Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Аннотация: в статье рассмотрены основные характеристики цвета, его применение в архитектурной и градостроительной деятельности. Сравниваются колористические приемы на примере стилей в архитектуре.

Ключевые слова: колористика, городская среда, строительные материалы, визуальное восприятие, цвет, цветовая гамма.

Архитектурная колористика городской среды – совокупность прием ов и методов формирования гармоничного облика, всех совместно визуально воспринимаемых объектов на городских территориях как природных, так и искусственных [5]. Она должна учитываться не только при разработке новых архитектурных ансамблей, но и в уже существующей городской застройке.

Изначально    природная     цветовая     среда     обладает   предпосылками   эволюции,     такими    как разнообразие, динамика, цикличность. Объекты из природных материалов легко вписываются в природный цветовой контекст, но с введением в природное окружение искусственных форм появляется необходимость в их цветовой реакции.

В последнее время в колористике усилился социально – психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов [1]. Так как цвет — это мощный инструмент воздействия не только на зрительное восприятие тех или иных объектов архитектурной среды, но один из сильнейших факторов, влияющий на психическое состояние человека. В цветовом образе скапливается нечто вроде группы свойств различных предметов и цветов, что делает цвет одним языком для всего мира, на котором сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас. Зная о положительных сторонах цвета, человек с давних времён активно использовал их в различных отраслях своей жизнедеятельности, архитектура не является исключением.

В колористике основными характеристиками природных условий являются: световой баланс, климатические условия, разнообразие цветового природного окружения, наличие естественных строительных материалов. К социально - культурными предпосылкам относятся: социально - экономические особенности местного населения, традиции современные тенденции цветовой культуры региона [2]. Социально-культурные предпочтения материализуются в выборе определенных естественных и искусственных цветов, а также материалов — цветоносителей объектов [2].

В настоящее время городская среда приобрела своеобразие и неповторимость благодаря эволюции цветовой гаммы на протяжении долгого времени. Одной из главных проблем современного проектирования является большой контраст цветовой палитры исторической и новой застройки. Это обусловлено тем, что цветовые комбинации исторических эпох значительно отличаются от нынешних предпочтений.

Изменения  колористики  архитектурной  и  градостроительной среды тесно  связано  с развитием архитектуры как таковой. Начиная с древних времен,  архитекторы осознавали роль цвета при проектировании зданий и сооружений. Колористические приемы использовались уже в Древней Греции, примером может служить храм Артемиды Эфесской. Хоть он и дошел до наших времен в разрушенном состоянии, ученые утверждают, что изначально в нем буйствовало разнообразие красок. В период Средневековья в Европе преобладает строительство из природного камня, что и обуславливает ахроматичность фасадов. После, во времена барокко использовались контрастные с очетания цветов, создающие неповторимые пространственные иллюзии. Стиль рококо проявил себя через использование светло-голубой палитры цветов и большого количества позолоты. Тогда как эпоха классицизма отличалась нюансной комбинацией цветов [3]. Красно -желтые и сине-зеленые оттенки преобладали в колористических решениях эпохи модерна. Для модернизма присуще использование фактуры строительного облицовочного материала и цвета бетона. Постмодернизм основывался на сочетании исторической формы с современной, поэтому там прослеживаются неожиданные и интересные цветовые решения [4]. Следовательно, с изменением исторических периодов и стилей менялись и цветовые концепции.

Более смелые цветовые решения появляются в новом времени. Благодаря техническому прогрессу появилась возможность разнообразить не только конструктивно -планировочную структуру зданий и сооружений, но и их материальное и цветовое решение. На рубеже ХХ-XXI веков железобетон, пластмасс, стеклопластик,, высокопрочная керамика, нержавеющие металлы, хромир ованная сталь в корне меняют свою среду применения. Приобретают широкое распространение мембранные покрытия, зеркальные прозрачные витрины, металлопластиковые окна и двери. Средствами цветовой гармонизации выступают декоративные эффекты прозрачности, зеркальности и рефлектности. Такие технологические новинки позволили архитекторам и дизайнерам создавать сложные пространственные композиции, формировать пространство для будущих экспериментов. Поэтому в XXI веке из-за появления большого количества зданий и сооружений уникальных по своему функциональному назначению, внедрению в них современных технологий, применению новых строительных материалов и конструкций, проблема формирования систем цветовых отношений приобретает большую актуальность. Ярким примером примен ения необычных формообразующих и цветовых решений фасадов являются проекты Антонио Гауди: «Дом Винсенс»(Барселона, 1883-1885гг.), «Каса-Мила» (Барселона, 1906-1910гг.), «Парк Гуль» (Барселона, 1900- 1914гг.); Фриденсрайха Хундертвассера: «Дом Хундертвассерa» (Вена,1983-1986гг.), «Дождевая  башня» ( Плохинген, 1941-1944гг.), Отель «Рогнер Бад Блюмау» (Австрия, 1993-1997гг.)  и др.

Так   же   на   восприятие   цвета   влияют  сопутствующие    условия.    Во -первых,  цвет  в    среде рассматривается с точки зрения четырех масштабов: дома, улицы, района и города. Во -вторых, это видовые точки восприятия: вид сверху, снизу, сбоку, фронтальный вид. В-третьих, наличие естественного и искусственного освещения, собственных и падающих теней, которые обуславливают различные варианты видения цвета. Все сопутствующие объекты следует учитывать еще на стадии проектирования, так как они могут кардинально изменить впечатление от выбранного цвета в окружающей среде, имея собственную цветовую окраску. Следовательно, вместе с разнообразием формы стремительно растет и значение цвета, поэтому архитектура сегодня значительно отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Она более яркая, красочная, лучше сочетается с окружающим пространством и взаимодействует с ним.

В городской среде преобладают два пространства – площади и улицы. Колористическое решение может значительно повлиять на их восприятие. Целостность плоскости улицы можно добиться благодаря использованию  светлых и нюансных тонов. Например, чтобы   создать эффект выразительности длинны улицы необходимо, чтобы цвет тротуара повторялся при цветовом решении фасадов, или был введен в виде горизонтального членения зданий вдоль улицы. Так же приемом композиционной манипуляции является цветовое разбивка фасадов по вертикали, что приводит к контрастному отличию зданий между собой. Необходимый вариант выбирается в соответствии с конкретными потребностями, например, для подчеркивания направлений транспортных узлов, их перекрестков [6].

Тема архитектурной колористики довольно актуальное в наше время направление развития и предложение цветового решения городской. Данные вопросы несут в себе с одной стороны противоречивые, но в то же время и убедительные доказательства необходимости развития и применения колористики в архитектурной и градостроительной деятельности. Места использования тех или иных цветовых решений должны обуславливаться функциональным зонированием пространства и целевым направлением окружающей среды.

При проектировании объектов в существующем историческом центре следует учитывать цветовую выразительность основных сложившихся акцентов и доминант, создавать нейтральный фон архитектурного окружения за счет использования нюансных цветовых решений. Таким образом перед современны ми архитекторами стоит сложнейшая задача – найти такое гармоничное колористическое решение нового объекта, чтобы оно несло в себе все блага нового времени, но и не вступало в эстетический конфликт с исторической застройкой.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы,  что развитие архитектурной колористики не стоит на месте. Она изменяется с каждым годом. Это происходит благодаря неразрывной взаимосвязи цветового дизайна с развитием технологий и строительных  облицовочных материалов. Следовательно, в скором времени можно ожидать, что характерный образ города будет так же развиваться и кардинально изменится.

Список литературы

 


1. Горлова Н. Цвет в архитектурной среде: учебно -методическая статья URL:sites.google.com/site/colorandarchitecture/3-3-cvet-v-gradostroitelnoj-srede (дата обращения 20.10.2017).
2. Колористика предметно-пространственной среды: статья [Москва, 2006]: URL:www.arhplan.ru/buildings/objects/colours -in-detail-spatial-environment (дата обращения 25.10.2017).
3. Кайдановська О. Архітектурне кольорознавство: конспект лекцій для студентів інституту архітектури. – Львів: Видавництво Національного університету «Львівська Політехніка», 2010.
4. Михайлов С. Кулеева Л. Основы дизайна: Учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды», – Казань: «Новое Знание», 1999. – 240 с., илл. – ISBN 5-8934-045-1.
5. МРР 3.2.18.02.0408: Методика определения стоимости разработки архитектурной колористики объектов строительства в городе Москве.
6. Moughtin C. Oc T., Tiesdell S. Urban design: ornament and decoration. – Publisher: Architectural Press, 1999.