Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Российское общество начала XXI в. многими исследователями характеризуется как находящееся в стадии трансформации основных социальных институтов и подсистем. В этой связи происходит неизбежное обострение многих системных социальных проблем, не нашедших своего эффективного решения в период 1990-х – 2000-х г. Одной из таких проблем российского общества является дисфункциональность процесса социального взросления и развития подрастающего поколения. Как следствие, начинают проявляться и более острые проблемы, возникают перспективы социального исключения целых поколений, деформации их социокультурного, духовно- нравственного облика, криминализации сознания и социальных практик значительной части населения.

   Стоит подчеркнуть, что стабильность современного социума во многом определяется эффективным процессом преемственности и смены поколений. Данный процесс, в свою очередь, опирается на культурно- регулятивную систему. Именно она задает вектор социального взросления, придает преемственности и смене поколений черты стабильности и предсказуемости.

  В современном обществе особое беспокойство и внимание со стороны как исследователей, так и представителей системы управления различных уровней вызывает молодежь. Подрастающее поколение, выступая одновременно и субъектом, и объектом процесса преемственности и смены поколений, испытывает на себе влияние ряда системных социальных проблем, связанных с изменениями, происходящими в социуме, в его институциональной системе, различных подсистемах.

   В частности, В.Т. Лисовский акцентировал внимание на резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (из советского периода в современность) и социально-экономическим кризисом. В советское время старшее поколение владело комплексом знаний и технологий, культурой, накопленным опытом, и младшие осваивали все это, не сомневаясь в его важности и полезности. Молодые перенимали опыт старших без тени сомнения, ибо прошлое гарантировало будущее1.

   Однако с периода 1990-х г. был задан новый тренд, который является актуальным и в настоящее время. Высокие скорости социальных изменений детерминировали состояние риска и неопределенности российского общества. В сложившихся условиях социокультурная система с ее изменчивым полем ценностей, норм, знаний, идей, идеалов и т.п. утратила свой регулирующий потенциал. Именно об этом состоянии социума 1990-х г. многие исследователи пишут как о глубоком нравственном, духовном, идейном кризисе. Нарастающая аномия значительно усложнила положение молодежи, поставила под сомнение процессы социализации и социального развития. Прошедшие два десятилетия показали, что кризисное социокультурное состояние весьма долго преодолевается, обладает признаками инерционности, вследствие чего в ближайшее десятилетие сложно ожидать принципиальных, кардинальных, значимых улучшений ситуации. Несмотря на наличие в 2000-е г. индикаторов улучшения ситуации по некоторым тактическим, но отнюдь не стратегическим направлениям, проблемы современной российской молодежи остаются достаточно острыми.

     Ю.А. Зубок акцентирует внимание на такой острой проблеме молодежной среды как иррациональность, аффективность и стремление к риску. Автор отмечает, что находясь в самом начале жизненного пути, молодые больше рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе, подвергнуться маргинализации. Источником риска становится такое свойство молодежи, как ее имманентное стремление к новому, неизведанному. При этом смелость и легкость, с которой молодые идут на риск, зачастую не уравновешиваются сколько-нибудь строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша. Вот почему в среде молодежи так распространен немотивированный риск, а опасность ошибки так велика…2

   Положение современной российской молодежи осложняется нарастающей дисфункциональностью массово- коммуникационной системы. Ее кризисное состояние имеет ту же природу, что и дезорганизация социальных институтов, ответственных за социализацию и социальное развитие молодежи. Стремительное вхождение в нашу жизнь Интернета, информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий привело к коренным изменениям в облике массово-коммуникационной системы. Сформированная в течение десятилетий система средств массовой информации выполняла критически важные социальные функции – обозрения окружающего мира, передачи культурного наследия. В системе обладали правом доступа к процессу вещания только подготовленные специалисты, профессиональные коммуникаторы (журналисты, ученые, общественные, культурные и политические деятели).

   Однако в конце 1990-х – начале 2000-х г. ситуация принципиально меняется. Теперь информационные потоки в значительной мере зависят от деятельности непрофессиональных коммуникаторов, а неформальный сегмент коммуникации начинает играть важную роль наряду с институциональным, формальным. В системе массовой коммуникации растет численность некачественных, дезинформационных сообщений.

   Отдельного внимания заслуживают масс-медиа и Интернет, функциональный репертуар которых в системе массовой коммуникации трансформирующегося общества меняется с каждым годом. Растет их значимость не только как средств и способов массово-коммуникативного воздействия на сознание и поведение, но и как агентов «стихийной» социализации. Наравне с дворовыми компаниями, масс-медиа и Интернет становятся мощными ретрансляторами криминальной, антиправовой информации, отрицательного отношения к законам и праву.

   В современном российском обществе, таким образом, нарушается основополагающий процесс коммуникации взрослых и молодежи, в ходе которого подрастающее поколение усваивало социально полезную информацию. В настоящее время молодые люди все чаще сталкиваются с некачественной, вредной, социально опасной информацией, не только не помогающей им социализироваться, но и, напротив, препятствующей этому.

   Сложившаяся в настоящее время в российском обществе ситуация несет в себе ряд негативных последствий, в числе которых и сложности с формированием правовых ценностей населения, прежде всего, молодежи.

   Как отмечает А.С. Пушкарев, правовые ценности представляют собой важнейшие субъективные смыслы определенных в праве объектов и явлений, определяющие стратегии юридически значимой деятельности, а также поступки и решения человека, имеющие внеисторический и надличностный характер, порождаемые правовой культурой и правовыми традициями общества3.

    По мнению С.В. Михайлова, большинство законодательно закрепленных ценностей, которые входят в предмет правового регулирования, необходимо признать правовыми ценностями, т.е. правовая ценность в данном случае воспринимается как нормативно-правовой объект, значимый для личности, общности или группы лиц, а также общества в целом в зависимости от круга лиц, на регулирование правоотношений которых они нацелены. Правовые ценности – это обобщенные правовые цели и правовые средства их достижения, выполняющие роль правовых норм. Каждая правовая ценность и система правовых ценностей имеют двуединое основание: в личности как в субъекте права и в обществе как социокультурной системе4.

    

1 Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. 2002. №7. С.111.

2 Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М., 2007. С.4

3 Пушкарев С.А. Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2009.


    Как отмечают исследователи, правовые ценности представляют собой переживаемые людьми и определяемые культурой формы их позитивного отношения к правовой системе общества, которые обусловливают выбор поведения, соответствующий этой системе, а также юридическую оценку событий5.

    Правовые ценности, и это едва ли не самое важное их функциональное предназначение, позволяют добиться добровольного и осознанного сотрудничества подавляющего большинства членов общества на почве осознания важности соблюдения норм права. Именно такое развитие событий позволит осуществлять «мягкие» варианты социального контроля (но от этого отнюдь не менее эффективные). Данное качество правовых ценностей представляется особенно важным в аспекте воздействия на подрастающее поколение, с его максимализмом, иррациональностью, обостренными эмоционально-чувственными реакциями. Стабильно функционирующая система правовых ценностей позволяет существенно ослабить механизмы социального контроля с принуждающих на корректирующие и оказывающие содействие.

    По справедливому замечанию А.Н. Бабенко, ни одна правовая система не может эффективно существовать без наличия разделяемых большинством граждан основополагающих ценностей права6. Следовательно, мы можем утверждать, что сила правовых ценностей заключается в их признании большинством общества. Именно в таком случае они приобретут статус репрезентативных элементов социокультурной системы социума.

    Важность осознанного и добровольного включения подрастающего поколения в систему правовых ценностей диктует необходимость повышения эффективности функционирования, как общих механизмов социализации молодежи, так и деятельности агентов социализационного процесса. Однако с этим в современном обществе начала XXI в. возникают существенные сложности. Как известно, процесс социализации, равно как и деятельность агентов социализационного воздействия, базируется на трансляции социально значимой информации от общества, его представителей к подрастающему поколению. Вместе с тем, современный социум характеризуется уменьшением объема непосредственных коммуникативных актов (контактов) и увеличением опосредованных, опирающихся на технические возможности приема-передачи информации. Вследствие этого коммуникация становится обезличенной, анонимной, что провоцирует рост непроверенной, ложной информации, слухов и т.п. Дисфункциональность коммуникационной системы, снижение качества информации детерминируют неопределенность, потерю жизненных ориентиров, деморализацию социума. Молодежи все сложнее отличать правду от лжи, информацию от дезинформации, слух от сообщения. Вместе с потерей информационного авторитета общество в лице агентов социализации теряет и социальный, моральный, мировоззренческий, идеологический авторитет.

   Вместе с тем, как отмечает О.А. Заячковский, усвоение индивидом правовых норм и ценностей происходит посредством функционирования так называемых агентов правовой социализации, от характера деятельности которых зависит направленность ценностных ориентаций индивидов в обществе, трансляция в социальную среду установок правомерного поведения7.

   Однако усвоение правовых ценностей невозможно без «информационной поддержки», без целенаправленного системного воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения.

    Исследователи обращают внимание на то, что роль агентов правовой социализации различна в отношении передачи правовой информации. С одной стороны, семья на современном этапе своего развития переживает институциональный кризис, что (помимо прочего) выражается в снижении ее эффективности как агента социализации в целом. С другой стороны, правовая социализация как один из аспектов социализации личности в целом обладает своей спецификой, так как предполагает передачу социализирующемуся индивиду системы взглядов и представлений о праве и правовой регуляции человеческой жизнедеятельности, включая знание о конкретных правовых требованиях, предъявляемых государством своим гражданам, и санкциях за их невыполнение8.

   

4 Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011.

5 Буланова И.А. Трансформация правовых ценностей российской студенческой молодежи в контексте глобализации: дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2006.

6   Буланова И.А. Трансформация правовых ценностей российской студенческой молодежи в контексте глобализации: дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2006.

7      Заячковский  О.А.  Проблемы  правовой  социализации  в  условиях  аномии  российского  общества  //  Вестник  Российского государственного университета им. И.Канта. Серия Экономические и юридические науки. 2010. № 9.


    Снижение качества информации (и, соответственно, доверия к коммуникационной системе как социальному институту) происходит на фоне усиления значимости другой проблемы – социокультурного, морально- нравственного кризиса российского общества. Именно поэтому зачастую происходит деформация контента информационных сообщений вследствие масштабных трансформаций системы культуры российского общества, духовно-нравственных основ, смешения понятий «добра» и «зла», «справедливости» и «несправедливости». Особую озабоченность в этой связи вызывает состояние правосознания российского общества, особенно той его части, которая прямо или косвенно влияет на подрастающее поколение в процессе его социализации.

   По мнению И.А. Булановой, для правосознания российского общества характерны две основные особенности. Первая – связана со спецификой юридического менталитета россиян, который изначально отличался небрежным, отрицательным отношением к праву. Вторая особенность – этатизм, включающий чрезмерную, неоправданную ориентацию на государственную власть и сопровождающийся бесправностью личности в ее отношениях с государством9.

   Сложившаяся ситуация в сфере правосознания оказывает негативное влияние на процесс формирования правовых ценностей. В ситуации, когда имеет место нигилистическое отношение к праву, неверие в справедливость как основу правоотношений, весьма сложно добиться от молодежи даже не усвоения правовой информации и неприятие различных форм девиантного поведения; непростой задачей выглядит преодоление общего вектора недоверия молодежи к такому взрослому обществу, с его острыми противоречиями, конфликтами интересов, противоборством институциональных структур. В этой связи классик ювенологии К. Манхейм в свое время обращал внимание на опасные последствия феномена, названного им «хаосом антагонистических оценок» 10. Молодежь в процессе социального взросления, по мысли ученого, поставлена в весьма сложные условия, детерминированные переходным, маргинальным социальным положением на фоне социально-психологических и социально-возрастных проблем (максимализм, неприятие советов взрослых, лабильность сознания, некритическое восприятие информации, поиск своего «я» и др.). В случае, если возникают проблемы с информационными потоками, воздействующими на молодежь и передающими социально значимую информацию, возможен широкий спектр негативных социальных последствий, так как молодежь предрасположена в силу социально-возрастных и социально-психологических особенностей к радикализму, аффективности, экстремизму и др. опасным социальным отклонениям.

   Таким образом, формирование правовых ценностей молодежи непосредственно связано с функционированием института права, обладающего значительным потенциалом воздействия на сознание и поведение людей. Право продуцирует комплекс правовых ценностей и норм, эффективность воздействия которых на людей достигается посредством формализации и силы государственного принуждения. Следовательно, рассуждая о правовых ценностях, следует отметить, что их положение в социокультурной системе общества выглядит уникальным, так как их функционирование обеспечивается как добровольным, осознанным, альтруистическим сотрудничеством людей во имя общественного порядка, так и силой принуждения государства и его институциональных структур.

   Однако ситуация, сложившаяся в начале XXI в. в российском обществе, характеризуется рядом атрибутивных признаков, способствующих обострению имеющихся социальных проблем и противоречий. Особое беспокойство вызывает массово-коммуникационная система российского общества. По мере интеграции в пространство постиндустриального информационного общества качество информации (как это не парадоксально) ухудшается, обостряется проблема информационной перегрузки аудитории. По мере снижения качества информационных сообщений значительно падает эффективность социализационного процесса, так как агенты социализации транслируют на подрастающее поколение социально значимую информацию, способствующую, в том числе, и формированию правовых ценностей. Восстановить эффективность процесса социализации российской молодежи в новых условиях представляется возможным лишь в случае, если будут устранены проблемы дисфункциональности массово-коммуникационной системы современного общества. Однако в современных условиях нарастающих противоречий функционирования структур развитого индустриального общества, с одной стороны, и нарождающихся структурных элементов постиндустриального общества, с другой, не позволяют прогнозировать положительное развитие событий в ближайшие десятилетия.

 

8      Заячковский  О.А.  Проблемы  правовой  социализации  в  условиях  аномии  российского  общества  //  Вестник  Российского государственного университета им. И.Канта. Серия Экономические и юридические науки. 2010. № 9.

9 Там же.

10 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.445.



Список литературы

1.     Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002.

2.     Буланова И.А. Трансформация правовых ценностей российской студенческой молодежи в контексте глобализации: дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2006.

3.     Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Экономические и юридические науки. 2010. № 9.

4.     Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М., 2007.

5.     Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. 2002. №7.

6.     Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

7.     Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011.

8.     Пушкарев С.А. Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2009.