Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА И ЗАКАЗЧИКА. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ КОНСЕРВАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 ноября 2018г.
Аннотация.

К сожалению, многие люди в современном обществе имеют довольно отдаленное представление о дизайне и его продуктах. Они считают, что дизайн - это создание иллюстраций или обработка фотографий в программе «Photoshop». Увы, дизайн и реклама (а также традиционно живопись, политика и военное искусство) – это области, в которых каждый считает себя специалистом. Большинство думает, что дизайн – это просто и легко, каких-либо умений и труда не требует и рассматривают дизайнера не как специалиста, на которого можно полностью и без оглядки положиться, а как инструментарий.

Ключевые слова: Дизайн и общество, коммуникативный потенциал дизайна, взаимодействие дизайнера и клиента.

Дизайн – это многоуровневое, объёмное гуманитарно-техническое и графическое знание, включающее в себя множество компонентов по профилю деятельности, что непонятно людям, не имеющим такого образования.

Именно поэтому происходят противоречия между заказчиком и дизайнером, оттого что потребители в целом видят продукт со своей точки зрения, а не с профессиональной. Заказчик лучше дизайнера знает потребительские качества своего товара, его приоритетные значения в сравнении с конкурентами. Но обратившись за помощью к дизайнеру достаточно донести эту информацию до специалиста, а далее доверится его профессионализму. Понятны опасения рекламодателей. Ведь одна дизайн-концепция продает, а другая впустую тратит деньги заказчика. Красивый и эффектный проект может быть совершенно неэффективным, а примитивный или даже раздражающий вдвое увеличивает продажи. В данном случае уместна цитата американского предпринимателя, изобретателя и промышленного дизайнера - Стива Джобса: «Дизайн — забавное слово. Некоторые люди думают, что дизайн — это то, как что-то выглядит. Но, конечно же, если вы посмотрите глубже, дизайн — это то, как что-то работает». [9] Клиенты не могут отличить качественный дизайн от некачественного, так как «человеку далекому от искусства» это очень сложно. От чего, многие клиенты не рассматривают дизайнера как специалиста.

Однако, квалифицированный графический дизайнер оперирует такими понятиями и формами деятельности, как композиция, колористика, дизайн-концепция, типографика, инфографика, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации. Он умеет выразить главную идею и преподнести ее понятно для целевой аудитории. Основа профессии дизайнер — способность к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс. Он мыслит абстрактно и легко обрабатывает любую информацию, даже противоречивую и неоднозначную.

Так, российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках» [3]

Профессиональный дизайнер должен обладать рядом полезных навыков, которые позволят ему работать над самыми разными проектами. Для дизайнера очень важно уметь визуализировать свои идеи, но также он должен иметь навыки письменного и устного общения. Поскольку при эффективном общении, он сможет разработать с клиентом такой проект, который сможет достичь своих целей.

Залогом успеха любого дизайн-проекта служит доверие и понимание между клиентом и исполнителем. Качественный результат зависит от того, как быстро эти двое смогут договориться, и поскольку заказчики – взрослые, сформировавшиеся личности со своей картиной мира, ответственность за выстраивание взаимоотношений лежит на дизайнере.

Таким образом перед дизайнером встает вопрос: как вызвать у клиента доверие к себе, как научиться профессионально общаться с заказчиком, понимать задачи, как обосновать клиенту дизайн- решения и аргументированно защитить проект, как грамотно объяснить заказчику дизайн-концепцию. Возникает необходимость поиска эффективных инструментов для позитивного диалога дизайнера с клиентом. Конструктивное общение с заказчиком должно быть непрерывным – от начала работы над проектом до полного её завершения. Важно достичь взаимопонимания с обеих сторон, учитывая то, что цели клиента в процессе создания проекта частенько меняются. Многие задаются вопросом, как убрать стену недопонимания. Внезапные идеи заказчика могут расходиться с видением профессионала. Клиент имеет представление о том, что хочет за свои деньги, но это представление очень абстрактно. Как правило, заказчик основывается исключительно на собственных предпочтениях, но о вкусах не спорят, даже если они не сходятся с общепринятыми понятиями об эстетике, и уж тем более с профессиональным мнением дизайнера.

Очень часто заказчику не удается взглянуть на ситуацию со стороны и понять, что его личные вкусы в этом деле куда менее важны, чем впечатления его будущих клиентов. Именно они будут оценивать дизайн и их предпочтения необходимо «угадать» вместе с дизайнером. Прежде всего дизайнер думает о задаче, которую будет решать его работа. Он привык мыслить категориями пользы, сочетаемости и контрастности, а заказчик – нет. И, в отличие от заказчика, у дизайнера есть главное преимущество – объективность. В работе он ориентируется не на субъективный вкус, а на опыт и устоявшиеся дизайнерские приемы. Пол Рэнд, дизайнер и арт-директор, создавший фирменный стиль для «IBM», «Ford», «NeXT» и других известных компаний, подчеркнул: «Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.» [10]

Дизайн зависим от вкусов и желаний конкретного заказчика, который слабо знаком с дизайном. Чтобы не возникало проблем при взаимодействии графического дизайнера и заказчика специалисты нашли выход из таких ситуаций - перед началом проекта дизайнер должен провести бриф с заказчиком. То есть составить документ, содержащий наиболее подробное описание целей, задач. Он является связующим звеном между заказчиком и исполнителем. Грамотно заполненный бриф дает неоспоримое преимущество в самом начале работы, он упорядочивает идеи, которые возникают у заказчика, и направляет их в необходимое русло. Так же исполнить каприз заказчика и не разочароваться в собственной работе можно, предложив клиенту 2-3 альтернативных варианта решений, тем самым вовлекая его в рабочий процесс. Мы становимся командой, а он важной единицей в достижении поставленных целей. Так его желания облекаются в ту форму, что приемлема с точки зрения грамотного дизайна и хорошего вкуса.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось отметить, чтобы общение было продуктивным, заказчику необходимо максимально подробно донести до дизайнера все предпочтения, предоставить полную, исчерпывающую информацию, которая поможет дизайнеру выбрать конкретное решение задачи. А дизайнер, в свою очередь, должен уметь презентовать, объяснить, доказать, отстоять свою точку зрения в проекте. В противном случае получится не проект, а «каша», концепция, в которой будет полный беспорядок.

В данной профессии в совокупности работают творчество и менеджмент, вследствие этого можно сделать вывод, что немаловажным является коммуникативная функция общения, которая реализуется в обмене информацией между заказчиком и исполнителем. В процессе общения они должны обмениваться между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, с помощью которых произойдет не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, идеи, концепции. Возможно это только в том случае, если информация не просто принята, но понята и осмыслена.

Одним из главных секретов успеха дизайнера является знание человеческой психологии, а также коммуникативный аспект общения. Деловые отношения должны строиться на взаимоуважении, контролировании своих эмоций, а особенно сдерживание своих чувств в высказываниях.

Формулы идеальных взаимоотношений не существует, но стремиться к ним следует. Только имея качественное общение, можно достичь взаимопонимания и создать привлекательные и интересные проекты, которыми останутся довольны и клиенты, и сами дизайнеры.

Таким образом, необходимо отметить, что неотъемлемой частью работы дизайнера является взаимодействие с клиентами, а психология есть важнейшая часть дизайна. В отрасли графического дизайна ощущается потребность в развитии навыков психологии. Исходя из этого, необходимо разработать такой курс в вузе, где будущих дизайнеров обучат психологии общения с покупателями, а также научат предпринимать правильные шаги для решения конфликтов.



Список литературы

 

1.        Громова О.Н. Конфликтология. - М: ГАУ, 1993.

2.        Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2004.

3.        Дружинин В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

4.        Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мн., 1996.

5.        Полянский А. Кто такой дизайнер, и что такое дизайн-мышление на самом деле? 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://zillion.net/ (дата обращения: 18.08.2018)

6.        Смирнов А. Конфликт с дизайнером, дизайнер нарисовал «не то». 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://conspirolog.ru/ (дата обращения: 20.08.2018)

7.        Молькова Е.Ю., Дюжакова Д.А. Правовые аспекты взаимоотношений с клиентами в сфере дизайна интерьера в истории и современности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 27.08.2018)

8.        Правила    жизни     Стива     Джобса          [Электронный     ресурс]     .     –     Режим     доступа:    URL https://esquire.ru/rules/12512-steve-jobs/ (дата обращения: 02.09.2018)

9.        Великий          минималист          [Электронный          ресурс]:          –          Режим          доступа:         URL https://readymag.com/u10953952/511300/ (дата обращения: 01.09.2018)