Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой резолюцией XXV Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 года, одним из основополагающих начал, на которых должно базироваться международное право, признан принцип равноправия и самоопределения народов. Согласно вышеназванной Декларации, его сущность состоит в следующем: все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.  Создание суверенного и  независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение 35.

   Таким образом, мы понимаем, что ООН формально закрепил за народами в целом право самостоятельно определять, в рамках какого государства они хотели бы проживать. Безусловно, после Второй мировой войны множество народов воспользовались данным правом, чем обусловлен крах существовавшей ранее колониальной системы.

   В качестве примера действительной реализации принципа равноправия и самоопределения народов, вспомним об одной из стран африканского континента.

   Так, ООН способствовала реализации права народов Эритреи на образование самостоятельного государства, когда по просьбе эритрейской стороны, стремящейся получить независимость от Эфиопии, была создана Миссия наблюдателей ООН по контролю за проведением референдума, в результате организации которого на карте мира возникло новое независимое государство 36.

   За последние десятилетия произошло немало серьезных политических событий (например, в Афганистане, Ираке, Сербии, Грузии, на Украине), которые были неоднозначно восприняты мировым сообществом и, в первую очередь двумя основными полюсами влияния: Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

   Рассмотрим ситуацию в Косово. До 1989 года Косово было автономной провинцией Сербии, но в последующем этот статус был отменен. После распада Югославии, Косово оказалось частью территории Сербии. Косово – регион полинациональный, но в связи с преобладанием албанцев, последние выступали за отделение от Сербии. В 1999 году представители стран НАТО высказали предложение по введению войск на территорию Сербии, мотивируя необходимостью обеспечения безопасности проживающих в регионе албанцев. Власти Сербии, на основе принципа суверенитета своего государства такую идею, по сути военного вмешательства третьих стран, отвергли. Не удовлетворенные поступившим отказом, силы стран НАТО подвергли бомбардировке территорию Сербии, посредством применения насилия поспособствовав процессу сецессии в Косово 37.

   Казалось бы, народы, проживающие в Косово, имеют право на создание независимого государства, но как быть с тем фактом, что помимо албанцев в регионе проживают и сербы, немало пострадавшие от притеснений на своей родине. Военное вмешательство НАТО, бесспорно, противоречит множеству принципов международного права, в частности принципу, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций; обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Да и принцип равноправия и самоопределения народов, отмеченный в рассмотренной нами Декларации ООН, строится на той позиции, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

  

33    Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 01.10.2015).

34   Малов Д.В. Политико-правовой анализ деятельности ООН по урегулированию этнических конфликтов на территории Африки в 1990-2012 гг. // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). С. 191-192.

35 Гришаева Л.Е. Кризис миротворчества ООН (1999-2008 г.) // Новый исторический вестник. 2008. № 17. С. 136-140.


   Мы считаем, что в ситуации с Косово нужно говорить не о реализации принципа равноправия и самоопределения народов, а о грубейшем нарушении многих положений международного права.

    Иная ситуация имела место в Абхазии и Южной Осетии. Распад в 1991 году такого огромного государства, как СССР, было событием очень болезненным и сложным, породившем немало территориальных споров (по принадлежности Приднестровья, Крыма, Абхазии и Южной Осетии). Ранее входившие в состав единого государства Абхазия и Южная Осетия оказались частью территории Грузии. Изначально народы этих регионов высказались против распада СССР при проведении референдума 17 марта 1991 года и в дальнейшем выступали против своего нахождения в составе Грузии. По сути эти территории стали частью грузинского государства благодаря неразберихе, царившей в 1991 году38. Желая «приструнить» стремящихся к независимости, 8 августа 2008 года грузинская армия применила военную силу в отношении мирного населения, игнорируя рассмотренные нами ранее принципы международного права. Вопрос относительно правомерности ответных мер Российской Федерации мы рассматривать не будем, так как это не охватывается предметом нашей статьи. Однако позиция основного большинства стран Запада относительно вопроса самоопределения абхазов и осетин поражает: признавая независимость Косово, они отказали в праве на независимость этих государств. В данном случае проявляется односторонность, однополярность мышления немалого количества субъектов международного права. Не можем не затронуть вопрос вхождения Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Исторически, данные территории вошли в состав Российской Империи в результате кровопролитных русско-турецких войн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года Н.С. Хрущев распорядился передать Крым Украинской республике. В 1991 году, Б.Н. Ельцин не позаботился о решении вопроса по Крыму, впоследствии чего он был признан частью территории нового независимого государства. Опустим все иные исторические аспекты и обратимся непосредственно к реализации права крымчан и севастопольцев на самоопределение. В ходе проведенного в марте 2014 года референдума, 96 % жителей данных регионов высказались за присоединение к Российской Федерации. А 21 марта Россия принимает  Федеральный конституционный  закон  Российской  Федерации  от 21 марта 2014  г. № 6-ФКЗ «О принятии  в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».  Реакция западных стран не заставила себя ждать: неприятие свершившегося факта есть непризнание использованных этими же государствами принципов международного права.

   Проблема реализации принципа равноправия и самоопределения народов на сегодняшний день, бесспорно, является одной из наиболее актуальных и хотелось бы верить, что в будущем этот принцип, закрепленный ООН, не будут извращать и подстраивать под удобные каким-либо странам реалии.


36 Клинов А.С. К вопросу о выходе Абхазии из состава Грузии // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 265-266.

Список литературы

1.     Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 01.10.2015).

2.     Гришаева Л.Е. Кризис миротворчества ООН (1999-2008 г.) // Новый исторический вестник. 2008. № 17. С. 136-140.

3.     Клинов А.С. К вопросу о выходе Абхазии из состава Грузии // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 265-266.

4.     Малов Д.В. Политико-правовой анализ деятельности ООН по урегулированию этнических конфликтов на территории Африки в 1990-2012 гг. // Вестник Омского университета. 2013. № 1 (67). С. 191-192.