Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АНАЛИЗА ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА О ПРИВЕРЖЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

Вопросы чрезмерного употребления алкоголя в России сохраняют свою актуальность, не смотря на неоднократное проведение антиалкогольных компаний. Отказ от государственной монополии на производство и продажу винно-водочной продукции, а также от государственного контроля за качеством алкогольных напитков в 1992г. ухудшил алкогольную ситуацию в стране.
Уровень потребления алкоголя на душу населения остается высоким. Так в 2013г. этот показатель составил 13,5л абсолютного алкоголя, что в 1,7 раза выше уровня, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
На этом фоне наблюдается тенденция приобщения подростков к алкоголизации. Так за период 2000- 2012гг. в области в 5 раз увеличилась болезненность синдромом зависимости от алкоголя среди подростков и в 2012г. составила 68,7 пациента на 100 тыс. подросткового населения, что выше общероссийского показателя в 3,7 раза. При этом среди подростков, страдающих алкогольной патологией, преобладают пациенты, у которых синдром зависимости еще не сформирован. Только в 2012г. в Свердловской области удельный вес этих пациентов составил 65,2% от общего числа зарегистрированных подростков [1, с.70].
Большая часть подростков знакомится со спиртным в 12–15 лет. Так, по данным социологического опроса, проведенного в г.Екатеринбурге в 2013г., 36 % школьников впервые попробовали алкоголь в 14 лет. Причем алкогольная социализация молодѐжи начинается преимущественно со слабоалкогольных напитков: у 27% подростков первым алкогольным напитком было шампанское, у 26,4% - пиво. Необходимо отметить, что потребление алкогольных напитков становится нормой для подростков: 44,2% старшеклассников впервые попробовали алкоголь на празднике, 37,6% - по собственной инициативе. В настоящее время наблюдается взаимосвязь модели алкогольного потребления с моделью использования свободного времени в молодѐжной среде. Алкогольный досуг становится новой формой проведения свободного времени подростков и молодежи, частью молодѐжной культуры и неотъемлемым атрибутом отдыха.
Таким образом, уровень алкоголизации в молодежной среде представляет серьѐзную угрозу генетическому фонду страны, национальной безопасности и перспективам социально - экономического развития страны [2, с.3].
Современная алкогольная политика должна опираться не только на предотвращение негативных последствий злоупотребления алкоголем в экономическом, правоохранительном, медицинском аспектах, но и на изучение социальных практик обращения населения к алкоголю. В связи, с чем возрастает роль информационных технологий, изучающих причины приобщения населения к алкоголю.
В апреле 2014 года сотрудниками лаборатории политологических и социологических исследований, кафедры прикладной социологии института социальных и политических наук Уральского федерального университета и Уральского научно-практического центра медико-социальных и экономических проблем здравоохранения было проведено социологическое исследование, посвященное изучению причин приобщения населения к алкоголю. Объектом исследования явилось население города Екатеринбурга и Свердловской области в возрасте 18-65 лет. Для сбора информации использовался комбинированный подход: 45% выборочной совокупности была опрошена методом уличного опроса, другая часть – с помощью on-line анкетирования. Отбор респондентов осуществлялся с учетом принципов случайности и обеспечения равной вероятности попадания в выборочную совокупность респондентов различных возрастных группы. В ходе исследования опрошено 313 человек, из них 49,8% - мужчины и 50,2% - женщины. Возрастная структура выборочной совокупности в целом соответствует структуре населения Свердловской области.
Большинство опрошенных респондентов (78%) сообщили, что употребляли алкогольные напитки раньше и употребляют сейчас. Порядка 7% не имеют такого опыта, остальные (13%) - отказались от пагубной привычки и в настоящее время не употребляют алкоголь. В соответствии с полученными данными прослеживается взаимосвязь личного опыта употребления алкоголя с наличием «непьющих» людей в окружении лиц, участвующих в опросе.
Так, те респонденты, которые употребляли алкогольные напитки и сейчас продолжают их употреблять, значительно чаще отмечают, что имеют в своем окружении людей, употребляющих алкоголь, нежели респонденты, отказавшиеся от алкоголя или не имеющие опыта его употребления. Связь между личным опытом потребления алкоголя и наличием в их окружении людей, не употребляющих алкогольные напитки, представлена в Табл.1.
                                                                                                           Таблица 1

 Связь между личным опытом потребления алкоголя и наличием в окружении людей, не употребляющих алкогольные напитки

Наличие «непьющих» в окружении/личный опыт потребления

Нет, никогда не пил (а) и не собираюсь

Раньше употреблял (а), но сейчас - нет

Употреблял (а) раньше и употребляю

сейчас

Да, есть

81,8%

81,0%

50,8%

Нет, нет таких

18,2%

19,0%

49,2%

Основным поводом для употребления алкогольных напитков для 60,6% респондентов, от числа опрошенных, является праздник или торжество, а для 52,6% - встреча с друзьями. Стоит отметить, что каждый 4- ый (25,1%) респондент указал такой повод употребления алкоголя, как желание «снять стресс, усталость». Только 3,6% респондентов употребляют алкоголь при плохом настроении. Обнаружены некоторые различия в выборе «повода» среди мужчин и женщин. Так, мужчины выпивают, когда хотят снять стресс, усталость в 29% случаях, женщины - в 21% , также мужчины чаще употребляют алкоголь и для веселого отдыха (категорию
«когда хочу отдохнуть, повеселиться» выбрали 31% мужчин и 24% у женщин). Женщины при этом чаще связывают употребление алкоголя с конкретными событиями: по праздникам, торжествам – в 68% случаях, у мужчин этот показатель ниже и составляет 53%.
В обществе существуют различные стереотипы, мнения относительно употребления алкогольных напитков. В ходе исследования были собраны данные и проведен анализ распространенности и устойчивости данных убеждений. 53% респондентов, от общего числа опрошенных, считают, что алкогольные напитки являются частью современной культуры и быта. При этом 54% респондентов считают, чтобы вести здоровый образ жизни не обязательно полностью отказаться от употребления алкогольных напитков и 46% респондентов считают, что употребление качественных алкогольных напитков в умеренных объемах не приносит вреда человеку и обществу. Но, тем не менее, 61% респондентов считают что, отказ от употребления алкоголя - это будущее современного общества.
Интересным представляется анализ причин, которые, по мнению респондентов, приводят к отказу от употребления алкоголя. Так, чаще всего (в 50% случаях), по мнению опрошенных, отказ связан с проблемами со здоровьем. Треть респондентов (32%) также в качестве причины отказа отмечает особое мировоззрение человека и/или желание создать семью. Около четверти респондентов (23,3%), от общего числа опрошенных, в качестве причины отмечают религиозные убеждения, а также отсутствие в окружении респондента лиц, употребляющих алкоголь. Последнее и предпоследнее место участниками социологического опроса было отведено финансовым проблемам (2,9%) и национальным традициям (8,9%).
Таким образом, по данным социологического опроса можно выделить следующие причины приобщения населения к алкоголю:
1) Существование в обществе мифа о безвредности для здоровья человека употребление в умеренных объемах качественных алкогольных напитков, а также мифа об исторической укорененности пьянства россиян, в связи, с чем алкоголь становится частью культуры и быта.
2) Основным поводом употребления алкогольных напитков является желание получения удовольствия (отдохнуть и повеселиться на празднике, встретиться с друзьями или снять стресс, усталость и повысить настроение).
3) Наличие в окружении индивидуума людей, употребляющих алкоголь.
4) Основная часть опрошенных причину трезвого образа жизни видят в первую очередь в наличии у индивидов проблем со здоровьем, т.е. воспринимают трезвость как вынужденный инструмент решения возникших проблем. Но, при этом 61% респондентов считают что, отказ от употребления алкоголя - это будущее современного общества. На уровне общего восприятия «трезвый образ жизни» воспринимается большинством участников социологического исследования как положительное понятие и явление.

Список литературы

1. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2011-2012 годах: стат. сборник министерства здравоохранения РФ, ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России. – М., 2013.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537. – М., 2009.