05 марта 2016г.
Процесс выполнения проектных работы во всех сферах деятельности универсален и всегда направлен на улучшение функциональных свойств объекта проектирования и совершенствование его внешнего вида. При проектировании одежды дизайнерского решения важны форма, линии, пропорции, цвет, ритм, композиционное соединение всех названных факторов в одном изделии, и, конечно, присутсвие неуловимого ощущения таланта проектировщика. Работа дизайнера над проектом вносит в каждый новый предмет нечто особенное, выделяющее его из разрядя привычного, обыденного.
Современные предприятия по изготовлению одежды сегодня выбирают наиболее известный им технологическоий процесс проектирования форм, фасонов, конструкций, отделок и др., т.е. наиболее рациональный и эффективный. В большинстве своем Дома моды, авторские творческие мастерские, арт. ателье, дизайн студии, индивидуальные предприниматели, имеют смешанный тип технологического процесса:
Ø прием заказов, проектирование по индивидуальным заказам, в том числе и экслюзивных;
Ø проектирование новых моделей одежды для реализации через торговые предприятия.
При этом изготовление всех изделий выполняется в одном швейном технологическом процессе.
В условиях кокуренции большинство предприятий специализируются на проектировании и изготовлении эксклюзивной и высоко модной одежды и приглашают в штат дизайнера, арт-директора которые занимаются разработкой дизайн - концепции не только коллекций, но практически каждого изделия для индивидуального потребителя. Это свидетельствует о сложности и широком спектре разработок концепции дизайн - проектов, технологий проектирования конструкций одежды и их особенностей. Дизайнер, работая в материальном, чувственно-воспринимаемом мире, где связь человека с миром подразумевается сама собой, всегда ставит задачу создания гармоничного с окружающей средой и задуманным образом изделия. При этом дизайнеру требуется не только адекватно выразить себя, но реализовать потребности других.
В настоящее время можно выделить следующие технологии проектирования новых моделей одежды, реализуемые дизайнерами предприятий сервиса:
·Проектирование единичных фасонов одежды по индивидуальным заказам, в том числе особо модной и эксклюзивной одежды;
·Проектирование промышленных коллекций одежды прет-а-порте;
·Проектирование семейств модельных конструкций;
·Проектирование промышленных коллекций одежды с элементами рационального гардероба;
·Проектирование перспективных коллекций одежды;
· Проектирование фасонов рационального гардероба.
Каждая из этих технологий проектирования характеризуется различными видами работ и последовательностью, а также способами и методами их выполнения. Технологический процесс работы дизайнера над разработкой новых моделей одежды выполняется в соответствии с принятыми пятью стадиями проектирования: техническое задание (ТЗ), техническое (ТПр), эскизный проект (ЭП), технический проект (ТП) и рабочий проект (РП). Однако, формирование современной структуры дизайн проектирования одежды показывает, что основой успеха является профессиональное выполнение предпроектных исследований. Поэтому необходима единая эффективная универсальная технология дизайн-проектирования одежды, как для индивидуального заказчика, так и прет-а-порте.
Рассмотрение видов и последовательности выполнения работ и методов их выполнения в технологическом процессе проектирования одежды (ППО) выявило необходимость соединения работ творческого характера дизайн проектирования с последующими инженерными решениями. Это позволит системно представить концепцию дизайн - проекта и процесс проектирования не только «образности» нового изделия, но его конструктивного устройства и как следствие - единство новизны, гармоничности и функциональности. Известна позиция З.Г. Бегенау «Результат процесса дизайнерского проектирования проявляется в реальном существовании изделий». Универсальный процесс проектирования новых изделий дизайнерского уровня может быть представлен следующим образом:
Ø постановка актуальности ассортимента проектируемого изделия;
Ø проработка творческого источника;
Ø дизайн менеджмент, анализ трендов в моде;
Ø выбор материалов и анализ их свойств;
Ø выбор размера типовой фигуры или фигуры манекенщицы (анализ антропоморфологических особенностей строения индивидуальной фигуры заказчика);
Ø выбор стилевого решения (проработка образа для индивидуального заказчика);
Ø знание актуальной ситуации дизайн проектирования одежды;
Ø представление о вещи как сущности, эскиз;
Ø проработка деталей - расчленение представления на простейшие элементы, зарисовки (адаптация для индивидуального заказчика);
Ø анализ предпочтительной формы изделия, эскиз;
Ø выбор художественно конструктивных предпочтений (ХКП) (отсеивание возможностей для индивидуальных фигур, имеющих отклонения от типовых);
Ø установление реальных связей между деталями – размер, форма, пропорции, цвет;
Ø синтез ряда возможных решений деталей и целого, эскиз;
Ø обобщение решения, представление о конкретом изделии, технический рисунок;
Ø проектирование конструктивного устройства (разработка ПК, БК, МК), в зависимости от выбранной технологии проектирования;
Ø проектирование методов технологической обработки;
Ø выбор технологического процесса изготовления (с примеркой при изготовлении по индивидуальным заказам или без примерки, при промышленном изготовлении);
Ø изготовление макета, образца изделия или изделия для индивидуального заказчика;
Ø контроль качества.
Таким образом, универсальный процесс проектирования новых изделий дизайнерского уровня позволит на любом уровне корректировать начальный замысел. Известно, что чем ближе к тождеству отправная и завершающая точки, тем более полным и законченным будет предмет проектирования, в том числе и одежда. Только при наличии у дизайнера четких представлений о состоянии предметной среды, проработки требований индивидуального заказчика или модных тенденций, обстоятельств будущей реализации проекта и т.д. можно сделать прогноз моды и в дальнейшем выполнить формализацию творческого процесса дизайн-проектирования. На заключительном этапе производится проверка результатов работы посредством оценки уровня новизны полученного решения.
Новизну проектируемого изделия принято определять по степени его близости по отношению к имеющимся образцам. Изделие, обладающее новизной, должно быть разработано впервые, с новой конструкцией или принципом действия. Дизайнеру приходится ежедневно сталкиваться с характеристиками, определяющими новизну изделия, поэтому для универсального процесса проектирования одежды необходимо также рассмотреть и выделить основные современные характеристики.
При разработке дизайн - проекта коллекции одежды перспективного направления или прогноза моды, коллекции прет-а-порте представляется возможным выделить основные креативные характеристики (КХ) для определения новизны моделей одежды с различным уровнем новизны художественно - конструктивного построения изделия:
КХиз - новый прием конструктивного устройства изделия; КХод - новое конструктивное решение основных деталей;
КХнод - новое конструктивное решение неосновных деталей (декоративные и конструктивно- декоративные элементы);
КХм – новые свойства, фактура материалов.
К числу основных факторов, обусловливающих необходимость постоянной разработки новизны конструктивного решения и визуального прочтения новых моделей одежды, можно отности: изменчивость моды, использование нана технологий в текстильной промышленности и появление новых материалов, необходимость расширения ассортимента изделий, появление новых требований функционального назначения одежды, использование нового современного оборудования, разработка и внедрение новой технологии. Количество факторов обуславливает необходимость принятия нового конструктивного решения и трудоемкость его выполнения. Отсюда следует, что новизна и сложность дизайн разработки определяют различный объем и содержание проектных работ.
Список литературы
1. Л.В. Груздева, Монография: Технология персонифицированного проектирования одежды. – М.: РИО, МГУС 2006.
2. Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Композиция костюма. - М.: «Академия», 2003.
3. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов.-справ. Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004.