Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ: КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

    Одним из условий сохранения мира и безопасности на международном уровне является недопущение вооруженных столкновений между государствами и регулирование возникших разногласий силой оружия. Данное условие нашло свое отражение в таком международном принципе как мирное разрешение международных споров. В соответствии с п. 3 ст. 2 Уставом Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой резолюцией XXV Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость28. Кроме этого в Уставе ООН в ст. 33 закреплен перечень способов мирного разрешения споров, к числу которых относит переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Приведенный перечень способов не является исчерпывающим.

   Указанный принцип является проявлением гуманизма, уважения прав человека и средством обеспечения международной безопасности. В связи с чем, как отмечает Д.Б. Левин в своей работе, существовал до создания ООН. Д.Б. Левин подразделил средства разрешения споров на две категории: средства, применяемые самими спорящими сторонами, и средства, применяемые не участвующими в споре государствами или международными организациями. К первой категории он относит непосредственные дипломатические переговоры, следственную или согласительную процедуру с помощью смешанных комиссий из представителей спорящих сторон. Ко второй, по его мнению, относятся добрые услуги, посредничество, обследование с помощью третьих государств и международных организаций, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам, в Совет Безопасности или Генеральную Ассамблею ООН29

   Рассмотрим на примерах формы реализации принципа мирного разрешения международных споров. Одним из таких примеров является разрешение ближневосточного конфликта. Так, на военные операции Израиля против Египта, произошедшие в 1956г. и 1973 г., ООН отреагировала резолюциями 242 (1967) и 339 (1973) соответственно.

   «Однако, поскольку боевые действия продолжались, президент Египта Анвар Садат обратился непосредственно к Советскому Союзу и Соединенным Штатам с призывом вмешаться и направить свои войска с целью обеспечить соблюдение прекращения огня. После войны 1973 года ООН существенно активизировала свою деятельность по обеспечению прочного урегулирования арабо-израильского конфликта. В декабре 1973 года в Женеве под эгидой ООН и под совместным председательством Советского Союза и США была проведена международная мирная конференция, результатом которой является разъединении вооруженных сил Египта и Израиля в январе 1974 года и октябре 1975 года, а также заключение соглашения о разъединении войск Сирии и Израиля в мае 1974 года»30. Данный пример, на наш взгляд, ярко демонстрирует способ мирного регулирования конфликта с участием третьей стороны.

   В особом мнении по вопросу о Палестине судья Корома «заявил, что, после того как Суд представил свои выводы, Генеральная Ассамблея должна использовать их таким образом, чтобы добиться справедливого и мирного урегулирования израильско- палестинского конфликта, который не только продолжается слишком долго, но и причиняет огромные страдания тем, кто непосредственно затронут им, и отравляет международные отношения в целом»31. В данном примере мы наблюдаем разрешение конфликта с помощью судебного разбирательства.

   Встречаются и такие постановления Международного суда ООН, в которых суд требует сторон не только разрешить спор мирными средствами, но и «заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять споры»32.

  Сложно представить, что современное мировое сообщество и развитые демократические государства, пережившие две мировые войны, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, афганскую войну, военные столкновения в Ираке, чеченские конфликты, потрясшие весь мир и оставившие неизгладимые шрамы в душе ни одного поколения человечества, до сих пор готовы прибегнуть к дикарскому методу установления своего авторитета. К сожалению, и наше поколение стало свидетелем вооруженных конфликтов.

28    Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 14.10.2015).

29 Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 89-90.

30    Брошюра «Вопрос о Палестине и Организация Объединенных  Наций» // Официальный веб-сайт ООН  [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/peace/palestine/ (дата обращения: 14.10.2015).

31   Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 2003–2007 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://legal.un.org/ICJSummaries/documents/russian/ST-LEG-SER-F-1-Add3_R.pdf (дата обращения: 14.10.2015).

32 I. C. J. Reports. 1999. P. 925.


   11-12 февраля 2015 года весь мир наблюдал обсуждение украинского конфликта. Итогом дипломатических переговоров президентов Российской Федерации, Франции, Украины и канцлера Германии является подписание Минского соглашения по Донбассу. В указанном документе в качестве способов регулирования вооруженных конфликтов были предусмотрены следующие меры: прекращение вооруженных столкновений, отвод тяжелой техники, возобновление контроля над границами на Донбассе, изменение Конституции Украины и проведение выборов на подконтрольной ополченцам территории. Как мы видим, в приведенном примере стороны добровольно решили прибегнуть к такому мирному урегулированию международного спора как дипломатические переговоры, в ходе которого были достигнуты соглашения по вышеназванным пунктам. Да, минское соглашение подписали, однако будут ли они реализованы, покажет время.

   Если вооруженное противостояние в Украине входит в рамки Минских соглашения, то обороты набирает другой конфликт – сирийский. На сегодняшний день мировое сообщество признает необходимость в урегулировании возникших разногласий и ищет пути решения. А именно, Евросоюз активно пытается «напрямую контактировать с Россией, чтобы понять, можно ли добиться в Сирии начала политического процесса и политической трансформации", - заявила Федерика Могерини. Схожий взгляд на проблему выразил и министр иностранных дел Словакии, который призвал сотрудничать в мирном урегулировании не только с Россией, но и с соседями Сирии, несмотря на то, что с некоторыми из них у стран Запада непростые отношения»33.

   Как утверждает официальный  представитель  госдепартамента  США  Джон  Кирби  «Вашингтон не отказывается от диалога с Москвой по Сирии. «Мы сохраняем желание обсуждать Сирию (с РФ — ред.)… Есть диалог, и он будет продолжен», — заявил Кирбина брифинге. «Открытость и воля (к диалогу — ред.) с нашей стороны не ставится под сомнение», — заверил представитель госдепартамента»34.

   Россия также не остается в стороне рассматриваемых событий и предлагает свои средства мирного урегулирования возникших вооруженных конфликтов. Президент РФ Владимир Путин предлагал «провести международную встречу на высоком военно-политическом уровне в Москве по Сирии, а также отметив необходимость перевести эту работу на более предметный и серьезный уровень, предлагал отправить делегацию в Вашингтон». Однако на сегодняшний день эти способы не реализованы. Мы надеемся, что в скором времени все дипломатические представители сядут за столом переговоров и в ближайшем будущем будут предприняты мирные способы разрешения сирийского криза.

    Таким образом, международный принцип мирного разрешения международных споров является, на наш взгляд, основополагающим, ведь его соблюдение будет способствовать соблюдению и остальных международных принципов: уважения государственного суверенитета, неприменения силы, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека и основных свобод.


33   В Европе все больше говорят о необходимости мирного урегулирования конфликта в Сирии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/world/294032 (дата обращения: 14.10.2015).

34     Госдеп: США не отказываются от диалога с РФ по САР, он будет продолжен. РИА Новости.       [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/syria/20151014/1302010559.html#ixzz3oa7yfPI0 (дата обращения: 14.10.2015).


Список литературы

1.   Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 14.10.2015).

2.    Брошюра «Вопрос о Палестине и Организация Объединенных Наций» // Официальный веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/peace/palestine/ (дата обращения: 14.10.2015).

3.   Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 2003– 2007 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://legal.un.org/ICJSummaries/documents/russian/ST-LEG-SER-F- 1-Add3_R.pdf (дата обращения: 14.10.2015).

4. Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 89-90.

5.   В Европе все больше говорят о необходимости мирного урегулирования конфликта в Сирии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/world/294032 (дата обращения: 14.10.2015).

6.   Госдеп: США не отказываются от диалога с РФ по САР, он будет продолжен. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/syria/20151014/1302010559.html#ixzz3oa7yfPI0 (дата обращения: 14.10.2015).

7. I. C. J. Reports. 1999. P. 925.