Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В процессе осуществления предпринимательской деятельности, лица, имеющие статус предпринимателя, вступают в разные по своей природе правоотношения. Часть из них характеризуется как основанная на принципе «власть-подчинение» и входит в число правоотношений, составляющих предмет публичных отраслей права (налогового, финансового, таможенного и других). В основе второй части правоотношений с участием предпринимателей лежит принцип равенства сторон и диспозитивности в определении их прав и обязанностей. Эти правоотношения являются гражданско-правовыми и регулируются нормами гражданского законодательства. Остановимся в рамках настоящего исследования на некоторых аспектах регламентации именно второй группы правоотношений: ввиду большого разнообразия вариантов поведения предпринимателей, обусловленного диспозитивным характером возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности договорных связей, проблема четкой формулировки методов их правового регулирования приобретает особую актуальность.

   Как и любые иные, предпринимательские отношения имеют определенный элементный состав, включающий субъект, объект и содержание. При этом рассматриваемые отношения могут быть охарактеризованы как имеющие определенную специфику. В частности, их субъекты обладают, по сравнению с иными субъектами гражданского права, специальной правоспособностью, поскольку перечень видов осуществляемой ими деятельности ограничивается при прохождении ими государственной регистрации. Объект правоотношений — имущественные и неимущественные блага, — с одной стороны, позволяет нам отнести их к числу гражданско- правовых; с другой, — в составе объекта выделяется осуществление предпринимательской деятельности, являющейся особым видом деятельности, признаки которой установлены законодателем. В этом заключается специфика объекта предпринимательского правоотношения. Определенные особенности имеет содержание анализируемых правоотношений, понимаемое как совокупность прав и обязанностей их сторон. Оно определяется в зависимости от общего объема правоспособности предпринимателя, а также от правоотношения, в которое он вступил. Приведенные ключевые характеристики элементов рассматриваемых отношений позволяют нам включить их в число гражданско-правовых, объединив при этом в самостоятельную общность ― подотрасль гражданского права.

  Предпринимательское право, являясь подотраслью гражданского права, характеризуется особенностями применяемых методов правового регулирования. Как отмечает Н.Д. Егоров, регулирование однородной группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, осуществляется при помощи единого для всей отрасли приема, именуемого общеотраслевым методом гражданско-правового регулирования. Названным автором делается обоснованный вывод о том, что в определенных случаях, наряду с общеотраслевым методом, на определенных субъектов отношений (в нашем случае предпринимателей) воздействуют внутриотраслевые методы11. Соглашаясь с позицией Н.Д. Егорова, отметим, что, с одной стороны, предпринимательские правоотношения регламентируются общеправовым методом гражданского права; с другой, - регулирование осуществляется при помощи внутриотраслевых методов. Мы убеждены, что в качестве самостоятельного внутриотраслевого метода рассматриваемой подотрасли права следует выделить метод стимулирования, который может быть охарактеризован с разных позиций, основными из которых являются следующие.

   Во-первых, необходимо отметить, что стимулирование является социальным механизмом регулирования отношений в разных сферах, включая сферу предпринимательства. Его социальный характер складывается из специфики стимулов ― средств правового регулирования, являющихся основными «кирпичиками», составляющими структуру и содержание изучаемого метода. Раскрывая вопрос соотношения метода и средства правового регулирования, согласимся с позицией С.А. Теряевского, которым указывается, что «что наличие метода не является достаточным условием для осуществления правового воздействия, поскольку необходим определенный «инструментарий», служащий достижению поставленной цели. В роли таких инструментов и выступают, например, правовые средства»12. Таким образом, достижению цели метода стимулирования ― формированию желаемого поведения субъектов права ― способствуют стимулы как основные инструменты метода стимулирования.

   Составляющие содержание анализируемого метода, стимулы могут быть охарактеризованы как: а) определенная взаимозависимость между внешними условиями жизнедеятельности личности и ее внутренним миром (представлениями, мотивами, установками); б) обратная связь по отношению к потребностям, а также к интересам и целям человека; в) специфическая форма реализации социальных норм, в силу того, что они ориентированы на сознание, поведение и деятельность человека; г) позитивная реакция общества (государства) на поведение и деятельность человека; д) категория, включающая в себя социальные регуляторы, обеспечивающие определенную интенсивность, целенаправленность и рациональность общественных процессов13.

   Указанные характеристики стимулов позволяют нам говорить о стимулировании как об эффективном методе правового регулирования, поскольку посредством него оказывается воздействие на основные внутренние факторы, побуждающие человека к совершению определенных поступков. Полагаем, данное свойство рассматриваемого метода позволяет достичь наиболее существенных результатов от деятельности предпринимателей, что является особенно важным в современных условиях экономического кризиса.

    

11   Егоров Н.Д. Единство и дифференциация гражданско-правового регулирования общественных отношений в СССР: автореф. дис. … докт. юрид. наук: 12.00.03 / Егоров Николай Дмитриевич. — Л., 1988. — С.12-15.

12 Теряевский С.А. Система методов правового регулирования в юридической практике современного Российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Теряевский Сергей Анатольевич. — Саратов, 2009. — С.17-18.

13   Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. ― 3-е изд., доп. / Г.В. Атаманчук. ― М.: ОМЕГА – Л., 2005. — С.418. // в Пиптюк А.В. Проблемы стимулирования труда наемного работника как метода регулирования трудовых отношений: дис. канд. юрид. наук:

12.00.05 / Пиптюк Анна Викторовна. — Астана, 2009. — С.43.


   Во-вторых, как и любая иная категория, в том числе правовая, стимулы могут быть классифицированы в зависимости от разных критериев. В частности, по способу воздействия на субъекта, ― на материальные и нематериальные; исходя из характера наступивших последствий ― позитивные и негативные.

    Материальные  стимулы  предполагают  воздействие  на  субъектов  правоотношений  при  помощи предоставления им материальных благ. К примеру, в договор займа может быть включено условие, имеющее целью мотивировать заемщика к досрочному исполнению обязанности по возврату предмета займа, путем уменьшения в этом случае размера процентов по договору. Включение подобного условия в содержание договора будет оказывать стимулирующее воздействие на заемщика посредством предоставления ему, в случае совершения им желаемого его контрагентом по договору действия, материального блага в виде уменьшения финансовой нагрузки. Нематериальные стимулы вытекают из стремления субъекта права к удовлетворению в процессе предпринимательской деятельности потребностей нематериального характера, таких как признание в обществе, уважение, профессиональный рост, общение с коллегами и другие. Примером стимула такого вида может послужить  включение  предпринимателя  в  федеральный  реестр  добросовестных  поставщиков14,  реестр добросовестных                                    застройщиков15.         Фактически        включение        субъекта       предпринимательства          в     указанные информационные базы означает признание его как добросовестного исполнителя принятых в соответствии с ранее заключенными договорами на себя обязанностей, что, с одной стороны, приводит к удовлетворению отмеченных нематериальных потребностей лиц, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность (в числе таких лиц ― индивидуальные предприниматели, а также, поскольку юридическое лицо, как субъект предпринимательства, не может иметь каких-либо потребностей, - его учредители, должностные лица, работники и иные физические лица, силами которых данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность); с другой стороны ― к стимулированию иных субъектов вступить с ним в договорные отношения.

   Позитивные стимулы предполагают наступление благоприятных последствий для тех субъектов, на которых направлено их воздействие. Например, позитивным стимулом будет предоставление скидки покупателю в случае оптовой покупки товара. Негативные стимулы, в противовес позитивным, характеризуются как ведущие к неблагоприятным последствиям в случае совершения (либо не совершения) участниками правоотношений в сфере предпринимательства определенных действий. Так, в качестве негативного стимула может быть обозначено наступление гражданско-правовой ответственности в случае неисполнения стороной договора возложенных на нее обязанностей.

   В-третьих, заслуживает внимания вопрос о соотношении методов стимулирования, поощрения, убеждения и принуждения. Последние три метода из перечисленных, как отмечает О.М. Киселева, целенаправленно воздействуют на волю индивида, однако конечный результат при этом достигается при помощи разных способов. Суть метода убеждения заключается в понимании его как способа формирования у соответствующих лиц определенного сознания, привычки добровольного выполнения установленного поведения. Метод принуждения связан с угрозой или непосредственным претерпеванием субъектом воздействия негативного характера. В понимание поощрения как метода правового регулирования названным автором вкладывается следующий смысл: это способ правового воздействия, посредством которого субъекты побуждаются к совершению полезных с точки зрения государства и общества действий путем предоставления им дополнительных благ16. По нашему мнению, следует согласиться с высказанной в научной литературе позицией, в силу которой метод стимулирования является по отношению к перечисленным методам собирательным, поскольку все они нашли отражение в его содержании. В частности, применение позитивных стимулов (как материальных, так и нематериальных) опосредует реализацию на практике методов убеждения и поощрения; негативных ― принуждения17.

    Правовое стимулирование обозначается О.М. Киселевой как охватывающее разнообразные юридические инструменты понятие, являющееся не методом в традиционном его понимании, а более объемным элементом информационного действия права18. Уважая приведенную точку зрения автора, мы, однако, исходим из того, что применительно к правовому регулированию отношений, одним из участников которых является предприниматель, стимулирование выступает в качестве действующего параллельно с общеотраслевым методом гражданско- правового регулирования внутриотраслевого метода гражданского права. Дадим его общую характеристику, опираясь на тезис о том, что ему присущи черты, характерные для метода правового регулирования.

    

14   Федеральный реестр добросовестных поставщиков [Электронный ресурс]. ― URL: http://www.ruscentr.com/laureats/federal/ (дата последнего обращения: 30. 10.2015 г.).

15 Реестр добросовестных застройщиков г. Москвы [Электронный ресурс]. ― URL: http://stroi.mos.ru/news/v-reestr-dobrosovestnyh-zastroischikov-moskvy-voshli-esche-devyat-kompanii (дата последнего обращения: 30.10.2015 г.).

16   Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования [Электронный ресурс]: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Киселева Ольга Михайловна. — Саратов, 2000. — URL: http://pravo.news/gosudarstva-prava-teoriya/pooschrenie-kak-osobyiy-metod-pravovogo-21207.html (дата последнего обращения: 30.10.2015 г.).

17 Пиптюк А.В. Проблемы стимулирования труда наемного работника как метода регулирования трудовых отношений: дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Пиптюк Анна Викторовна. — Астана, 2009. — С. 45.


   Итак, в-четвертых, стимулирование является самостоятельным методом правового регулирования предпринимательских отношений. В теории права под термином «метод права» традиционно принято понимать совокупность приемов  и способов,  с помощью которых  право воздействует на общественные отношения19. Основными характеристиками метода правового регулирования являются следующие: юридическое положение участников правоотношений, а также характер их взаимных прав и обязанностей; основания и порядок возникновения субъективных прав и обязанностей; характер мер государственного принуждения в случае нарушения субъективных прав, невыполнения субъективных обязанностей20. Рассмотрим стимулирование как метод правового регулирования отношений с участием предпринимателей, исходя из перечисленных характеристик.

   Суть первой характеристики сводится к определению юридического положения участников правоотношений, а также характера их взаимных прав и обязанностей. Участниками отношений по стимулированию в анализируемой сфере являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и их контрагенты. В зависимости от заключенного договора это могут быть покупатели, заказчики услуг и другие. Основу их взаимоотношений составляет принцип свободы договора, который наделяет стороны правом выбора контрагента по договору, а также перечня подлежащих включению в него условий (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Полагаем целесообразным акцентировать внимание на втором правомочии сторон, предполагающем предоставленную им на законодательном уровне возможность включать в договор любые условия, не противоречащие действующему законодательству. В числе таких условий могут быть положения, стимулирующие контрагента к совершению им желаемых действий. Назовем их «положения-стимулы».

    Включаемые в договор положения-стимулы, так же, как и стимулы вообще, могут быть классифицированы на позитивные и негативные. Позитивные положения-стимулы представляют собой поощрение стороны договора в случае соблюдения ею его определенных условий. Наглядным примером таких положений договора могут послужить льготные условия оплаты - скидки и премии. Определения указанных терминов в действующем гражданском законодательстве не закреплены. Вместе с тем, в справочной литературе предлагается вкладывать в них следующий смысл:

а) «премия покупателю» является стимулом, который предлагается продавцом потенциальному покупателю с целью поощрения покупки им определенного товара или услуги. Премия на практике может выражаться в форме предоставления дополнительного товара или сувенира, возврата покупателю части суммы, оплаченной за товар;

б) «скидка» рассматривается в числе условий договора, в соответствии с которым определяется размер возможного уменьшения его цены21. Условие о скидке может быть установлено в отношении одной единицы товара (предоставляемой услуги) либо общей цены договора.

   Целью негативных положений-стимулов является побуждение субъекта правоотношения к определенному поведению под угрозой наступления неблагоприятных последствий. В частности, неблагоприятные последствия могут наступить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора возложенных на нее обязанностей. Примером негативного положения-стимула, формирующего мотивацию сторон договора к своевременной оплате товара (работы, услуги), является закрепление в числе его положений условия о применении к должнику штрафных санкций в виде пени за каждый день просрочки оплаты.

   В качестве особенности полагаем целесообразным отметить, что включение в договор позитивных положений-стимулов ― это право предпринимателя. После подписания договора данные условия становятся для него обязательными. Применение на практике включенных в договор негативных положений-стимулов кредитором остается его правом, а не обязанностью; для должника же соблюдение правил договора, в которых закреплены отмеченные стимулы, обязательно всегда.

18   Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования [Электронный ресурс]: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Киселева Ольга Михайловна. — Саратов, 2000. — URL: http://pravo.news/gosudarstva-prava-teoriya/pooschrenie-kak-osobyiy-metod-pravovogo-21207.html (дата последнего обращения: 30.10.2015 г.).

19 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Спарк, 1998. — С.222; Губарева А.В. К вопросу о дискуссии o методе правового регулирования [Электронный ресурс]. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс; Родионова О.М. Механизм гражданско-правового регулирования в контексте современного частного права [Электронный ресурс]. — С. 59. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс.

20 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Спарк, 1998. — С.222.

21   Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора [Электронный ресурс]. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс.


   Самостоятельной характеристикой метода правового регулирования является порядок и основания возникновения субъективных прав и обязанностей. Права и обязанности сторон предпринимательского отношения в сфере стимулирования возникают на основании договора. В случае отсутствия данных положений в договоре, применяются нормы действующего законодательства. Так, к примеру, неустойка может быть законной и договорной. При этом мы говорим о ней, как о негативном стимуле, мотивирующем субъектов возникающих правоотношений к надлежащему исполнению ими своих обязанностей под страхом применения к ним отмеченной санкции имущественного характера. Характер мер государственного принуждения за нарушение субъективных прав, невыполнение субъективных обязанностей определяется тем, что в основе возникновения отношений по стимулированию в рассматриваемой сфере лежит гражданско-правовой договор, чем обусловлено наступление, в случае его нарушения, гражданско-правовой ответственности.

   Изложенное позволяет нам сделать следующие выводы. Отношения с участием предпринимателей могут быть охарактеризованы как имеющие ряд особенностей, проявляющихся на уровне каждого из элементов, составляющих их структуру. Являясь по своей природе гражданско-правовыми, указанные отношения, в силу своей специфики, могут быть объединены в самостоятельную общность: они составляют предмет подотрасли гражданского права ― предпринимательского права. В силу обособленности анализируемых отношений от иных гражданско-правовых отношений, их регулирование, наряду с общеотраслевым гражданско-правовым методом, осуществляется внутриотраслевыми методами, в числе которых метод стимулирования.

   Специфика стимулирования, с точки зрения характеристик, присущих ему, как методу правового регулирования, сводится к следующему. Субъектами отношений по стимулированию в сфере предпринимательской деятельности являются предприниматели, а также иные лица, вступающие с ними в договорные отношения. Указанные отношения возникают на основе договора, в который включаются положения- стимулы, классифицируемые на позитивные и негативные. За неисполнение сторонами положений-стимулов, включенных в содержание заключаемого между ними соглашения, имеющего гражданско-правовую природу, наступает имущественная ответственность.

Список литературы

1.     Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. ― 3-е изд., доп. ― М.: ОМЕГА – Л., 2005. ― 584 с. // в Пиптюк А.В. Проблемы стимулирования труда наемного работника как метода регулирования трудовых отношений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Пиптюк Анна Викторовна. — Астана, 2009. — 162 с.

2.     Губарева, А.В. К  вопросу  о дискуссии  о методе правового регулирования [Электронный  ресурс]. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс.

3.     Егоров, Н.Д. Единство и дифференциация гражданско-правового регулирования общественных отношений в СССР: автореф. дис. … докт. юрид. наук: 12.00.03 / Егоров Николай Дмитриевич. — Л., 1988. — 33 с.

4.     Киселева, О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Киселева Ольга Михайловна. — Саратов, 2000 — [Электронный ресурс]. – Доступ в сети Интернет: URL: http://pravo.news/gosudarstva-prava-teoriya/pooschrenie-kak-osobyiy-metod-pravovogo-21207.html                                        (Дата последнего обращения: 30.10.2015 г.).

5.     Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Спарк, 1998. — 448 с.

6.     Пиптюк, А.В. Проблемы стимулирования труда наемного работника как метода регулирования трудовых отношений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Пиптюк Анна Викторовна. — Астана, 2009. — 162 с.

7.     Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора [Электронный ресурс]. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс.

8.     Реестр добросовестных застройщиков г. Москвы [Электронный ресурс]. — URL: http://stroi.mos.ru/news/v- reestr-dobrosovestnyh-zastroischikov-moskvy-voshli-esche-devyat-kompanii (дата последнего обращения: 30.10.2015 г.).

9.     Родионова, О.М. Механизм гражданско-правового регулирования в контексте современного частного права. — 247 с. — [Электронный ресурс]. — Документ предоставлен СПС Консультант Плюс.

10. Теряевский, С.А. Система методов правового регулирования в юридической практике современного Российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Теряевский Сергей Анатольевич. — Саратов, 2009. — 30 с.

11. Федеральный реестр добросовестных поставщиков [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ruscentr.com/laureats/federal/ (дата последнего обращения: 30. 10.2015 г.).