Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЛЯНТОРСКОМ ХАНТЫЙСКОМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ1

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2014г.

На современном этапе развития общес тва тенденции культурной универсализации зас тавляют мировое сообщество поднимать вопросы сохранения и изучения этнокультурного наследия. Исчезнувшие из повседневнос ти реалии ку льтуры сосредоточены гла вным образом в музеях. В связи с э тим, важным являе тся изучение форм актуализации этноку льтурного наследия, т.е. вовлечения музейны х фондов в различные направления музейной деяте льнос ти, а дресованные посетите лю.

К основным направлениям музейной работы относятся фондовая, э кспозиционная и культурно - образовательная деяте льности 2. Фондовая работа включает в себя комплектование, учет, хране ние и изучение объектов насле дия. Экспозиционная деяте льнос ть – одно из основны х направлений  работы музея, являющееся

основой  музейной  коммуникации3.  Согласно  современным  представлениям,  музейная  экспозиция   –  это целенаправленная    и    научно   обоснованная    демонстрация    музейны х  предметов,  ко торые организованы композиционно, снабжены комментарием, те хнически и ху дожественно оформлены и в итоге создаю т специфический музейный образ4. Экспозиционная деяте льность является базой для  реализации культурно - образовательной деяте льнос ти музея. Формами последней являютс я экскурсии и ле кции, сложившиеся ещѐ в конце 19 в. Кроме того, существуют другие формы образовательной работы: лектории, музыкальные и литературные гос тиные, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы 5.

Со хранить и передать потомкам уникальное историко-культурное наследие – основная задача Лянторского хантыйского этно графического музея, расположившегося на берегу реки Вачим -ягун, на месте старого хантыйского стойбища . Музей впервые распахну л свои двери для посе тителей 29 ноября 1989 го да. Ос новате лем и первым директором музея была Алла Ивановна Цукор 6. В настоящее время директором музея является Елена Азимовна Подосян. Музей представляе т собой научно -исследовате льский центр, активно возрождающий традиции и обычаи хантов, проживающих в до лине р. Пим. Деяте льность музея уже получила высокую оценку –

последние 3 го да подряд он признае тся лучшим музеем Сургутского района.

 

1 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта государственного задания "Прикладная гуманитаристика: актуализация практически ориентированных подходов в исследовании культуры", код проекта 2111.

2Направления музейной деятельности // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL:   htt p://www.museum.ru/rme/musbis.asp (дата

обращения: 10.09.2014).

3 Экспозиционная деятельность // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp (дата обращения: 04.09.2014).

4 Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т . 2. С. 355.

5 Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия [сайт]. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_cult .asp (дата обращения: 04.09.2014).

6Лянторский хантыйский этнографический музей // Ugratravel[сайт]. URL: http://ugra.t ravel/ru/goroda-i-rajony/surgut skij-rajon/muzei/lyantorskij-hant yjskij-et nograficheskij-muzej.html?show=info (дата обращения: 11.06.2014).


Материальное культурное наследие в музее предс тавлено фондами и экспозицией. Музейные фонды играют важную роль во все х на правлениях музейной деяте льности. Первые 22 предме та материальной культуры хантов, положившие основу ко лле кциям музея, были пере даны в дар ху дожником А.М. Куликовым, перед е го отъездом в Эстонию 7. Для пополнения фондов со трудники проводят активную экспедиционную рабо ту, выезжая на  хантыйские с тойбища.  На сего дня  коллекции музея насчитываю т 8723 предмета  основного   и научно -вспомогательного фондов.Постоянная э кспозициямузея,пре дставляю щая материальную и ду ховную культуру хантов, располагае тся в четыре х выс тавочны х зала х: 1 – краеведение , ста ционарное жилище, о леневодс тво; 2 – животный мир, о хота; 3 – рыболовс тво; 4 – о дежда, музыка льные инс трументы.

Кроме   того,  материальная  составляющая   культурного   наследия  предс тавлена    парком -музеем   под открытым  небом, основанным  в 1994  г.  На  территории музея разместился  ар хитектурно -этно графический комплекс, дающий полное предс тавление о традиционной ку льтуре, быте и хозяйс твенной деяте льности пимских хантов. Он включает с ле дующие строения: дымокур для оленей; уличную печь для выпечки хлеба; коптильню для рыбы; охотничий дом; весенний, ле тний, осенний    и зимний  дома;несколько  хозяйс твенны х  лабазов; священный лабаз на дву х ножка х; домик для роженицы;вешала для неводов, се тей, одежды; навес для хранения нарт,   лодок;   шалаш -хо лодильник   для   хранения  мяса,  рыбы;  этноизбушку   для  проведе ния  различны х мероприятий.

Особое внимание в музее уделяется ку льтурно -образовательнойдеяте льнос ти. С це лью популяризации материальной и ду ховной культуры хантов разработан цикл занятий для дошкольников и учащихся школ города.На территории парка -музея регулярно проводятся национа льные праздники. Их главна я за дача – воссоздание и сохранение для будущих поколе ний самобытной культуры пимских хантов, сконцентрированной в обрядовой сфере, т.е. актуализация прежде всего нематериальной составляющей ку льтурного нас ледия.

С апре ля 2004 г. на территории музея еже годно праздную т «День ворона» – праздник вс тречи весны. К празднику на соснах разве шиваю т баранки, конфе ты, лепят сне жки – яйца ворона, де лаю т воронье гнездо, ч тобы в текущем году рожда лось больше де тей. На территории музейного парка устраивают обряд очищения снегом, исполняю т песню о вороне и танец воронят, прово дят подвижные игры коренны х народов Севера, мастер -класс по изго товлению традиционной куклы.  Все  эти  дейс тва  сопровождаю тся  выс туплениями  фольклорны х колле ктивов. Завершается праздник зачиты ванием наказов ворона де тям 8.

Традиционный праздник вс тречи лета - «Праздник трясогузки» - проводится возле этноизбушки. Из нее вы ходит ве дущий в костюме вороны и предлагае т де тям поучаствовать в различны х игра х. По  завершении игр де тям загадываю т зага дки. Прощаясь с де тьми, желаю т им провести лето та к же весело и шумно, как праздник его встречи 9.

Во время проведения детс кого праздника «День рыбака и охотника» детям предлагае тся поучаствовать в викторине и отве тить на вопросы о коренны х жителях и их занятиях. Затем участники де лятся на две команды и приступают к разгады ванию ребусов. После проводятся игры«удачная рыбалка», «перетяни па лку», «дорисуй птицу» и др.

С 2011 по 2013 г. в рамка х Дня родного языка , 21 февраля, де тей зна комили с элементами медвежьего праздника. У хантов медведь считается свяще нным живо тным. Э лементы посвященного ему праздника сотрудники музея восстановили на основе рассказов хантов реки Пим, записан ны х во время проводимых этнографических экспе диций. Каждый год инсценировали какой -то один сюже т из ме двежьего праздника. Реконструкции называ лись « В гостях у когтис того с тарика». С 2014 г. инсценировки пре кратились, поскольку медвежий праздник ханты рассматривают ка к главное священное действие и обращение к нему требует большой осторожности10.

Молодоженам на территории музея предлагае тся провести сва дебный обряд « Вместе», освятив узы  брака по традициям пимских хантов. Молодоженов встречают под хантыйскую музыку, звучат с лова приве тс твия на хантыйском языке . После приве тс твия они про хо дят обряд очищения дымом. Затем, чтобы прожить всю жизнь вместе, молодые про ходят по д священным покрывалом и оказываются у свяще нной нарты, где на хо дитс я голова священного зверя - медве дя. Чтобы в доме всегда было уютно, жених и невес та должны по клониться медве дю и бросить в коробку-корневатик монеты. Да лее молодые иду т поклоняться  березе, расположенной на территории музея. Загадав желание , за вязываю т на ней ленту.

    

7Лянторский хантыйский этнографический музей. Книга по ступлений инв. № 1 – 2461. Л. 2–8.

8 Интервью с Подосян Еленой Азимовной – директоромМуниципального учреждения культуры «Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.

9Лозямова Т .А. Проект «Йимэнкатэл» традиционнее праздники коренных народов Севера. Лянтор, 2013. С. 12–16 // Архив Лянторского хантыйского этнографического музея. Б/н.

10 Интервью с Подосян Еленой Азимовной – директоромМуниципального учреждения культуры «Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.


Как видим, в Лянторском хантыйс ком этнографическом музееприменяются различные формы актуализации э тнокультурного насле дия хантов .У музея накопле н большой опыт в разработке и реализациикак экспозиций, так и культурно-образовательны х программ . Сотрудники музея проводят комплексные  мероприятия, в которы х задейс твованы все виды ку льтурного наследия и в которые вовлечены все возрастные ка те гории посетите лей – и де ти, и взрослые. Следуе т отме тить аутентичность музейны х реконструкций, достигну тую благодаря регу лярно проводимым этнографическим экспедициям.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Интервью   с   Подосян    Еленой   Азимовной    –    директоромМуниципального   учреждения    культуры«Лянторский хантыйский этнографический музей». Лянтор, 2014.

2.           Культурно-образовательная  деяте льность  музеев  //  Российская  музейная  энциклопе дия  [сайт].  URL: http://www.museum.ru/rme/ mb_cult.asp (да та обращения: 04.09.2014).

3.           Лозямова Т.А. Проект «Йимэнка тэл» тра диционнее праздники коренны х народов Севера. Лянтор, 2013. 21 с. // Архив Лянторского хантыйского э тнографического музея. Б/н.

4.           Лянторский хантыйс кий э тнографический музей // Ugrat ravel[сайт]. URL: http://ugra.travel/ru/goroda-i- rajony/surgutskij-ra jon/mu ze i/lyantorskij-hantyjskij-etnograficheskij-mu ze j.ht ml?show=info (да та обращения: 11.06.2014).

5.           Лянторский хантыйс кий э тнографический музей. Книга пос туплений инв. № 1 – 2461.

6.           Направления      музейной       деяте льнос ти     //       Российская      музейная       энциклопе дия [сайт].      URL: http://www.museum.ru/rme/ musbis.asp (дата обращения: 10.09.2014).

7.           Российская музейная энциклопе дия. М., 2001. Т. 2. 847 с .

8.           Экспозиционная        деяте льнос ть       //        Российская        музейная        энциклопе дия        [сайт].         URL: http://www.museum.ru/rme/ mb_e xp.asp (дата обращения: 04.09.2014).