Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Функции правовых актов призваны отражать основные черты правовых актов, они вытекают из их природы и направлены на осуществление стоящей перед ними роли. Под функциями актов также понимают основные направления воздействия на общественные отношения, определяемые их сущностью, целями и назначением в обществе.

   Существенным является то, что функции правовых актов проявляются в их особенностях как внешней формы выражения элементов правовой системы:

-           правовые акты призваны обеспечить полное и точное выражение содержащейся в них воли;

-           они являются одним из необходимых условий правового регулирования – доведения воли государства, организаций, граждан до сведения всех кого она касается;

-           правовые акты – одно из важнейших средств и источников правовой пропаганды и правового воспитания [1, с. 196].

   Исходя из изложенного, необходимо выделить общие и специальные функции правовых актов. Общие – это функции присущие вообще всем правовым актам, специальные – присущие каждой разновидности правовых актов, выражающие их специфические (отличительные) черты.

   Особого внимания заслуживают общие функции правовых актов, к которым относятся: системообразующая, регулятивная, информационная, воспитательно-идеологическая.

   Действие системы правовых актов осуществляется посредством единства правовых актов, которое образуется в результате структурной упорядоченности ее частей, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие. И дефекты одного правового акта могут парализовать или исказить действие других правовых актов. В связи с этим целесообразно выделять системообразующую функцию правовых актов.

   Совокупность правовых актов государства обладает всеми признаками «системы». В качестве же подсистем выступают нормативные и индивидуальные акты.

   Все правовые акты должны выступать как единая сложная система, где каждый акт занимает свое место в механизме правового регулирования. И воздействовать на общественные отношения правовые акты должны комплексно, системно. Например, изданием нормативного акта предопределяется существование правоприменительного, интерпретационного, а подчас и договорного акта.

   Правовые акты, осуществляя системообразующую функцию, служат основным организующим звеном, стержнем правовой системы и правовой жизни общества, обеспечивают их сбалансированность.

   На сегодняшний день остро возникает потребность в использовании права как регулятора общественных отношений, и как следствие этого – увеличение количества законодательных актов, и на их основе других правовых актов. В связи с этим возникает необходимость соответствия всех правовых актов Конституции РФ, а также обеспечение единства правового пространства государства.

   В связи с тем, что правовые акты являются главным системообразующим фактором, то решающее значение в осуществлении правовой политики государства имеет, прежде всего, единство всех правовых актов, их непротиворечивость.

   Согласно этой функции должно происходить включение нормативных правовых актов всех уровней, правоприменительных, интерпретационных, а также договорных актов в единую систему.

   Говоря о регулятивной функции правовых актов важно отметить то, что регулятивная функция юридических документов и регулятивная функция права не совпадают.

   Регулятивная функция права представляет собой направление правового воздействия, выражающееся в установлении определенных правил поведения (закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата) [2, с. 140]. Суть регулятивной функции правовых актов заключается также в регулировании общественных отношений, но в ее основе помимо норм права (это применительно к нормативным правовым актам), лежат еще и вспомогательные правила [3, с. 86] (применительно к правоприменительным и интерпретационным актам), при помощи которых реализуются правовые нормы.

   Осуществляя регулятивную функцию, правовые акты определяют полномочия и структуру органов власти и управления, различных организаций, направляют деятельность государственных органов, устанавливая их компетенцию (вносят порядок в их деятельность). Например, в нормативных правовых актах закрепляются права и обязанности широкого круга организаций и должностных лиц. Воздействие правовых актов распространяется на всех лиц, деятельность которых связана с регулируемой областью отношений.

   Правовые акты осуществляют также информационную функцию.

   Поскольку правовой акт-документ является материальным носителем правовой информации [5, с. 496], то все колоссальные сведения о праве, о средствах его регулирования и о правовой действительности вообще, граждане получают благодаря существованию правовых актов. Например, именно знакомство с нормативными правовыми актами позволяет субъектам получать «информацию о структуре органов власти и управления, о том, что истинно и что ложно, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступают вследствие совершения того или иного поступка. Например, норма уголовного права информирует граждан об охраняемых уголовным законом материальных и других ценностях,  последствиях нарушения установленных запретов» [4, с. 219].

    Так как акты-документы призваны довести волю государства, организаций, граждан до сведения всех, кого она касается, то все субъекты в полной мере должны быть ознакомлены с содержанием актов. В связи с этим большое значение приобретает полное, быстрое и широкое опубликование или оглашение актов-документов.

   Таким образом, информационная функция проявляется в описании намеченной цели, признаков желаемого или запрещаемого поведения в общественном отношении, в обозначении круга участвующих и в доведении до них сведений, санкционируемых государственной властью и о мерах государственного принуждения.

   Воспитательно-идеологическая функция проявляется в том, что правовые акты оказывают воспитательное воздействие на субъектов общественных отношений. С их помощью происходит становление правового сознания личности, ее приобщение к такому глобальному социальному явлению, каковым является право. Осуществляя функцию правового воспитания субъектов, они приобщают их к знаниям о государстве и праве, законности и правопорядке, правах и свободах личности, вырабатывают у граждан устойчивую ориентацию на законопослушное поведение и на формирование у субъектов правовой идеологии.

   Таким образом, общие функции правовых актов определяют механизм воздействия различных актов на общественные отношения и их субъектов, а также позволяют определить их роль в механизме правового регулирования. Нужно отметить, что значительное количество правовых актов содержат в себе действующие элементы правовой системы – юридические нормы, индивидуальные предписания, которые вызывают определенные изменения в общественных отношениях, на которые направлено их действие. Причем это действие осуществляют они не в одиночку, а во взаимодействии с другими правовыми актами. Лишь только в тесной взаимосвязи друг с другом отдельные правовые акты реализуют свои функции, т.е. функционирование каждого правового акта осуществляется в системе с другими актами.

Список литературы

1.     Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.

2.     Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

3.     Кошелева В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Вопросы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

4.     Нормы советского права: Проблемы теории / под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

5.     Черданцев А.Ф. Юридические документы и юридическая техника // Общая теория государства и права: Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2001.