06 ноября 2014г.
На современном этапе развития общес тва тенденции культурной универсализации зас тавляют мировое сообщество поднимать вопросы сохранения и изучения этнокультурного наследия. Исчезнувшие из повседневнос ти реалии ку льтуры сосредоточены гла вным образом в музеях. В связи с э тим, важным являе тся изучение форм актуализации этноку льтурного наследия, т.е. вовлечения музейны х фондов в различные направления музейной деяте льнос ти, а дресованные посетите лю.
К основным направлениям музейной работы относятся фондовая, э кспозиционная и культурно - образовательная деяте льности 2. Фондовая работа включает в себя комплектование, учет, хране ние и изучение объектов насле дия. Экспозиционная деяте льнос ть – одно из основны х направлений работы музея, являющееся
основой музейной коммуникации3. Согласно современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейны х предметов, ко торые организованы композиционно, снабжены комментарием, те хнически и ху дожественно оформлены и в итоге создаю т специфический музейный образ4. Экспозиционная деяте льность является базой для реализации культурно - образовательной деяте льнос ти музея. Формами последней являютс я экскурсии и ле кции, сложившиеся ещѐ в конце 19 в. Кроме того, существуют другие формы образовательной работы: лектории, музыкальные и литературные гос тиные, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы 5.
Со хранить и передать потомкам уникальное историко-культурное наследие – основная задача Лянторского хантыйского этно графического музея, расположившегося на берегу реки Вачим -ягун, на месте старого хантыйского стойбища . Музей впервые распахну л свои двери для посе тителей 29 ноября 1989 го да. Ос новате лем и первым директором музея была Алла Ивановна Цукор 6. В настоящее время директором музея является Елена Азимовна Подосян. Музей представляе т собой научно -исследовате льский центр, активно возрождающий традиции и обычаи хантов, проживающих в до лине р. Пим. Деяте льность музея уже получила высокую оценку –
последние 3 го да подряд он признае тся лучшим музеем Сургутского района.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта государственного задания "Прикладная гуманитаристика: актуализация практически ориентированных подходов в исследовании культуры", код проекта 2111.
2Направления музейной деятельности // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL: htt p://www.museum.ru/rme/musbis.asp (дата
обращения: 10.09.2014).
3 Экспозиционная деятельность // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp (дата обращения: 04.09.2014).
4 Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т . 2. С. 355.
5 Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_cult .asp (дата обращения: 04.09.2014).
6Лянторский хантыйский этнографический музей // Ugratravel[сайт]. URL: http://ugra.t ravel/ru/goroda-i-rajony/surgut skij-rajon/muzei/lyantorskij-hant yjskij-et nograficheskij-muzej.html?show=info (дата обращения: 11.06.2014).
Материальное культурное наследие в музее предс тавлено фондами и экспозицией. Музейные фонды играют важную роль во все х на правлениях музейной деяте льности. Первые 22 предме та материальной культуры хантов, положившие основу ко лле кциям музея, были пере даны в дар ху дожником А.М. Куликовым, перед е го отъездом в Эстонию 7. Для пополнения фондов со трудники проводят активную экспедиционную рабо ту, выезжая на хантыйские с тойбища. На сего дня коллекции музея насчитываю т 8723 предмета основного и научно -вспомогательного фондов.Постоянная э кспозициямузея,пре дставляю щая материальную и ду ховную культуру хантов, располагае тся в четыре х выс тавочны х зала х: 1 – краеведение , ста ционарное жилище, о леневодс тво; 2 – животный мир, о хота; 3 – рыболовс тво; 4 – о дежда, музыка льные инс трументы.
Кроме того, материальная составляющая культурного наследия предс тавлена парком -музеем под открытым небом, основанным в 1994 г. На территории музея разместился ар хитектурно -этно графический комплекс, дающий полное предс тавление о традиционной ку льтуре, быте и хозяйс твенной деяте льности пимских хантов. Он включает с ле дующие строения: дымокур для оленей; уличную печь для выпечки хлеба; коптильню для рыбы; охотничий дом; весенний, ле тний, осенний и зимний дома;несколько хозяйс твенны х лабазов; священный лабаз на дву х ножка х; домик для роженицы;вешала для неводов, се тей, одежды; навес для хранения нарт, лодок; шалаш -хо лодильник для хранения мяса, рыбы; этноизбушку для проведе ния различны х мероприятий.
Особое внимание в музее уделяется ку льтурно -образовательнойдеяте льнос ти. С це лью популяризации материальной и ду ховной культуры хантов разработан цикл занятий для дошкольников и учащихся школ города.На территории парка -музея регулярно проводятся национа льные праздники. Их главна я за дача – воссоздание и сохранение для будущих поколе ний самобытной культуры пимских хантов, сконцентрированной в обрядовой сфере, т.е. актуализация прежде всего нематериальной составляющей ку льтурного нас ледия.
С апре ля 2004 г. на территории музея еже годно праздную т «День ворона» – праздник вс тречи весны. К празднику на соснах разве шиваю т баранки, конфе ты, лепят сне жки – яйца ворона, де лаю т воронье гнездо, ч тобы в текущем году рожда лось больше де тей. На территории музейного парка устраивают обряд очищения снегом, исполняю т песню о вороне и танец воронят, прово дят подвижные игры коренны х народов Севера, мастер -класс по изго товлению традиционной куклы. Все эти дейс тва сопровождаю тся выс туплениями фольклорны х колле ктивов. Завершается праздник зачиты ванием наказов ворона де тям 8.
Традиционный праздник вс тречи лета - «Праздник трясогузки» - проводится возле этноизбушки. Из нее вы ходит ве дущий в костюме вороны и предлагае т де тям поучаствовать в различны х игра х. По завершении игр де тям загадываю т зага дки. Прощаясь с де тьми, желаю т им провести лето та к же весело и шумно, как праздник его встречи 9.
Во время проведения детс кого праздника «День рыбака и охотника» детям предлагае тся поучаствовать в викторине и отве тить на вопросы о коренны х жителях и их занятиях. Затем участники де лятся на две команды и приступают к разгады ванию ребусов. После проводятся игры«удачная рыбалка», «перетяни па лку», «дорисуй птицу» и др.
С 2011 по 2013 г. в рамка х Дня родного языка , 21 февраля, де тей зна комили с элементами медвежьего праздника. У хантов медведь считается свяще нным живо тным. Э лементы посвященного ему праздника сотрудники музея восстановили на основе рассказов хантов реки Пим, записан ны х во время проводимых этнографических экспе диций. Каждый год инсценировали какой -то один сюже т из ме двежьего праздника. Реконструкции называ лись « В гостях у когтис того с тарика». С 2014 г. инсценировки пре кратились, поскольку медвежий праздник ханты рассматривают ка к главное священное действие и обращение к нему требует большой осторожности10.
Молодоженам на территории музея предлагае тся провести сва дебный обряд « Вместе», освятив узы брака по традициям пимских хантов. Молодоженов встречают под хантыйскую музыку, звучат с лова приве тс твия на хантыйском языке . После приве тс твия они про хо дят обряд очищения дымом. Затем, чтобы прожить всю жизнь вместе, молодые про ходят по д священным покрывалом и оказываются у свяще нной нарты, где на хо дитс я голова священного зверя - медве дя. Чтобы в доме всегда было уютно, жених и невес та должны по клониться медве дю и бросить в коробку-корневатик монеты. Да лее молодые иду т поклоняться березе, расположенной на территории музея. Загадав желание , за вязываю т на ней ленту.
7Лянторский хантыйский этнографический музей. Книга по ступлений инв. № 1 – 2461. Л. 2–8.
8 Интервью с Подосян Еленой Азимовной – директоромМуниципального учреждения культуры «Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.
9Лозямова Т .А. Проект «Йимэнкатэл» традиционнее праздники коренных народов Севера. Лянтор, 2013. С. 12–16 // Архив Лянторского хантыйского этнографического музея. Б/н.
10 Интервью с Подосян Еленой Азимовной – директоромМуниципального учреждения культуры «Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.
Как видим, в Лянторском хантыйс ком этнографическом музееприменяются различные формы актуализации э тнокультурного насле дия хантов .У музея накопле н большой опыт в разработке и реализациикак экспозиций, так и культурно-образовательны х программ . Сотрудники музея проводят комплексные мероприятия, в которы х задейс твованы все виды ку льтурного наследия и в которые вовлечены все возрастные ка те гории посетите лей – и де ти, и взрослые. Следуе т отме тить аутентичность музейны х реконструкций, достигну тую благодаря регу лярно проводимым этнографическим экспедициям.
Спис ок лите ратуры
1. Интервью с Подосян Еленой Азимовной – директоромМуниципального учреждения культуры«Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.
2. Культурно-образовательная деяте льность музеев // Российская музейная энциклопе дия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/ mb_cult.asp (да та обращения: 04.09.2014).
3. Лозямова Т.А. Проект «Йимэнка тэл» тра диционнее праздники коренны х народов Севера. Лянтор, 2013. 21 с. // Архив Лянторского хантыйского э тнографического музея. Б/н.
4. Лянторский хантыйс кий э тнографический музей // Ugrat ravel[сайт]. URL: http://ugra.travel/ru/goroda-i- rajony/surgutskij-ra jon/mu ze i/lyantorskij-hantyjskij-etnograficheskij-mu ze j.ht ml?show=info (да та обращения: 11.06.2014).
5. Лянторский хантыйс кий э тнографический музей. Книга пос туплений инв. № 1 – 2461.
6. Направления музейной деяте льнос ти // Российская музейная энциклопе дия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/ musbis.asp (дата обращения: 10.09.2014).
7. Российская музейная энциклопе дия. М., 2001. Т. 2. 847 с .
8. Экспозиционная деяте льнос ть // Российская музейная энциклопе дия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/ mb_e xp.asp (дата обращения: 04.09.2014).