Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

    В настоящее время, когда наше государство проходит становление рыночной экономики, отечественный рынок ценных бумаг находится на уровне своего формирования, тому виной продолжительный застой и бездействие финансового рынка. В связи с тем, что в современный период рынок развивается, указанное говорит о том, что и экономика Российского государства начала интенсивно двигаться вперёд, несмотря ни на мировой финансовый кризис, ни на так называемые «экономические санкции», предпринятые в отношении нашего государства.

   С юридической точки зрения рынком ценных бумаг является совокупность различных правоотношений, в которых состоят их участники. Причем участниками рынка ценных бумаг выступают эмитенты, инвесторы, а также профессиональные участники рынка и различные регулирующие органы [14].

   Изучая рынок ценных бумаг множество ученых [3, 4, 7, 12, 19, 22, 23 и др.], определяют данный рынок как общность экономических отношений между различными его участниками, складывающиеся по поводу выпуска, а также обращения ценных бумаг. При столь значительной роли этого экономического  института требуется соответствующий уровень законодательной базы.

    Законодательство в области рынка ценных бумаг до настоящего времени остается развивающейся отраслью отечественного законодательства. Причем, данное законодательство не имеет определенных заимствований из зарубежных правопорядков и развивалось на основе вырабатывающейся практики общественных отношений. Данное положение дел во многом устанавливало следующее. Развитие основ рыночного хозяйства в нашем государстве на начальном этапе выстраивалась сугубо на сиюминутных правовых актах, которые пытаются только решить текущие проблемы нормативного регулирования нерегулируемых рыночных процессов. Перспективы формирования рынка ценных бумаг в указанной ситуации не могли в достаточной степени быть установлены, и не могли проверяться государством в полном объеме. В связи с этим, по большей части в области регулирования фондового рынка не имеется и международных соглашений, участниками которых могла явиться Россия. Данного рода документы, в связи с этим, адаптированы под сложившиеся и устоявшиеся цивилизованные рынки, которые имеют однородную структуру и определенную систему функционирования.

    Законодательство о рынке ценных бумаг является системой нормативных правовых актов разных уровней. В то же время, понятие «законодательство о рынке ценных бумаг» немного отличается от терминологии, употребляемой в определенных кодифицированных источниках отраслевого порядка, в первую очередь в Гражданском кодексе РФ [5]. Например, понятие «гражданское законодательство согласно пункта 2 ст. 3 ГК РФ включает законы, которые возглавляются Кодексом. Также Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ обозначены понятием «иные правовые акты» (п.п. 3-6 ст. 3 ГК РФ).

   Актами федеральных органов исполнительной власти определяются ограничения правотворческого порядка в сформировавшейся иерархии системы правовых актов. Инициатива образования гражданско-правовых норм сконцентрирована лишь на федеральном уровне, что исключает вероятность урегулирования определенных отношений на уровне субъектов РФ. В то же время, даже не имея законодательного ориентира в отношении структуры правового материала, который направлен на регулирование правоотношений, сформировывающихся на рынке ценных бумаг, определенные особенности нормотворчества в рассматриваемой сфере устанавливаются конституционным разграничением предметов ведения различных органов публичного управления. Учеными- специалистами, опираясь на конституционное разделение различных публично-властных полномочий между определенными уровнями государственной власти, относятся все же вопросы нормативного регулирования на рынке ценных бумаг к федеральному ведению [16].

    Финансовая государственная деятельность устанавливается не только конституционными гарантиями по обеспечению единства экономического пространства, осуществления свободного перемещения товаров, услуг, а также финансовых средств, осуществления поддержки конкуренции, определенной свободы экономической деятельности, так и признанием и равноправной защитой частной, государственной, а также муниципальной и других форм собственности (ст. 8 Конституции Российской Федерации (далее ― Конституция РФ)) [11]. К примеру, в соответствии с Конституцией РФ, государственные займы выпускаются в том порядке, который определяется федеральным законом, после чего размещаются на добровольной основе.

    Развивая данное положение основного Закона, производится дальнейшее выстраивание законодательства о ценных бумагах, которое находится в определенной мере в гражданском и бюджетном законодательстве [3]. Также, согласно подпункта «ж» п. 1 ст. 71 Конституции РФ непосредственно в ведение Российской Федерации отдано установление нормативных основ единого рынка, финансовое регулирование. Необходимо понимать указанные положения Основного Закона расширительно, так как понятие «рынок», используемое Конституцией РФ, объемное и включает разные виды рынков, охватывая рынок ценных бумаг. В то же время, финансовое регулирование имеет в виду непосредственно одну из сторон государственной деятельности государства по формированию финансовой инфраструктуры, вырабатыванию которой способствуют определенные инструменты в виде ценных бумаг.

   Муниципальными образованиями тоже может осуществляться финансовая деятельность на фондовом рынке, а также они могут регламентировать выпуск и непосредственно обращение ценных бумаг принятыми ими правовыми актами. В то же время, порядок выпуска муниципальных ценных бумаг устанавливается федеральным законодательством [14].

    В зависимости от органа, который принимает нормативный правовой акт, к нормативным актам на рынке ценных бумаг относят:

-   законодательные акты РФ;

-   Президентские акты (в виде указов и распоряжений);

-    Правительственные акты (в виде постановлений и распоряжений);

-   акты правительств субъектов РФ (в виде указов, постановлений и распоряжений высшего должностного лица субъекта РФ);

-      акты различных федеральных органов исполнительной власти (в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений);

-   акты Центрального банка РФ (в виде инструкций, указаний).

    Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» [28] регулирует отношения, которые возникают при эмиссии, а также обращении эмиссионных ценных бумаг вне зависимости от типа эмитента, при обращении других ценных бумаг в  тех случаях, которые предусмотрены федеральными законами, а также определенные особенности формирования и деятельности профессиональных участников фондового рынка.

     Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [29] устанавливает:

-      последовательность возникновения вследствие осуществления эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг, выполнения обязательств Российского государства, субъектов Федерации, различных муниципальных образований;

-      осуществление эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг, характерные особенности их обращения;

-   последовательность раскрытия информации различными эмитентами указанных ценных бумаг в той части, которая не регламентирована российским законодательством.

    Нормативные основы участия Российского государства, субъекта Федерации, муниципального образования в тех отношениях, которые возникают вследствие осуществления эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг, регламентируются указанным Федеральным законом и другим российским законодательством.

   Регулирование рынка ценных бумаг государством осуществляется при помощи:

-     определения обязательных требований к осуществлению деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также ее стандартов;

-   осуществления государственной регистрации выпусков (включая дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг, производства контроля за соблюдением эмитентами определенных условий и обязательств, которые в них предусмотрены;

-   осуществления лицензирования деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг;

- формирования системы защиты прав владельцев, а также осуществления контроля за соблюдением их прав различными эмитентами и профессиональными субъектами рынка ценных бумаг;

-     запрещения, а также пресечения деятельности лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на фондовом рынке без необходимой лицензии.

    Приказ ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н утвердил Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг [17].

   Различные виды профессиональной деятельности на фондовом рынке осуществляются на основе определенного разрешения ― лицензии, которая выдается Центральным Банком России.

    Определенными видами профессиональной деятельности на рассматриваемом рынке выступают: брокерская деятельность, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

   Брокерская деятельность ― это деятельность по выполнению поручения клиента (включая эмитента эмиссионных ценных бумаг при размещении последних) на совершение сделок с ценными бумагами, а также на заключение договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, исполняемая на основе возмездных договоров с клиентом.

   В ситуации, если конфликт интересов [15], как брокера, так и его клиента, о котором клиента не уведомили до получения брокером определенного поручения, непосредственно привел к нанесению клиенту убытков, брокером должны быть они возмещены в порядке, который установлен гражданским законодательством РФ.

    Дилерская деятельность – это совершение различных сделок купли-продажи ценных бумаг от собственного имени и за собственный счет при помощи публичного объявления цен, как покупки, так и продажи некоторых ценных бумаг с дачей обязательства покупки и/или продажи данных ценных бумаг по объявленным лицом, который осуществляет такой вид деятельности, ценам.

   Деятельность по управлению ценными бумагами ― это деятельность по доверительному управлению, как ценными бумагами, так и денежными средствами, которые предназначены для совершения сделок непосредственно с ценными бумагами, а также заключения договоров, которые являются производными определенными финансовыми инструментами.

   Профессиональным участником рынка ценных бумаг, который осуществляет деятельность по управлению ценными бумагами, является управляющий.

    Лицензии на реализацию деятельности по управлению ценными бумагами можно не иметь в случае, если само доверительное управление соединено, лишь с реализацией управляющим прав по ценным бумагам.

   Порядок производства деятельности, связанной с управлением ценными бумагами, определенные права и обязанности управляющего устанавливаются российским законодательством и договорами [16].

   Депозитарная деятельность ¾ это деятельность по оказанию услуг, связанная с хранением сертификатов ценных бумаг, а также учету и переходу прав на ценные бумаги.

   Профессиональным участником рынка ценных бумаг, который осуществляет депозитарную деятельность, является депозитарий. Депозитарий, производящий расчеты по итогам сделок, совершенных непосредственно на торгах организаторов торговли в соглашении  с такими  организаторами торговли, а также с клиринговыми организациями, производящими клиринг данных сделок, именуют расчетным депозитарием.

   Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг ¾ это деятельность, связанная со сбором, фиксацией, обработкой, хранением данных, которые составляют реестр владельцев ценных бумаг, а также предоставление информации непосредственно из реестра владельцев ценных бумаг.

   Деятельность по ведению реестра не может быть совмещена с иными видами профессиональной деятельности на фондовом рынке.

   Различные ограничения на совмещение видов определенной деятельности и операций с финансовыми инструментами может быть установлены Центральным Банком РФ.

   Правом на реализацию отдельных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке может обладать государственная корпорация в соответствии с федеральным законом [27], в соответствии с которым она была образована.

   Кредитными организациями и государственными корпорациями осуществляется профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, который предусмотрен федеральным законодательством, а также принятыми согласно указанному законодательству отечественными правовыми актами для профессиональных субъектов рынка ценных бумаг.

   Центральный Банк РФ контролирует деятельность различных профессиональных участников рынка ценных бумаг.

   Причиненный вследствие нарушения российского законодательства о ценных бумагах вред, подлежит компенсированию в порядке, регламентированным гражданским законодательством Российской Федерации [6].

    За совершение нарушений положений федерального законодательства о рынке ценных бумаг и иных законодательных актов РФ о ценных бумагах субъекты привлекаются к ответственности в случаях и порядке, регламентированных гражданским, административным [10], а также уголовным [26] российским законодательством.

    Направляющая государственная функция в поддержании рыночного хозяйства, осуществления обслуживания интересов определенного частного капитала вызывает необходимость активной деятельности компетентных государственных органов в рамках исполнения нормотворческих полномочий. Как отмечает А.Б. Балкаров, динамичность, а также стабильность рынка ценных бумаг гарантируются государством при помощи принятия административных правовых актов, откуда следуют административные правоотношения [1].

     Непосредственно административную регламентацию рынка ценных бумаг необходимо строить в пределах некоторого организационно-правового механизма. К примеру, А.Б. Балкаров в рамках данного механизма выделяет определенные основные направления по административно-правовому регулированию рынка ценных бумаг:

-    правовое регулирование появляющихся правоотношений на рынке ценных бумаг на основании метода властных предписаний, которым жестко должны следовать все субъекты фондового рынка, а также публично- правовые образования;

-   контроль над выполнением предусмотренных правовых норм;

-    защита различных прав и интересов субъектов административных правоотношений на рынке ценных бумаг. Регламентирован административный порядок по разрешению споров между субъектами административно- правовых отношений на рынке ценных бумаг без непосредственно обращения в суд на основании реализации норм административного права;

-   координирование и определение деятельности участников административных правоотношений на рынке ценных бумаг, координирование действий брокеров, дилеров, а также других участников фондового рынка с установленными административными требованиями;

-      установление самой структуры государственных органов, которые осуществляют государственно- властные полномочия в области регулирования ценных бумаг [1].

    Таким образом, законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой систему нормативных правовых актов различных уровней. В зависимости от органа, который принимает нормативный правовой акт, к нормативным актам на рынке ценных бумаг относят: законодательные акты РФ; Президентские акты (в виде указов и распоряжений); Правительственные акты (в виде постановлений и распоряжений); акты правительств субъектов РФ (в виде указов, постановлений и распоряжений высшего должностного лица субъекта РФ); акты различных федеральных органов исполнительной власти (в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений); акты Центрального банка РФ (в виде инструкций, указаний).

Список литературы

1.     Балкаров, А.Б. Современные тенденции административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право. 2009. – № 4. – С. 35-37.

2.     Батяева, Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.– 303 с.

3.     Габов, А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. – 2011. – 1104 с.

4.       Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2010 — 480 с.

5.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 23.08.2015).

6.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.09.2015).

7.     Дегтярева О.И. Рынок ценных бумаг и биржевое дело [Электронный ресурс]. – URL: www.nglib.ru (дата обращения: 21.06.2015).

8.     Едронова, В.Н., Новожилова Т.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2010.– 684 с.

9.     Защита прав инвесторов: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб.: Издательский дом С.- Петербургского университета. ― 2006. ― С. 28.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.08.2015).

11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 17.06.2015).

12. Нормативно-правовая основа рынка ценных бумаг: вопросы истории, практики и тенденции регулирования (Кирилловых А.А.) [Электронный ресурс]. – URL: http://отрасли-права (дата обращения: 21.06.2015).

13. Основные направления регулирования рынка государственных и муниципальных ценных бумаг / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2015)

14. Пахутко, О.П. Правовое регулирование рынка ценных бумаг// Банковское право. 2013. – № 2. – С. 21.

15. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. – 1998. – № 9. [Электронный ресурс]. –URL: http://zakonbase.ru (дата обращения: 10.09.2015).

16. Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. А.Е. Шерстобитова. М.: Деловой экспресс, 1997. – С. 15.

17. Приказ ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (ред. от 23.07.2013) «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2010 № 18288) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 38.

18. Приказ ФСФР РФ от 03.04.2007 № 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 № 9457) [Электронный ресурс]. –URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 15.07.2015).

19. Ротко, С.В., Тимошенко Д.А. Основные направления развития административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право. – 2008. – № 6.

20. Рукавишникова, И.В. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. 2010. – № 1, 2.

21.    Рукавишникова, И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2012. – № 7.

22. Селивановский, А.С. Ценные бумаги в Гражданском кодексе РФ: изменения правового регулирования / А. Селивановский, Г. Сенюк. // Хозяйство и право. – 2014. – № 11. – С. 3-18.

23. Селивановский, А. С.. Правовое регулирование рынка ценных бумаг /А.С. Селивановский // Высшая школа экономики. – 2014. –141 с.

24. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М. ― 2010. ― С. 7.

25. Синенко, А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М.: Статут. – 2002. – С. 71.

26. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 21.08.2015)

27.    Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) «О банке развития» [Электронный ресурс]. –URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 21.08.2015).

28. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г., от 13.07.2015г.) «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 26.08.2015).

29. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2015).

30. Эмирсултанова, Э.Э. Регулирование и контроль рынка ценных бумаг (финансово-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М.. – 2008. – С. 55.