Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

    В научной литературе нет единства в вопросе о том, какому из этапов общественного развития соответствует российский социум начала XXI в. Часть исследователей фиксирует индикаторы перехода к постиндустриальному информационному обществу, другие придерживаются более острожной точки зрения, констатируя лишь наличие незначительных признаков становления в России нового общества. Применительно к российскому обществу ситуация осложняется тем, что имеет место серьезный разрыв между Москвой, Санкт-Петербургом и рядом крупных мегаполисов, с одной стороны, и остальной территорией страны, с другой. Причем дифференциация затрагивает не только уровень развития индустрии знаний, интернет-технологий, телекоммуникационных сетей, сектора экономики услуг и т.д., но и уровень жизни, показатели благосостояния населения. В настоящее время наблюдается существенный дисбаланс между различными регионами России, часть из которых в целом соответствует индикаторам постиндустриального информационного общества, другие же принципиально не соответствуют ни одному из ключевых атрибутов новой глобальной реальности. Факт того, что современное российское общество находится в состоянии трансформации, заключающемся в переходе от поздней индустриальной к постиндустриальной фазе, необходимо учитывать при анализе различных социальных явлений, процессов, системных проблем и т.п.

   Одной из актуальных проблем российского общества на современном этапе выступает нарастающие отклонения в одном из ключевых социальных процессов – социализации. Негативные тренды социализации тесно связаны с феноменом девиации – отклоняющегося поведения, самой острой формой которого, как известно, выступает преступность. В самом общем виде истоки кризиса социализации в современном российском обществе связаны с нарастающей дезорганизацией (вследствие быстро протекающих социальных изменений) ключевых социальных институтов – семьи и образования.

   Следует отметить, что особенно возрастает роль социализации в трансформирующихся обществах, стремительно меняющих свой облик. В таких социальных условиях происходит временная блокировка коммуникативных каналов «взрослые» – «молодежь» вследствие изменений в репрезентативной культуре, дезориентации социокультурной системы координат. В этом случае взрослое общество не может выработать ясных и однозначных критериев успешной социализации подрастающего поколения, а сам социализационный процесс серьезным образом дезорганизуется [3].

    Общие проблемы социализационного процесса находят свое отражение и отдельных его сегментах. В частности, представляется возможным остановиться на проблемных аспектах правовой социализации с учетом масштабных трансформационных процессов российского общества начала XXI в.

     М.Ю. Попов указывает, что правовая социализация личности – это процесс, в ходе которого индивид осваивает стандартный ролевой набор, базирующийся на правовых традициях, правилах нормативного поведения на всех уровнях социальной организации, включающий также способность к адаптации в изменяющейся социальной реальности. Правовая социализация личности предполагает: выработку адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону; привитие навыков законопослушного поведения; интеграцию личности в социальную систему, ее подготовку к полноценному и продуктивному существованию; социальную оценку непосредственной реализации правовых норм; выработку ответственного отношения к правовым институтам и учреждениям; усвоение  правовой идеологии; формирование у личности основных правовых представлений, ценностей и установок в период социальных трансформаций российского общества; социализацию личности в современном российском обществе в связи с активным деформирующим воздействием многочисленных деструктивных факторов, провоцирующих криминализацию ее сознания [5].

   По мнению О.А. Заячковского, суть процесса правовой социализации – приобретение индивидом представлений о праве, усвоение навыков правомерного поведения и формирование установок на соблюдение закона. Результатом правовой социализации специалисты называют формирование индивида с развитым правосознанием, осознающего себя в качестве гражданина государства, субъекта прав и обязанностей, участника сложных и многообразных правовых отношений. Критерием эффективности социализационного процесса в сфере права служит степень интеграции индивида в правовую систему общества, приобретение им определенных правовых знаний, освоение правовых ценностей [2, с.15-27].

    Особую роль в процессе социализации, в том числе и правовой, играют ее агенты. С учетом проявляющихся индикаторов дисфункциональности правовой социализации целесообразно подробнее рассмотреть положение агентов социализации, их функционально-ролевой репертуар. По мнению В.Н. Гуляихина, в современном обществе агентами правовой социализации человека выступают субъекты общественных отношений, оказывающие наиболее сильное влияние на его психосоциальную эволюцию. В своей совокупности они представляют систему, каждый элемент которой выполняет свою социализирующую функцию на определенном этапе становления личности как субъекта права. Исследователь выделяет пять агентов (субъектов) правовой социализации:

– семью;

– школу;

– общественные организации;

– сверстников;

– средства массовой информации [1, с. 148-149].

    О.А. Заячковский рассматривает в качестве одного из основных агентов правовой социализации систему институтов гражданского общества, в которую входят общественные организации, объединения и фонды. Воздействие общественных объединений на процессы правовой социализации человека осуществляется как прямо, так и опосредованно. Если на их членов идет прямое влияние, то опосредованное воздействие – на людей, с которыми конкретная общественная организация сотрудничает или каким-либо образом связана [2, с. 15-27].

   По мнению исследователя, система институтов гражданского общества может выполнять двоякую роль в процессе правовой социализации. С одной стороны, осуществлять социально-коррекционное и правовое воспитание, формировать правосознание и правовую культуру своих членов  под влиянием той ценностной системы, которые доминируют в общественном сознании. Это позволяет успешно адаптироваться человеку к существующей правовой реальности. Вместе с тем, воздействие на «человека организации» может носить стихийный характер и находиться в прямой в зависимости от пристрастий лидеров. Оно может не совпадать с правовыми установками и нормами, культивируемыми в данном обществе. Особенно ярко это несовпадение проявляется в контркультурных (криминальных, экстремистских, авторитарно-религиозных, ультранационалистических и т. п.) общественных организациях, которые формируют у своих членов деформированное правосознание и асоциальные установки поведения [2, с. 15-27].

   Стоит отметить, что успешная правовая социализация является фактором, стимулирующим формирование не только законопослушной, но и социально активной личности, способной противостоять деформирующему воздействию на нее со стороны контрагентов социализации [5]. При этом к числу контрагентов правовой социализации можно отнести широкий спектр анстисоциальных и асоциальных групп, субкультурных и контркультурных объединений, криминалитет в его многочисленных проявлениях и т.д. Особенно контрагенты правовой социализации активизируются в период нарастающих экономических, политических, социокультурных кризисов, когда создаются благоприятные условия для роста социальных отклонений самого различного спектра.

   Вместе с тем, рассуждая о контрагентах правовой социализации целесообразно учитывать и двойственную роль многих традиционных агентов и институциональных структур социализационного процесса, которые в условиях социальных трансформаций, под воздействием ряда факторов, могут характеризоваться и дисфункционально-дезорганизационной деятельностью. В частности, речь идет о группах сверстников, являющихся своеобразным отражением обыденного мировоззрения и выразителем общественного мнения российского общества по ряду ключевых вопросов. Так, толерантное отношение к криминалитету, сформировавшиеся в 1990-е – 2000-е г. в российском социуме (в немалой степени посредством инструментов массовой культуры – сериалов, художественных фильмов, романов, реалити-шоу и др.). Молодежь, проводя значительную часть времени в учебных заведениях, реализуя свои досуговые предпочтения, по-преимуществу оказывается подверженной «неформальному» влиянию. В результате у части молодых людей возникает феномен, описанный К. Манхемом [4] как «хаос антагонистических оценок». С одной стороны, родители, учителя стараются сформировать положительное отношение к праву, законам (ситуация, когда в семье неблагополучные родители, а в школе девиантные учителя, безусловно, априори является критической и нами сейчас не рассматривается); с другой стороны, неформальные молодежные группы пропагандируют нигилистическое отношение к праву и законам. Возникающий когнитивный диссонанс приводит к ряду негативных социальных последствий и увеличению численности отклоняющихся траекторий применительно к правовой социализации.

    Еще более сложную проблему представляет стихийная правовая социализация. В процессе масштабных социальных трансформаций конца XX –  начала XXI в. происходят значительные изменения в характере и направленности социализации. В социализационном процессе ключевую роль начинает играть стихийная социализация посредством СМК (средств массовой коммуникации), главным образом – Интернета и телевидения.

   По мере развития информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий молодежь все менее зависит от классических агентов социализации, прежде всего, в информационном плане. В свою очередь, традиционные агенты социализационного процесса утрачивают вещательную инициативу по передаче социального опыта, оценок событий и явлений. Это оказывает негативное влияние на процесс правовой социализации, деформирует правосознание, правовые ценности, правовую идеологию подрастающего поколения. Во многом эта тенденция носит не случайный, а закономерный характер. Усилившиеся позиции криминалитета приводят к криминализации сознания, социальных практик значительной части россиян, прежде всего – молодежи. Мстительность, агрессивность становятся стилем жизни миллионов жителей нашей страны, усиливаются позиции организованной преступности, криминализируются и властные отношения.

    В этих условиях правовая социализация теряет свою базу, институциональную основу. Значительная часть молодежи усваивает примеры из реальной жизни и масс-медиа, свидетельствующие о том, что криминальный образ жизни весьма «приятнее», материально выгоден, социально престижнее (что особенно тревожно) и т.д. Соблюдение законов, уважение к праву становятся «досадной помехой» на пути к жизненному успеху. Криминальный образ жизни перестает быть уделом низших слоев общества, обзаводится «внешним лоском» (дорогие особняки, автомобили, рестораны, элитный отдых и пр.). Интеграция криминальной субкультуры в пространство доминирующей культуры российского общества оказало пагубное влияние на систему социокультурных координат подрастающего поколения, на его лабильное, парадоксальное сознание, моральный облик, систему ценностей и норм. Опасными социальными последствиями происходящих изменений являются: легитимизация криминальной культуры, криминальных практик, интеграция криминальной идеологии в пространство массовой культуры, дезорганизация социальных действий и взаимодействий населения криминальными социальными практиками.

    Необходимо учитывать тот факт, что в основе любого классического социализационного процесса (в том числе и правовой социализации) находится особое информационное взаимодействие между взрослым поколением (коммуникатором, субъектом воздействия) и молодежью (реципиентом, объектом воздействия). В контексте произошедших в 1990-е – 2000-е г. изменений в российском обществе, прежде всего, необходимо обратить внимание на рост субъектности молодежи в коммуникационных процессах, утрате ей роли пассивного реципиента, объекта социально-коммуникативного воздействия со стороны взрослого общества. Появление Интернета, информационно-коммуникационных технологий позволяет молодежи обрести самостоятельность, сформировать свой коммуникационный мир посредством социальных сетей Интернета, контактов на форумах, участия в блогосфере. Данные тенденции криминалитет использует достаточно эффективно, разрушая традиционные представления о праве, законах, а также морали, нравственности посредством деятельности ангажированных криминальных коммуникаторов, идеологов и практиков криминального мира. Итогом таких действий становится неверие молодежи в законы, справедливость, добро, честь, совесть. Происходящие дисфункциональные процессы в системе правовой социализации отражаются на повседневной жизни людей, так как деформация правовой культуры, правового сознания и др. социокультурных элементов, на конституирование которых направлена правовая социализация, практически исключают возможности не только физической, но и моральной победы над преступностью. Коррупция, экстремизм, организованная преступность в таких условиях легитимизируются, люди относятся к таким опасным явлениям положительно либо нейтрально.

    Стоит учитывать и тот факт, что неформальная коммуникация, которую используют криминальные элементы, отличается значительно большей доверительностью, а, следовательно, такого рода информационное воздействие будет гораздо более эффективным. Здесь стоит обратить внимание еще на одну проблему, суть которой можно сформулировать как деморализация неформальной интернет-коммуникации. Суть проблемы нам видится в том, что до начала постиндустриальной эпохи социум обладал более менее эффективными инструментами контроля содержания массовой коммуникации – не только и не столько в плане цензуры, сколько в недопущении антисолциальных и асоциальных элементов к воздействию на сознание массовой аудитории. Однако появление Интернета в корне изменило ситуацию. Создав ряд угроз и рисков. Так, глобальная сеть обладает уникальными особенностями сочетания формальной и неформальной коммуникации, что существенно отличает ее от традиционных масс-медиа. Социальные сети, блоги, форумы и пр. элементы интернет-пространства предоставили возможность широким слоям населения воздействовать на сознание и поведению миллионов людей. Однако не все воспользовались этой возможностью в благих целях. Одновременно доступ к вещанию получили радикальные, экстремистские элементы, криминалитет, химически зависимые лица и т.п. В сложившейся ситуации ни научное сообщество, ни государственные управленческие структуры оказались не в состоянии предложить оперативные и эффективные «рецепты» преодоления социального противоречия.

   Таким образом,  социализация является  одним из ключевых универсальных процессов общества, выполняющих ряд важных социальных функций в процессе преемственности и смены поколений. Социализация служит целям преодоления социальных отклонений в социуме, способствует усвоению молодежи социального и духовного опыта старших поколений [3].

   Правовая социализация представляет собой институциональный процесс любого общества, заключающийся, прежде всего, правовой информации, которая выступает своеобразным фундаментом, социокультурной основой действий личности как в социально-правовой, так и смежных сферах общественной жизни.

   Правовая социализация служит эффективным инструментом, позволяющим противодействовать распространению различных видов девиантного и преступного поведения в обществе посредством, прежде всего, формирования социокультурного фундамента личности (правовой культуры, правового сознания, правовой идеологии и т.п.). В случае дисфункциональности процесса правовой социализации основная нагрузка противодействия девиантному поведению ложится на систему социального контроля, правоохранительные органы вынуждены работать при максимальных нагрузках, но, как правило, и эти усилия оказываются недостаточными, так как для поддержания социальной системы в стабильном и равновесном состоянии требуется добиться добровольного и осознанного сотрудничества подавляющего большинства общества и именно на основе правовых норм и в контексте функционирующего института права.

   В свете обозначенной нами проблемы актуализируется ряд аспектов, связанных с тем, как можно оценить ближайшие перспективы правовой социализации с учетом развития Интернета, информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий? Учитывая ряд тревожных тенденций социального развития последних лет, не будет ли поставлена под сомнение правовая социализация как основополагающий социальный процесс?

    Стоит подчеркнуть, что, безусловно, угрозы существующему социальному порядку в российском обществе, связанные с дисфункциональностью правовой социализации, весьма существенны. Основными дезорганизующими факторами выступают социокультурный и коммуникативный, непосредственно связанные с масштабными трансформационными процессами российского общества начала XXI в. На сегодняшний день система управления не выработала какой-либо действенной модели, позволяющей эффективно преодолевать возникающие угрозы. Кроме того, традиционные механизмы социального контроля оказались не способными в полной мере выполнять свою роль. Возникший вакуум создал благоприятные условия для антисоциального и асоциального воздействия на процесс правовой социализации. В настоящее время становится очевидным, что от оперативности решения проблемы правовой социализации будет зависеть стабильность российского общества.

Список литературы

1.     Гуляихин В.Н. Агенты правовой социализации человека // Право и политика. 2012. №1.

2.     Заячковский О.А. Проблема правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9.

3.     Кудактина А.И. Политическая социализация российских школьников в условиях социокоммуникативных трансформаций начала XXI в.: дис. … канд. соц. наук. Краснодар, 2014.

4.     Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

5.     Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: дис. … д-ра соц. наук. Ростов н/Д., 2006.