Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В соответствии с ГК организационно-правовой формой горного предприятия может выступать любая коммерческая корпоративная организация, за исключением, пожалуй, производственного кооператива, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

   Как объект прав предприятие рассматривается в качестве имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемого недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права (ст. 132 ГК).

   Можно выделить следующие типы имущественных комплексов: комплекс, состоящий из вещей, как движимых, так и недвижимых, и обязательств; комплекс обязательств; сложная вещь (комплекс, состоящий из вещей, как движимых, так и недвижимых).

   При этом главным в составе имущественного комплекса для горного предприятия является единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК). Единый недвижимый комплекс выступает основой горного предприятия и с его помощью и осуществляются все работы по добыче и первичной переработке извлеченных полезных ископаемых. Замена отдельных составных частей неделимого комплекса другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.

   В ряде случаев, как правило, на небольших и средних производствах, единый недвижимый комплекс фактически сливается с имущественным комплексом предприятия. Если они не совпадают, то единый недвижимый комплекс позиционируется как главная вещь, а остальные составные части имущественного комплекса как его принадлежность (ст. 135 ГК).

   Под категорию сложной вещи единый недвижимый комплекс отнести нельзя, поскольку составляющие части, из которых состоит сложная вещь, физически не связаны между собой и каждая из них может использоваться самостоятельно по тому же назначению, что и вместе с ними, и при этом не играет применительно к ним роль принадлежности. Соответственно отсутствует неразрывная физическая или технологическая связь, которая является важнейшей, существенной чертой единого недвижимого комплекса.

   Подобное решение, оформленное в ГК в 2013 году, предлагалось в юридической науке достаточно давно. А.Ф. Стругов предложил в качестве решения проблемы разделить горное имущество на связанное и несвязанное. Связанное горное имущество состоит из недвижимого имущества и части движимого имущества, которое не может быть отделено от недр без нанесения несоразмерного ущерба недрам (горные выработки, скважины, элементы их крепления и обсадки, система водоотлива и приустьевое наземное оборудование горных выработок, стволы, подъездные пути, маркшейдерские знаки и другое имущество). Перечень связанного горного имущества определяется по каждому объекту недропользования в зависимости от горно-геологических свойств недр, вида полезного ископаемого, технологии ведения добычных работ. Соответственно несвязанным признается имущество, подлежащее демонтажу и перемещению и не оказывающее влияния на состояние недр (буровые установки, погрузочные машины, средства передвижения). У недропользователя при прекращении права пользования недрами может быть отчуждено только связанное горное имущество.

   Аналогичную точку  зрения развивали и П.Г. Лахно, Е.Ю. Мазков, Д.Н. Шмелева выделявшие технологический комплекс обустройства месторождения, который в целом является одной вещью. Элементами технологического комплекса обустройства месторождения являются скважины, установленное на них оборудование, кустовые насосные и дожимные насосные станции, внутренние трубопроводы, соответствующая аппаратура и тому подобное имущество, непосредственно обеспечивающее процесс добычи нефти и газа из пласта. Все элементы технологического комплекса технически и технологически связаны между собой и составляют одно целое. Однако это не означает, что все имеющееся на лицензионном участке имущество входит в состав технологического комплекса обустройства месторождения. Технологический комплекс представляет собой комплекс лишь такого имущества, которое все вместе используется для непосредственного извлечения нефти и газа из пласта.

     Понятие технологического комплекса упоминается в ряде действующих законодательных актов, посвященных регулированию процедуры банкротства естественных монополий топливно-энергетического комплекса. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» упоминает о технологическом комплексе в ст. 200 применительно к правовому регулированию внешнего управления субъектом естественной монополии. В соответствии с п. 2 указанной статьи внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

   В качестве примера можно рассмотреть «сооружения обустройства месторождений нефти и газа», которые создаются или приобретаются недропользователем, непосредственно обеспечивает процесс недропользования и необходимо для проведения всего цикла работ по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых и обеспечения их безопасности. Сооружения обустройства месторождений нефти и газа - это такое горное имущество, которое обеспечивает добычу углеводородного сырья. Понятие «горное имущество» не зависит от вида добываемого полезного ископаемого и применяется к характеристике имущества, непосредственно обеспечивающего добычу любого полезного ископаемого. Таким образом, сооружения обустройства месторождений нефти и газа - это горное имущество в нефтегазовом комплексе. Представляется, что понятия «горное имущество» и «сооружения обустройства месторождений нефти и газа» соотносятся  как общее и частное, то есть  как главная вещь и принадлежность.

   В соответствии с данным определением выделяются следующие юридические признаки сооружений обустройства месторождений нефти и газа: 1) являются недвижимым имуществом; 2) используются для добычи нефти и газа; 3) в границах конкретного месторождения используются комплексно и входят в единую схему обустройства месторождения; 4) в комплексе обеспечивают весь цикл работ по геологическому изучению, поиску, разведке и добыче полезных ископаемых.

   При этом следует учитывать, что скважины как часть сооружений не являются частью недр, несмотря на тесную с ними связь, и не исключены из гражданского оборота что дополнительно подтверждается материалами судебной практики.

   Завершая рассмотрение частно-правового режима доступа к недрам следует признать о незначительном влиянии норм частного права на отношения недропользования. В отличие от других природных ресурсов в отношении недр не действует договорной режим по использованию недр; изменения десятых годов нынешнего столетия земельного, лесного и водного законодательства, отраженные в соответствующих кодексах, не нашли отклика в горном праве. Общераспространённые полезные ископаемые подвергаются частно-правовому регулированию по причине их признания составной частью (принадлежностью) земельного участка. Как самостоятельный объект прав недра изъяты из гражданского оборота.

   В результате частное право распространяет свое действие только на горные предприятия, регулируя вопросы с оборотом и использованием имущества таких предприятий, необходимого для осуществления горнодобывающей и перерабатывающей деятельности. Однако поскольку участки недр, предоставляются предприятиям на основании лицензии, воздействие частного права на горные отношения носит очень опосредованный характер.

Список литературы

1.     ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ» от 02.07.2013 № 142-ФЗ // Российская газета от 05.07.2013 № 145.

2.     ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Российская газета от 02.11.2002 № 209- 210.

3.     Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Контракт; Инфра-М, 1998. – 778с.

4.     Лахно П.Г. Мазков Е.Ю. Шмелева Д.Н. Правовой режим сооружений обустройства нефти и газа// Энергетика и право. Выпуск 2 (под ред. Лахно П.Г.). –М: Система ГАРАНТ, 2009.

5.     Стругов А.Ф. О горном имуществе и имущественных отношениях при прекращении пользования недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1997. № 5. С. 31-32.

6.     Постановление Президиума ВАС РФ «О протесте Генерального прокурора РФ на постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № 4-187» от 26.09.2000 № 3531/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. № 1.