Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Понятие правового механизма оказания социальных услуг в юридической науке ни в ее отраслях, ни, тем более, в общей теории права до настоящего времени не разработано. Соответственно, не решены вопросы о его структуре, взаимосвязи составляющих элементов и т.п.

   Методологические подходы к решению задачи разработки теоретического понятия правового механизма оказания социальных услуг могут быть различными. Данное понятие может быть построено по образу механизма государства, под которым понимается совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. Следуя данной логике можно определить «правовой механизм оказания социальных услуг» как совокупность (систему) органов, организаций и учреждений, оказывающих социальные услуги. Однако данное определение, на наш взгляд, не выдерживает никакой критики, т.к. отражает всего лишь один из элементов данного механизма.

   Механизм правового обеспечения, на наш взгляд - это понятие более близкое к механизму правового регулирования. Кроме того, оно в большей степени связано с реализацией нормотворческой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных законом издавать нормативные предписания, направленные на урегулирование общественных отношений, составляющих объект настоящего исследования. Следовательно, данный подход также представляется неприемлемым для решения задачи разработки теоретического понятия, входящего в объект настоящего исследования.

   В определении понятия правового механизма оказания социальных услуг мы, в соответствии с целью данного исследования, исходим из необходимости решения трех основных задач.

   Первая задача состоит в том, чтобы правильно определить пределы предмета исследования, включив в него все необходимые элементы, составляющие данный механизм, и в то же время не расширять его пределы, охватывая смежные или внешне похожие явления.

   Вторая задача заключается в том, чтобы это понятие могло быть развернуто в систему понятий, отражающую во всей ее сложности сущность предмета в его связи с другими понятиями и представлениями, образующими данную систему.

   Наконец, третья задача состоит в том, чтобы соответствующая дефиниция отвечала потребностям практики и имела не только теоретическое, но и прикладное значение - правильно ориентировала законодателя, адекватно отражала предмет правового регулирования и охватывала весь спектр связанных с оказанием социальных услуг общественных отношений, которые, с одной стороны, объективно могут быть урегулированы правом, а с другой - требуют такого регулирования.

   Механизм оказания социальных услуг как правовое явление представляет собой единство содержания и формы. Содержание немыслимо вне формы, в которой оно выражается. Содержание есть то, что наполняет форму, из чего она осуществляется.

   Мы здесь имеем удвоение формы: во-первых, она, как рефлектированная внутрь себя, есть содержание, во- вторых, она, как нерефлектированная внутрь себя, есть внешне безразличное для содержания существование».

   Правовой механизм оказания социальных услуг представляет собой правовой цикл деятельности со своими этапами и участниками. Его составляют следующие элементы: 1) правовой статус получателей услуг (определение получателей услуг, их прав и обязанностей, включая льготные режимы) и субъектов, оказывающих социальные услуги (установление обязанности государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений оказывать услуги, ответственность за необоснованный отказ в предоставлении услуги, невыполнение ее стандарта); 2) стандарты социальных услуг; 3) основания предоставления услуг; 4) процедуры оказания социальной услуги; 5) формы контроля за деятельностью субъектов, осуществляющих предоставление услуги (включая, порядок оспаривания решений и действий (бездействия) органа или учреждения, предоставляющего услуги, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих); 6) мониторинг оказания социальных услуг.

   При таком подходе открывается возможность интегрировать в дефиниции основные черты данного явления, адекватно определить предмет правового регулирования - круг общественных отношений, которые могут быть и объективно нуждаются в урегулировании, выдержать межотраслевой характер соответствующего понятия, обеспечить пригодность дефиниции как для научного исследования, так и для правовой практики.

   В данной теоретической конструкции требуют пояснения такие категории как «стандарт услуг» и «процедура оказания услуги», поскольку эти теоретические понятия являются достаточно новыми для российской правовой науки.

   Стандарт социальной услуги представляет собой систематизированный набор требований к органу исполнительной власти, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий его клиентов, а с другой - учитывающий технологические, материально-технические, финансовые и иные ресурсные ограничения государственного органа.

   Указанный стандарт имеет форму нормативного правового акта, определяющего взаимодействие органа исполнительной власти (должностных лиц) с гражданами и организациями, и разрабатывается для каждого вида услуги.

   Для разработки стандартов социальных услуг необходима еще одна типология - различение сложных и простых услуг. Такое разграничение вызвано тем, что ряд услуг является составными, т.е. требуют нескольких взаимодействий. Таким образом, можно выделить:

1)     простую социальную услугу - однократное взаимодействие клиента с органом власти, иным субъектом оказания услуги;

2)     сложную (составную) социальную услугу - совокупность связанных между собой простых услуг, оказываемых одному конкретному клиенту.

   Стандартизации подлежат сложные социальные услуги и простые, которые не являются частью сложных.

   В широком смысле процедурные механизмы характерны для нормативного регулирования вообще, и поэтому правовые процедуры рассматривают как особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. Процедура служит выражением специфических юридических режимов применения права.

   В свою очередь, административная процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях реализации их компетенции и оказания услуг. Ее назначение - ограничивать произвольное административное усмотрение и вводить легальные критерии действий государственных и муниципальных структур, служащих, должностных лиц, граждан и юридических лиц.

   Введение процедур придает деятельности органов публичной власти строго легальный открытый и заранее предсказуемый характер и позволяет ограничивать и устранять произвольные действия.

  Таким образом, правовой механизм оказания социальных услуг представляет собой достаточно сложный юридический феномен.

   Для его формирования и эффективного функционирования необходимо надлежащее нормативно-правовое обеспечение и создание условий для адекватной правоприменительной практики.

    Высказанные теоретические предложения могут оказать в этой части значительную помощь, как законодателю, так и правоприменителю.

Список литературы

1.     Апостолова Т.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т. М. Апостолова, Н.Р. Косевич; под общ. ред. Н.Р. Косевич. М.: ВЛАДОС, 2008. – 480 с.

2.     Законность в Российской Федерации. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. – 616 с.

3.     Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5 т., 12 кн. - М.: Эдиториал УРСС, 2000 - 2001: [Рецензия] /Л. Добрышина // Российский экономический журнал. - 2001. - № 7. - С. 81 – 84.

4.     Механизм правового обеспечения публичных услуг / Публичные услуги и право: Научно-практическое пособие / Под ред. Тихомирова Ю.А. М., 2007. – 244 с.

5.     Парамонов В.В. Развитие России  и  формирование модели  социальной  политики  / В.В. Парамонов // Социальное и пенсионное право. - 2014. - № 1. - С. 47 - 51.

6.     Публичные услуги и право: Научно-практическое пособие / под ред. Тихомирова Ю.А. М., 2007. – 321 с.