Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧЕРТА РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   С возникновением государства и переходом широкого круга «общественных дел» в сферу его естественной компетенции общество не перестает быть самостоятельной субстанцией, оно полноправно выбирать способы и формы взаимодействия с государством [1]. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (ст.1), а также определяет единственный источник власти – ее многонациональный народ (ст.3). Также Конституция РФ закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства (ст.32). Реализовать свое участие в управлении делами государства граждане могут как с использованием традиционных – принять участие в выборах [8], отзыве депутатов и выборных должностных лиц [9], опросе [6], референдуме [7], деятельности общественных организаций [4] и других [5] – так и новых, инновационных форм взаимодействия с государством – краудсорсинга [10], электронной демократии [11], электронного правосудия [12], а в последнее время – и с использованием механизмов общественного контроля [2].

    Право граждан, отдельных институтов гражданского общества и гражданского общества в целом на контроль деятельности органов публичной власти обеспечивается принятием специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроле со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах и органах местного самоуправления. В России принят ряд Федеральных законов, содержащих общие положения об общественном контроле: «Об Общественной палате РФ» [16], «О противодействии коррупции» [20], «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [18], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [17], «Об основах общественного контроля в РФ» [19].

   Институты общественного контроля предусмотрены и законодательством субъектов Российской Федерации, в основном, в тех же сферах, что и в федеральном законодательстве. Так, указания на общественный контроль содержат Устав и 16 законов Ульяновской области, 16 законов города Москвы, 9 законов Краснодарского края, 4 областных закона Ленинградской области, 3 закона Республики Адыгея, 1 закон Пермского края (исключая  законы о выборах и референдумах) [3].

   Общественный контроль должен использоваться в интересах государства, так как результаты общественных проверок помогут определить слабости и точки роста в разных сферах. Кроме того, общественный контроль это материально безвозмездная деятельность, поэтому осуществление различных форм общественного контроля не скажется на статьях бюджетов.

    Под общественным контролем в статье 4 Закона об общественном контроле понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

     Важно отметить, что так часто отождествляемые понятие «общественный контроль» и «общественный надзор» имеют разную смысловую нагрузку. Надзор – это орган, группа лиц для наблюдения за чем-либо, за соблюдением каких-нибудь правил. Контроль – это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Контроль предполагает наблюдение за деятельностью объекта, с целью получения достоверной информации о надлежащем выполнении возложенных на него функций с возможностью проверки целесообразности его деятельности; надзор же ограничивается только проверкой законности деятельности объекта, без права в нее вмешиваться [14].

   Задачи общественного контроля многоаспектны, однако, к главным относят: повышение уровня доверия граждан к деятельности органов государственной власти, транспарентность, формирование и развитие гражданского правосознания (статья 5 Закона об общественном контроле). Общественный контроль подразумевает следующие формы: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие. Общественный контроль одновременно может осуществляться в нескольких формах (статья 18 Закона об общественном контроле).

   Важно отметить, что проверки государственных органов имеют четкую регламентацию по количеству и срокам, в отличие от общественных проверок. Закон об общественном контроле в пункте 5 части 2 статьи 10 обязывает по итогам проведения общественного контроля, не зависимо от его формы, провести процедуру обнародования результатов проверки. Общественный контроль не использует сведения, составляющие государственную тайну, а также персональные данные и информацию, которая ограничена в доступе федеральными законами (часть 1 статьи 8 Закона об общественном контроле). Проверки, осуществляемые государственными структурами, уже могут быть негласными и непубличными, а также могут использовать информацию, которая составляет государственную тайну [21].

   Стоит подчеркнуть, что общественный контроль осуществляется на добровольной основе, так как это право граждан и общественных объединений. Однако, принцип добровольности не характерен для государственного контроля, так как государство создает специализированные учреждения для обеспечения функции контроля. Представители отечественной доктрины конституционного права даже отдельно выделяли контрольную ветвь государственной власти [22].

    В заключении хотелось бы отметить следующее, с момента учреждения института общественного контроля прошло только полтора года, следовательно, судить об эффективности данного института было бы преждевременно. Однако общественный контроль приобрел массу достоинств в глазах населения. Во-первых, власть стала ближе. Общественные эксперты, инспектора и контролеры получили возможность контролировать определенные сферы в государстве, например, Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ на базе «Краевой краснодарской корпорация жилищного самоуправления» [13]. Во-вторых, результаты общественного контроля подлежат помимо процедуры обнародования ещё и обсуждению (п.4 ст.6 Закона об общественном контроле). Так, при поддержке Общественного народного фронта был проведён Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида 2015», в рамках которого представители «Народной экспертизы» поделились и обсудили результаты общественного контроля [15].

    Как деятельность институтов гражданского общества общественный контроль только начинает развиваться, его рождение и становление проходит по инициативе государства, а не как должно быть в идеальных условиях – по инициативе самого гражданского общества. Общественный контроль необходим и обществу, и государству, так как при правильной расставке приоритетов общественный контроль сможет снизить уровень коррупции и бюрократии в стране, повысить эффективность всей системы государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1.     Авакьян С.А.  Общество как объект конституционно-правового  регулирования  // Размышления конституционалиста: Избранные статьи. – М.: МГУ, 2010. – 560 с.

2.     Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.

3.     Громыко С.В. Общественный контроль как форма народовластия // Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции/ Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции.

№ 2. Волгоград, 2015. С. 27-30.

4.     Громыко С.В., Курячая М.М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.by. 2015. № 5. С. 138-144.

5.     Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39-46.

6.     Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

7.     Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.

8.     Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.

9.     Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.

10. Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-37.

11. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

12. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.

13. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://gkhkontrol.ru/regions/yfo/krasnodarskii-krai. Дата обращения 31.10.2015.

14. Огнева Е.А. Формы общественного контроля в современной России: правовые императивы совершенствования // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4 (2). С. 99-107.

15. Представители «Народной экспертизы» на форуме «Таврида 2015» рассказали о результатах общественного контроля // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://onf.ru/2015/08/30/predstaviteli-narodnoy- ekspertizy-na-forume-tavrida-rasskazali-o-rezultatah/. Дата обращения 31.10.2015.

16. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

17. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

18. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

19. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

20. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

21. Феталиев А.И. Об общественном (гражданском) контроле и его законодательной концепции в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45812. Дата обращения 31.10.2015.

22. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 10-18.