Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПОВ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Проблема взаимосвязи основополагающих принципов международного права, таких как право наций на самоопределение и территориальной целостности государств не теряет своей актуальности. Признание независимости Косово, но непризнание мировым сообществом Абхазии и Южной Осетии и, наконец, признание некоторыми государствами де-юре и де-факто вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации – яркие примеры неоднозначного толкования доктринами разных государств принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств.

   Поэтому в рамках данной статьи необходимо затронуть следующие злободневные вопросы: 1) вопрос о легитимности референдума от 16 марта 2014 в Крыму; 2) вопрос о легитимности вхождения Республики Крым в состав РФ.

   Для анализа законности референдума 16 марта 2014 г. в Крыму обратимся к действующей на тот момент Конституции Украины. [6;88] Так, согласно ст. 138 Конституции к ведению Автономной Республики Крым относится организация и проведение местных референдумов, что и было реализовано 16 марта 2014 года. Поэтому референдум был проведен на законных основаниях. Однако существует 73 статья Конституции, которая закрепляет, что исключительно  всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. Здесь следует согласиться с мнением Вельяминова Г.М., о том, что такое «коллективное» голосование всего как неотделяющегося, так и отделяющегося народа сводит на нет возможность самоопределения [2;12-18]. Кроме того, напоминает Вельяминов, Украина, является членом ООН, в связи с чем на нее распространяется Устав ООН, Пакт о гражданских и политических правах, а также Украина является участницей Хельсинского заключительного акта 1975 г., закрепляющих право народов на самоопределение. Не споря со сторонниками примата международного права над правом национальным, отметим, что эти документы приняты Украиной как обязательные, поэтому ст. 73 Конституции Украины противоречит принятым ею же добровольно международным обязательствам, а именно обязательству следовать принципу права наций и народов на самоопределение.

    Кроме того, необходимо учитывать ст. 72 Конституции Украины, о том, что назначается всеукраинский референдум Президентом Украины или Верховной Радой Украины. В  связи со сменой власти  на Украине прекращение полномочий Президента Украины возможно досрочно в соответствии со ст. ст. 108, 109, 110 и 111 Конституции Украины. Эти статьи предусматривают отставку, невозможность исполнять полномочия Президента по состоянию здоровья и импичмент. Других способов досрочного прекращения полномочий Президента Украины, согласно действующей Конституции нет. Напротив, сам Президент заявлял, что он является действующим и подавать в отставку не собирается. [14] Поэтому фактическое «смещение» Верховной Радой Президента Януковича В.Ф., в соответствии с принятым ею Постановлением [3;158], юридически неправомерно, так как не была проведена процедура импичмента и состояние здоровья Президента также не вызывало опасений. Что касается легитимности Верховной Рады Украины, выборы которой осуществились лишь 26 октября 2014 года, то на дату проведения референдума в Крыму, ее состав все время менялся, депутаты подавали в отставку, на их место приходили другие, но депутаты ли? Согласно определению данного термина, данного в толковых словарях, депутат – лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа страны [15]. Пришедших в Верховную Раду в феврале-марте 2014 года господ никто не избирал.

  Поэтому референдум в Крыму был проведен при полностью нелегитимной власти, которая никак не могла ни санкционировать, ни запретить, ни признать референдум. Соответственно следует полагать, что народ Крыма приобрел международную правосубъектность как нация, борющаяся за свою независимость. Крымчане в данной ситуации воспользовались правом, предоставленным им, как субъекту международного права, Уставом ООН [11;14-47], Заключительным актом 1975 [11;544-589], Декларацией о принципах международного права [8;2-8] и др., на самоопределение.

   Из этого следует, что референдум в Крыму 16 марта 2014 года был полностью легитимен. Причем, 17 марта 2014 г. Крым объявил себя суверенным государством – Республикой Крым, в состав которой входил город Севастополь. А, как известно, суверенитет неотъемлемая часть любого государства, возникающая в момент его образования и не зависящая от признания его (суверенитета) таковым международным сообществом. Поэтому как суверенное государство Крым принял решение о присоединении к Российской Федерации, что также является правомерным с точки зрения международного права.

   Что касается вопроса о территориальной целостности Украины, то на момент проведения референдума в Крыму, вообще не представляется возможным говорить об Украине как о суверенном, целостном государстве, в связи с тем, что ее высшие органы государственной власти не могли эффективно контролировать ее территорию (это касается Президента Януковича), либо были нелегитимны (это касается парламента).

   Далее необходимо затронуть второй вопрос о правомерности вхождения Республики Крым в состав РФ.

    Согласно Федеральному Конституционному закону "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"[9] иностранное государство обращается к РФ с просьбой о вхождении в состав РФ и о заключении соответствующего международного договора. Президент РФ информирует об этом обе палаты российского парламента и правительство РФ, и при необходимости проводит консультации. Потом глава государства обращается в Конституционный суд с просьбой дать оценку соответствия договора Конституции РФ, и в случае, если суд даст положительную оценку, международный договор вносится на ратификацию в Госдуму вместе с проектом федерального конституционного закона, в котором определяется название, статус и границы субъекта. Если два этих документа поддерживаются палатами, то вносятся изменения в Конституцию, куда дополняется название одного или нескольких субъектов.

   Согласно Договору между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов федерации, подписанного в Москве 18 марта 2014 года[4], Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора (ст. 1).

      Согласно Федеральному конституционному закону закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"[9;66] Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

    Основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым являются:

1)    результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации;

2)    Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов;

3)    предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь;

4)   настоящий Федеральный конституционный закон.

   Соответственно статья 65 Конституции РФ дополнена такими субъектами РФ как Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

    Поэтому юридически правомерным являются действия Российской Федерации о принятии решения о вхождении в ее состав двух новых субъектов.

    Что касается теоретических положений принципа права наций на самоопределение, то здесь следует учесть как исторический, так и новейший аспект.

    Изначально право наций и народов на самоопределение было задекларировано в Уставе ООН 1945 [11;14– 47] года, как право на освобождение от колониальной зависимости, что активно отстаивалось в советской международно-правовой доктрине [13]. В связи с завершением процесса деколонизации этот принцип не утратил своей актуальности, а приобрел иное значение – право нации, уже определившей свой политический статус, на свободное развитие. Такое развитие вовсе не предполагает обязательности отделения и создания нового государства. Оно подразумевает повышение уровня самостоятельности, но без угрозы территориальной целостности государства и правам человека [10;75-76]. Такую позицию признает и Россия. Она закреплена в Постановлении Конституционного суда РФ от 31.07.1995 N 10-П., в котором говориться, что «осуществление права на самоопределение "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов"» [9;155].

   Однако имеются и другие варианты толкования права народа на самоопределения в теории на практике. Так, по мнению Г.Б. Старушенко, самоопределение как решение выхода из состава государства может считаться законным, если власти государства делают невозможным «внутреннее» самоопределение, то есть, допускают массовые нарушения прав человека или систематическую дискриминацию, и если нет иного способа изменить сложившееся положение. [12]

   Мы можем видеть это на примере самоопределения абхазов и осетинов в 1994 году, черногорцев в 2006 году, косовских албанцев в 2008 году и др. В большинстве случаев такого самоопределения прослеживается явная дискриминационная политика государств в состав которых входили народы и, даже более того, политику геноцида (на примере Грузии и современной Украины). Проведение этнических «чисток», обстрелы мирного населения, гуманитарная блокада свидетельствуют о грубейших нарушениях прав человека и основных свобод. Россия, Украина, Грузия и подавляющее большинство других государств являются участниками Устава ООН и Пактов о гражданских и политических правах 1966 г.[1;12] и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.[1;12] Таким образом, на примере Абхазии, Южной Осетии, Крыма мы видим нарушение другого принципа, закрепленного в вышеназванных документах, принципа уважения прав человека и основных свобод. Поэтому и такое развитие принципа права нации на самоопределение возможно, как исторически, так и юридически.

   Так, например Международный суд ООН пришел к выводу о том, что декларация о провозглашении независимости Косово в целом не нарушает никаких международных актов или резолюций Совета Безопасности, в том числе положений резолюции 1244 и таким образом не противоречит нормам международного права. Суд отметил, что резолюции Совета Безопасности были документами, которые предусматривали необходимость определения окончательного статуса Косово. Судьи напомнили о предшествовавшем процессе по определению окончательного статуса края. [7] В свою очередь представители края заявили, что принятие декларации является завершением пути к определению окончательного статуса Косово и актом реализации права народа на самоопределение. С этой точкой зрения согласились 69 государств, в том числе США, Германия, Албания, Саудовская Аравия.

    В заключение необходимо отметить, что принцип права наций и народов на самоопределение в перспективе своего развития находится в тесной связи с принципом территориальной целостности государств, что проиллюстрировано в данной статье, и что поддерживается современными государствами, в том числе и Россией. Также этот принцип может выступать самостоятельно и народ (нация) может выйти из состава государства в случае нарушения этим государством принципа уважения прав человека и основных свобод ввиду ведения дискриминационной политики.

Список литературы

1.     Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

2.     Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой ракурс // Государство и право, 2014, №9.

3.     Відомості Верховної Ради (ВВР), 2014, № 11.

4.     Договор между Российской Федерацией  и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Подписан в г. Москве 18.03.2014) // Российская газета. 2014. 19 марта.

5.     Конституции стран-членов СНГ: Сборник документов. Ереван, 1997.

6.     Конституция Украины // Конституции стран-членов СНГ: Сборник документов. Ереван, 1997.

7.     Консультативное заключение Международного суда ООН «О соответствии одностороннего провозглашения независимости Косово нормам международного права» [англ.] (Принято 22.07.2010) // СПС Консультант Плюс.

8.     Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.

9. Российская газета: N 155, 11.08.1995N 247, 20.12.2001; N 248, 03.11.2005; N 66, 24.03.2014.

10. Сафронова Е.В. Международное публичное право: теоретические проблемы: Монография. – М. ИНФРА-М, 2013.

11. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.

12. Старушенко Г.Б. Самоопределение как правовая основа предотвращения конфликтов и  защиты прав человека \\ Право народов на самоопределение. Идея и воплощение. Сборник статей 1997

13. Фельдман Д.И. Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории) М., 1972.

14. http://ru.wikipedia.org

15. http://dic.academic.ru