследованию архетипа «двойника» и связанными с ним мотивами, отразившимися в творчестве российских и зарубежных писателей.
Двойничество играет важную роль в фольклоре, порождая множество преданий, легенд, суеверий, а также в литературе Западной Европы и России. Особый интерес к данному явлению возникает в эпоху романтизма, когда художественное сознание литераторов устремляется к мистическому и таинственному, а человек начинает восприниматься в системе двоемирия, т.е. на границе реального и потустороннего пространств.
Следует отметить, что в постромантическую эпоху в русской литературе мотив двойничества продолжает занимать важное место, что отражается в повести Ф.М. Достоевского «Двойник», а также в лирике отечественных поэтов второй половины XIX века: А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, К.М. Фофанова.
Цель настоящей работы – дать комплексный анализ стихотворения К.М. Фофанова «Двойник», которое раскрывает новые грани мотива двойничества в русской литературе.
В художественной действительности К.М. Фофанова присутствуют черты романтического дуализма бытия, лирический герой его стихотворений противопоставляет реальность и недостижимую мечту. Е.З. Тарланов отмечал, что поэт создал «лирического героя нового типа: скованного ―земными цепями‖ страдающего мечтателя, пронизанного острым ощущением экзистенциального трагизма» [6, с. 47].
Поэт посвящал свои стихотворения вечным темам: любви, Бога, вдохновения, природы и т.д. Ему не чужда была и гражданская тематика, он реагировал на актуальные проблемы его времени, писал о голоде, об отлучении Л.Н. Толстого от Церкви, о проблемах современного общества.
В отзывах современников трудно встретить негативную оценку творчества К.М. Фофанова. К. Говоров называл его «громадным и ярким талантом», выделяющимся из «унылой вереницы современных поэтов» [2, с. 117], Л.Н. Толстой указывал, что его «стихи естественные, вытекающие из особенного поэтического дарования» [7 , с. 187].
В мировоззрении К.М. Фофанова центральным был «трагический дуализм бытия, непреодолимое ―двоемирие‖, проникающее в ―бездну сердца‖ лирического героя. Эстетическая самоценность дисгармонии ―двух миров‖ в лирическом сознании художника стала его настоящим поэтическим открытием на новом витке истории» [2, с. 9]. Подобные взгляды и особенности художественного восприятия мира становятся предпосылкой появления образа двойника в творчестве поэта. Согласно народным суевериям, созерцание своего двойника было сродни умиранию, моделировалась ситуация, при которой душа, оставив тело, видит его со стороны.
В 1887 году К.М. Фофанов публикуется стихотворение «Двойник». Создавая образ явившегося осенней ночью двойника, поэт подчеркивает, что он не гость из потустороннего мира и не игра расстроенного сознания, но призрак воспоминаний. Особенность образа заключается в том, что двойник становится равноправным субъектом и полностью отождествляется с лирическим героем. Их связь представляется неразрывной; один не может существовать без другого:
Он давно следит за мною, Я давно слежу за ним… Жаль ему меня покинуть,
Мне его оставить жаль… [8, с. 124].
При этом неразрывная связь лирического героя и двойника показана через систему бинарных оппозиций, призванных раскрыть сложное психологическое состояние лирического героя. Важную роль здесь играют цветовые, временные, пространственные (горизонтальные и вертикальные), а также ситуативные маркеры. На их основе раскрывается не столько противопоставление, сколько характер тесного взаимодействия и взаимослияния лирического героя и его двойника.
Таблица 1
Маркер
|
|
|
Цветовой
|
темная ночь
|
белый призрак
|
Временной
|
весна
|
осень
|
Пространственный
/ горизонталь
|
разомкнутое
|
замкнутое
|
Пространственный
/ вертикаль
|
небесное
|
земное
|
Ситуативный
|
гробницы
|
оргия
|
В стихотворении «Двойник» фигурирует близкий романтическому мировосприятию пространственно- временной комплекс, связанные с мотивом двоемирия. Например, ночь, когда появляется двойник – мистическое время, в которое постигаются тайны бытия, бессознательное преобладает над сознательным, открываются потаенные стороны человека, проникающего сквозь границу романтического двоемирия.
Ночь осенняя печальна,
Ночь осенняя темна [8, с. 124].
Осень – также воспринимается как пограничное состояние, только не в суточном, а в природном- временном контексте. Речь идет о временном отрезке между летом и зимой, когда природа увядает, а человек погружается в состояние меланхолии. Первые две строфы стихотворения К.М. Фофанова вводят читателя в подобное состояние, подчеркивая это емкими эпитетами «печальна» и «темна».
Двойник призван раскрыть глубину нравственно-психологического состояния лирического героя, его печаль, навеянную мрачным осенним пейзажем, который герой наблюдает через открытое окно.
И теперь он грустно бродит, И уйти боится прочь
От раскрытого окошка
В эту пасмурную ночь [8, с. 124].
Образ-символ окна в стихотворении также не является случайным. Именно с его помощью раскрывается основное содержание мотива романтического двоемирия, который представлен видимой, но преодолимой границей (раскрытое окно – переход из частично замкнутого в разомкнутый мир), а также системой пространственных соответствий: я – здесь / он – там, переходящую в другую систему – я = он / здесь = там. В контексте мотива двойничества образ окна может приближаться к образу зеркала и служить средством отражения внутренней сущности лирического героя.
Отраженный в стихотворении комплекс мотивов может быть представлен в Табл.2.
Таблица 2
Внешняя атрибутика
|
Ночь, окно, осень, весна, оргии, гробницы
|
Психологическое состояние
|
Одиночество, воспоминания, грусть
|
Философские мотивы
|
Небесное и земное, смерть
|
Мистические мотивы
|
Явление призрака-двойника
|
Таким образом, в работе была рассмотрена индивидуально-авторская трактовка мотива двойничества в стихотворении К.М. Фофанова, выявлен комплекс мотивов и бинарных оппозиций, раскрывающих специфику образа двойника через его взаимодействие с лирическим героем. Особое внимание было уделено художественному времени и пространству произведения, которые отражают влияние романтической философии и эстетики на творческое сознание поэта.
Список литературы
1. Агранович З.С., Саморукова И.В. Двойничество. – Самара: Издательство Самарского университета, 2001.– 132 с.
2. Говоров К. Современные поэты: Критические очерки. – СПб.: Издательство «День», 1889. – 191 с.
3. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Ф.М. Достоевского. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 352 с.
4. Забелин П.Т. Двойственная природа человека («Записки из подполья») // Достоевский в культурном контексте XX века. – Омск: Издательство ОМГПУ, 1985.-С. 97-101
5. Махлин В.Л. К проблеме двойника (прозаика и поэма) // Философия М.М. Бахтина и этика современного мира. – Саранск, 1992. – С.88-100.
6. Тарланов Е.З. Поэзия К.М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века.: дисс... д-ра фил. наук. – Петрозаводск, 1999. – 330 с.
7. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 тт. – М.: Художественная литература, 1928 – 1958. Т. 73. – 596 с.
8. Фофанов К.С. Стихотворения / Вступ. ст. М. Клемана. – М.: Советский писатель, 1939. – 286 с.